Данное сочинение было написано в рамках Всероссийской олимпиады школьников по литературе "Классное чтение", проводимой Институтом филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2019-2020 уч. году. В данном конурсе приняли участие 6 десятиклассников.
Лучший результат: Исаков Данила Андреевич - 5 место.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_chelovechnost.docx | 21.6 КБ |
protokol_klassnoe-chtenie.pdf | 255.04 КБ |
Человечность в военное время
(на материале произведений русской литературы)
Несмотря на то что сегодня мы все больше погружаемся в общество и не можем представить себе жизнь вдали от социума, человек, однако, все больше отдаляется от другого человека. Представляя собой единое целое, мы непрочно связаны между собой теми обычными человеческими истинами, которые с древних времен удерживали нас от морального разложения. Я бы хотела затронуть понятие человечность как нравственную ценность общества, а особенно проявление человечности во время войны.
Война – нечто противоречащее гуманистическим идеалам: любви, прощению, человечности. Что такое человечность? Это уважение к личности, ко всему живому, способность поставить себя на место другого, оказать посильную помощь, помнить, кто мы есть: абсолютно разные люди, способные совершать ошибки, зло, но также умеющие осознать свои действия, простить и помочь. Война заставляет отказаться от главных ценностей, видеть в других людях худших или лучших, что противоречит человеческой природе. Поэтому так ценны истории о человечности в военное время, они напоминают нам о нашей сущности, которая сильнее и вышенечеловеческого лица войны.
О человечности во время Второй мировой войныписали многие русские и зарубежные авторы. Изучая различные произведения, мне особенно запомнился рассказ «Гутен морген, Фриц» Ольги Берггольц.
В произведении О. Берггольц поднимаются очень интересные темы – положение детей во время войны, сострадание к «врагам». Сегодня сложно представить себе «неприятеля», но в то время это был довольно четкий образ, который все должны были ненавидеть, порицать, издеваться над ним и хотеть избавиться от него, чаще всего убивая. Откровенно говоря, мне очень сложно представить, как обычные люди, имеющие любящих и любимых людей, могли идти на поле боя и убивать себе подобных. Это звучит нелепо и никак не укладывается в голове, а для кого-то это было ежедневным занятием, ежедневной пыткой. Поражает подвиг не столько тех, кто «победил», но «подвиг» тех, кто переборол в себе все человеческое и смог привыкнутьк постоянным убийствам. Но можно ли к ним привыкнуть? После войны невозможно остаться тем же человеком, туда шли простые люди, а возвращались убийцы, чьи «преступления» не были противозаконными лишь потому, что они обивали нужных людей. В нашей природе не заложено убийство, человеку, как и обычному животному, чуждо убивать себеподобных, но почему-то испокон веков мы идем войнами друг на друга, забывая о том, что мы являемся единым целым, единым видом.
Говоря о взрослых мужчинах, переживающих войну, невозможно не помнить о детях, оставшихся без отцов и матерей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, или даже участвующих в военных действиях. Можно вспоминать о героизме маленьких детей во время партизанской войны, но сейчас я хочу поговорить об их страданиях. Война – это травма на всю жизнь для любого человека, взрослого или ребенка. Сегодня такие вещи принято прорабатывать со специалистами, но и по сей день психологическое здоровье не стоит на том же уровне, что и здоровье физическое, что и говорить о сороковых годах прошлого века, особенно в Советском Союзе. Миллионы людей, переживших военные действия, не получили должной психологической помощи, хотя обычный человек не может справиться с таким в одиночку – с тем, что он убивал или постоянно находился в смертельной опасности. Если в интернете спросить о «влиянии второй мировой войны на детей», то в первую очередь можно увидеть страницы о демографической ситуации, потом об изменившемся качестве жизни, но сложно найти информацию о ментальном состоянии ребенка, который жил во время военных действий.
В произведении «Гутен морген, Фриц» рассказывается о девочке, которая пережила блокаду Ленинграда, однако конкретно вопросу блокады уделяется мало внимания, повествование сосредоточено вокруг отношения Гали к ее «врагам» - «фрицам». Я беру слово «враг» в кавычки, так как убежденно не понимаю, каклюди могут враждовать друг с другом, используя оружие, не имея каких-то личных конфликтов, недопониманий. Мне непонятна сама концепция войны –нападение на другое государство с целью…с какой целью? В древние времена главной целью было захватить чужую территорию и богатства, но сейчас и даже в двадцатом веке это видится абсолютно бессмысленным. Доказательство свой идеологии, «правоты» посредством военных действий кажется нелепым.
В книге Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен»очень точно поднимается тема влияния войны на жизни молодых немцев, попавших на фронт. Даже в самом эпиграфе («Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов») и во многих отрывках, например в первой главе («Ведь Кантореков[учитель главного героя]были тысячи, и все они были убеждены, что таким образом они творят благое дело, не очень утруждая при этом себя.[…]Они должны были бы помочь нам, восемнадцатилетним, войти в пору зрелости, в мир труда, долга, культуры и прогресса, стать посредниками между нами и нашим будущим. Но как только мы увидели первого убитого, это убеждение развеялось в прах. Мы поняли, что их поколение не так честно, как наше; их превосходство заключалось лишь в том, что они умели красиво говорить и обладали известной ловкостью. Первый же артиллерийский обстрел раскрыл перед нами наше заблуждение, и под этим огнем рухнуло то мировоззрение, которое они нам прививали.
Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами): мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось»)
В рассказе можно проследить какое влияние оказала война на ребенка: «А дите плакало от обиды, что его зачем-то хотят убить…Рокот самолетов в небе, свист бомб пронизывали Галку неистовым страхом, и она не любила смотреть на небо. Маленький, низкорослый человек, гуляя по улицам в минуты затишья, она смотрела больше себе под ноги…» Галя не видела немцев вживую, но у нее в голове уже был четкий образ «врага», который отнял у нее то, что она любила. В поведении девочки не видно агрессии, скорее непонимание того, почему ей угрожает опасность, хотя она ничего не сделала – и это адекватная реакция человека на войну. Показателен конец произведения, Галя не стала дразнить пленных немцев, как остальные дети, она лишь поздоровалась с ними (хотя я и не уверена в корректном обращении «фриц», но думаю, что и Галя об этом не задумывалась). Является ли это человечностью девочки? Как минимум нормальным человеческим поведением – этот конкретный немец ничего ей не сделал, он является такой же жертвой войны, как и она сама.
Человечность – это то качество, которое так трудно и необходимо проявлять в военное время. Мы всегда должны помнить, кто мы есть, что мы люди, а значит умеем решать конфликты словами и не созданы для того, чтобы вредить друг другу. Мы должны помогать, принимать других и себя самих. Проявлять человечность, ценить моральные идеалы – вот залог здорового современного общества.
Рисуем акварельное мороженое
Простые летающие модели из бумаги
Нора Аргунова. Щенята
Галка в чужих перьях
"Морская болезнь" у космонавтов