• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "Интерпретация символики чисел и слов со значением числа в поэме Лермонтова "Мцыри"

Опубликовано Соколова Наталья Александровна вкл 08.03.2021 - 18:02
Автор: 
Чуйко Александр, Заворохин Владимир

Числа, как символы, всегда притягивали и притягивают своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Но как влияют числа, использованные поэтом, и их символическое значение на раскрытие идеи произведения - об этом нам ничего не удалось найти. Возможно, наш вариант прочтения поэмы через анализ символики чисел и слов со значением числа привнесет новизну в восприятие этого произведения и заставит увидеть и проанализировать ещё один неизученный пласт художественного своеобразия поэмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interpretatsiya_simvoliki_chisel_i_slov_so_znacheniem_chisla_v_poeme_lermontova_mtsyri_-_kopiya.docx50.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

Актуальность. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» вызывала и вызывает неподдельный интерес у литературоведов. Это произведение исследовалось глубоко и многогранно как современниками поэта, так и критиками более позднего периода. Анализ поэмы можно найти в трудах В.Г. Белинского, С.Т. Аксакова, Ю.В. Манна, Д.Е. Максимова, Ю.М. Лотмана и других. Глубоко и подробно исследованы мотивы поэмы, ее композиция, образ главного героя. Поэма очень символична, потому что является романтической поэмой. Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции, поэтому изучены, конечно, и образы-символы произведения. Традиционно здесь рассматриваются следующие  словесные романтические символы: монастырь - олицетворение тюрьмы, заключения; природа - символ свободы, к ней рвется герой; барс как символ опасности, таящейся в природе, но не останавливающей романтического героя.

При изучении поэмы на уроке литературы мы обратили внимание на числа, встречающиеся в произведении.  Числа, как символы, всегда притягивали и притягивают своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Но как влияют числа, использованные поэтом, и их символическое значение на раскрытие идеи произведения - об этом нам ничего не удалось найти. Возможно, наш вариант прочтения поэмы через анализ символики чисел и слов со значением числа привнесет новизну в восприятие этого произведения и заставит увидеть и проанализировать ещё один неизученный пласт художественного своеобразия поэмы.

Цель: определить, какую символическую нагрузку несут в себе числа и слова со значением числа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и как они работают на раскрытие идеи произведения. 

Задачи:
1. Найти общую информацию об истории, типах и видах символов.
2. Узнать общепринятые символические значения чисел, использованных в поэме.
3. Интерпретировать исследуемые символы и определить их роль в произведении.
4. Опубликовать работу на сайте «Алые паруса» (проект для одарённых детей)

Объект исследования – поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Предмет исследования – числа и слова со значением числа в поэме.

Методы исследования: изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, синтез, классификация, аналогия.

  1. Теоретическая часть

История символов 

 

Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.

Первые вещественные символы относятся к эпохе среднего палеолита. Это было время неандертальцев. Они не были ещё людьми в полном смысле этого слова. Неандертальцы использовали красную охру в процессе нанесения смволов. Ритуальные символы являлись древнейшими. Со временем они перешли в мифологию, искусство и религию. 

В основе всех символов лежат мифологические корни. 

Дионисий Ареопагит (конец I в. н. э.) пояснял, что символы есть предметы, которые передают «истину Божественной сущности», не отображая её непосредственно, но представляют собой «несходные подобия». Понятие символа тесно связано с такими категориями, как художественный образ, аллегория, художественный троп, но отличается от них всеобъемлющим значением. 

В литературе символы часто являются декорациями, образами, которые служат для выражения идей. Авторы часто используют символы, чтобы придать своей работе больше смысла и глубины. Это один из самых основных и распространенных литературных приемов.  

 

Виды символов 

Символы бывают различных форм: звуковые, графические, в виде жестов. Главная задача символов перевести  реальность в тот формат, в котором человек их лучше воспринимает. 

