Рецензия на проектную работу
ученика 6 класса А Смирнова Станислава
по теме Оксюморон как стилистическая фигура
предметная область Литература
руководитель проекта Кабирова А.Н., учитель МБОУ СОШ № 7 г. Бирска.
Смирнов Станислав определили целью своего проекта - выяснить, что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием.
Цель и задачи сформулированы учеником с помощью учителя.
Результатом проекта являются реферат, презентация.
Тема проекта была сформулирована с помощью учителя и сохранена без изменения на протяжении всей работы над проектом.
Проект можно считать полностью реализованным.
Выполненный проект полностью соответствует поставленным целям и задачам. Логика работы над проектом продумана, культура письменного оформления обеспечивает понимание изложенного материала.
Ценность работы над проектом для ученика в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в овладении научной терминологией, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.57 КБ |
![]() | 36.57 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Исследовательский проект.
Оксюморон как стилистическая фигура.
ученик 6А класса Смирнов Станислав
Руководитель: Кабирова Анфиса Нурихановна,
учитель русского языка и литературы
2021г.
Оглавление
Введение стр.3
Глава I. Основная часть (теоретическая)
1.1.Что такое « Оксюморон»? стр.4
1.2.Примеры оксюморонов в устной речи и художественной литературе стр.5-6
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование стр.7
2.2. Классный час. Коллективная работа «Мозговой штурм» стр.8
Заключение стр. 9
Список использованной литературы стр.10
Введение
«Грустная радость», «красноречивое молчание», «жидкие гвозди», «сухая вода», «Старый Новый год», «печальный смех», «тусклый блеск», «долгое мгновение», «оригинальные копии», «сладкие слезы», «виртуальная реальность» - вот лишь несколько необычных словосочетаний, являющихся оксюморонами.
Чем больше мы узнавали об этом понятии, тем больше нам хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Актуальность нашего исследования заключается в следующем: оксюмороны настолько прочно вошли в обиходное употребление, что мы даже и не задумываемся о том, насколько они противоречивы по своему смыслу. Изучение оксюморонов может подтолкнуть к тому, чтобы по-другому взглянуть на привычные слова, выражения и на язык в целом, а это очень важно для детей, которые любят