Звуковые символы 

Это может быть прозвучавшее слово, нота. К звуковым символам прибегали, когда письменная форма могла быть опасна. 

Графические символы 

Отличаются тем, что не требуют посредника для воспроизведения.  

Различают следующие виды графических символов: 

Петроглиф и петрограмма (с греческого «резьба по камню») - высеченные изображения птиц и животных  на скалах.

Пиктограмма - это рисунок - изображение, используемое в качестве символа для обозначения нужного слова. Так волной изображали воду. 

Иероглиф -это знак, обозначавший определенное понятие, слог или звук речи. 

Алфавит – это совокупность букв, расположенных в определенном порядке. 

Конкретные символы. К ним относятся символы, переданные с помощью геометрических фигур, чертежей и рисунков.  

Абстрактные символы - отличаются тем, что существуют в не физической форме. Самым популярным является философский камень. В реальности он не существует. Однако он оказал влияние на философию и в целом на науку. 

Также различают простые и сложные символы. К простым относятся 

треугольники, квадраты, точки, линии. К сложным - сложные композиции, где каждый элемент имеет свое значение. 

Магические символы -  это особые вещи или изображения, выполняющие защитные, успокаивающие, направляющие, идеологические и другие функции.

Также различают символы осознанные и неосознанные. К осознанным символам люди привыкали на протяжении тысячелетий. Так, тьма в нашем сознании ассоциируется со злом. А связано это с тем, что у древних людей ночь была связана с опасностью, потому что ночью племена подвергались нападению хищников. Неосознанных символов очень много, и люди их обычно не замечают. Это, в первую очередь, слова. Мы не замечаем символики букв. Зато сразу вдумываемся в смысл всего слова. 

Типы символов

Выделяются два типа символов. К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении. 

         Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы: «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты. 
 
             Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П. Чехова, барса в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «Когда за городом, задумчив, я брожу...», бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторы часто используют символы, чтобы придать своей работе больше смысла и глубины. Это один из самых основных и распространенных литературных приемов. И главное удовольствие для читателя — расшифровать смысл написанного. 

Наша работа посвящена символам – числам. Символика чисел – интереснейшая тема. Цифры окружают нас повсюду, и нумерологи уже давно занимаются их расшифровкой и объяснением того, что они могут означать. Регулярно они выясняют какие-то интересные факты и занимательные сведения.

 

  1. Практическая часть

                                 

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» основан на реальных событиях и представляет собой художественно переработанную историю о пленном шестилетнем горце, попавшем в монастырь. В душных и мрачных стенах среди чужих людей Мцыри отчаянно тоскует по родной стороне. Он дичится и никого не подпускает к себе, но со временем мирится со своей горькой участью и даже собирается постричься в монахи. Накануне этого события что-то происходит в душе Мцыри, и он решается на побег. Юноше важно ощутить пьянящий вкус свободы. Он сбегает из монастыря и скрывается в лесной чаще. Три блаженных дня проводит герой на воле. Но встреча и бой  с разъяренным барсом становятся роковым для юноши: он побеждает хищника, но сам получает смертельные раны и вновь оказывается в монастыре, принесенный туда обнаружившими его монахами. Умирая, Мцыри просит, чтоб его похоронили за пределами монастыря в саду, на  воле, ведь именно там впервые за много лет он почувствовал себя свободным и счастливым.

В поэме Лермонтов употребляет числа 1, 2, 3, 100, 1млн. При интерпретации смысла числа мы основывались на его общепринятом значении, на контексте произведения и взглядах Лермонтова на жизнь. Наша трактовка  не претендует на истину, так как у любого символа множество значений и читатель может согласиться с нашим вариантом или предложить своё толкование.

Число 1

Значение:

1) чаще всего обозначает божественное число ( Бог «един», «единственный», «одинокий»),

2) означает самостоятельность;

3) иногда с помощью него ставят акцент на чем либо и уделяют этому особое внимание;

4) также трактуется как число цели.

В поэме это число встречается 8 раз.

11) Теперь один старик седой,
 Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит

«Один» - олицетворяет одиночество человека, оставшегося единственным свидетелем произошедших событий, единственным хранителем исторической памяти.

2) Из жалости один монах
Больного призрел…

21)Таков цветок

Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных.

Значение избирательности. Указывает на равнодушие людей к судьбе Мцыри. Герой не чувствует участия к себе и своей судьбе, отсюда его неприятие новой жизни и мотив одиночества человека среди людей.

Тема одиночества

3)Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

14) Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

24)Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной.

Автор делает акцент на главном и  единственном желании Мцыри – обрести свободу.  Также звучит мысль о недостижении желаемого. Здесь реализуется одно из символических значений числа – цель.

Тема свободы, которая является единственной ценностью для Мцыри

9)Бежал я долго — где, куда?

    Не знаю! ни одна звезда
   Не озаряла трудный путь.

16)Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок.

Препятствие на пути к цели, сила и мощь природы, опасность, которую таит в себе для человека она.

14)Уж луна вверху сияла, и одна
Лишь
тучка кралася за ней,

Как нам кажется, луна здесь олицетворяет самого Мцыри, а одна тучка – это его неизбежная судьба. Судьба его имеет единственное решение – трагическое, так как Мцыри – романтический герой и внутренний конфликт неизбежен и гибель неизбежна: наполненный новыми эмоциями Мцыри, словно сияющий изнутри. и уже где-то в темноте притаившийся барс, несущий герою смерть.

Тема предопределенности судьбы романтического героя

Таким образом, число 1 в произведении во многом соотносится с общепринятым толкованием его значения и символизирует характерные для романтического произведения черты: одиночество героя, самостоятельность принятых им решений на пути к цели, препятствие на пути к цели, опасность, таящуюся в природе, и предначертанность судьбы.

Число 2

Значение:

1) символ парности, оппозиция одиночеству;

2) в романтизме обозначает два мира: реальный и идеальный;

3) в  язычестве символизирует зло и смерть. Похожая точка зрения была и у древних пифогорейцев. Согласно их трактовке, все непарные числа олицетворяют горе и разочарование. У славянских же народов имелось другое обоснование такой традиции. Так, преподнося два цветка на могилу, пришедший дарил один усопшему, а второй — его ангелу-хранителю;

4) символ противоположностей.

В поэме это число встречается также 8 раз, как и число 1.

1)Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись,
будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Монастырь расположен на слиянии двух рек. Нам кажется, что здесь возможна отсылка к двум реальным биографическим фактам: истории жизни художника П. Захарова (Чеченца) и старого монаха, встретившегося Лермонтову на Военно-Грузинской дороге. Истории жизни этих двух людей, слившись в одну, стали историей жизни Мцыри, связанной с монастырем.

3)Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Романтическое двоемирие: две жизни в мире реальном (монастырь) за одну жизнь в идеальном мире ( на свободе, в родном ауле)

13)Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;

Сакля – это жилище кавказских горцев, иными словами, дом. Два дома – пара, семья, домашнее тепло. Этот образ резко противопоставлен одиночеству Мцыри.

Тема семьи, любви, брака

16) Мелькнула тень, и двух огней
Промчались
искры... 

Глаза зверя, ждущего битвы

18) Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там
два раза повернуть
Мое оружье... 

Он завыл,

Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как
пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Описание рукопашного боя. Слабый телом Мцыри оказывается очень сильным духом. Одерживая победу над барсом, он демонстрирует превосходство духа над плотью. Число 2 усиливает звучание мотива победы над препятствиями не пути к свободе.

Пара змей и двух друзей – здесь поэт проводит параллель между миром природы и миром людей. Человек – часть природы. Он и есть природа. Борьба равных.

23 )Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.

Две горы – символ двух частей души Мцыри, одна из которых связана с его родным аулом, а вторая с его жизнью в монастыре.

Романтическое двоемирие

26) Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа…

Два куста на могиле как символ смерти ( четное число). причем эти кусты уже давно цвели. И место под ними стало могилой для главного героя поэмы. Следовательно, ему была давно уготована смерть.

 

Тема предопределенности судьбы

Число 2 в поэме также во многом соответствует своим символическим значениям и противопоставлено числу 1 ( пара, семья с одной стороны и одиночество Мцыри с другой). Кроме того, оно указывает на наличие двух миров: реального, из которого стремится вырваться Мцыри, и идеального, соотносимого у героя с природой, частью которой он является, с домом, со свободой в целом. А также это число символизирует смерть, гибель, почти неизбежную для романтического героя.

Число 3

Значение:

1)  является волшебным числом. всем известно сказочное троекратное повторение;

2) символ семьи (муж, жена, ребенок);

3) олицетворяет природу мира: небо, земля и вода. И природу человека : тело, душа,  Дух. Рождение , жизнь и смерть.

4) в христианской доктрине символизирует Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), то есть это число божественное.

Используется в поэме 1 раз

2)Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.

Мцыри провел на свободе всего три дня, но только здесь он обрел радость жизни. Что ждало героя за стенами монастыря? Свобода, любовь (встреча с грузинкой) и борьба (бой с барсом) – это три ценности героя-романтика.

Для Мцыри это были три блаженных, божественных дня. И снова , как нам кажется, в поэме звучит тема рока, предопределенности. Ему было свыше отведено всего три дня. За это время он ощутил красоту и силу природы, проявил силу духа, почувствовал наконец вкус жизни.

Через число 3 Лермонтов доносит до читателя основные ценности романтического героя, его желания и стремления. Мцыри проходит этапы осмысления жизни, осознание нового себя.

Число 1000000

Значение (по словарю Ефремовой):

1) Миллион - неопределенно большое множество кого-либо, чего-либо.

Число используется в поэме 1 раз

15) И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста...

Изображение враждебности мира по отношению к Мцыри, страх и опасность.

Это число передает враждебность природы по отношению к человеку, создает оппозицию «монастырь – природа». Это испытание для Мцыри, но он преодолевает страх на пути к заветной цели.

Число 100

Число воплотилось в существительном «сотня». Используется в поэме 1 раз.

10) Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых
сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.

Образ бурлящего многоголосого ручья напоминает Мцыри о вечной борьбе, в вечном  споре. Точно так же Мцыри неустанно борется со своей судьбой. Однако как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю.

Сотня спорящих голосов олицетворяет протест главного героя поэмы против уготованной ему судьбы, борьбу за свои устремления.

  1. Заключение

Роль чисел и слов со значением числа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» такова: они глубже  раскрывают идею и конфликт произведения, полнее показывают особенности романтического героя: мы увидели одинокую, цельную, смелую, свободолюбивую личность. Через символику чисел мы осознали связь человека и природы, связь человека с его родиной, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Числа показали нам важные для героя жизненные ценности, силу его внутреннего мира. Тема рока и предопределенности жизни человека через раскрытие значения числа становится более очевидной.

В поэме М.Ю. Лермонтов использует числа-символы первого типа, то есть символы, имеющие опору в культурной традиции. Значение чисел  в принципе более или менее понятно читателю, но поэт привнес в их толкование индивидуальные смысловые оттенки, важные для него в произведении.


  1. Список используемой литературы:
  1. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. Литеатура 8 класс - Москва: Просвещение. 2014.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Символ 
  3. https://simvolistika.ru/simvol-ponyatie-vidy-priznaki.. 
  4. https://fb.ru/article/292086/simvolika-chisel-v-drevnih-kulturah-i-literature
  5. https://paruslife.ru/vse-stati/simvolika-chisel-v-proizvedeniyah-russkoj-literatury-simvolizm-v-literature.html


Поделиться:

Валентин Берестов. Аист и соловей

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Прекрасная химия

Подарок

Сказка "Дятел, заяц и медведь"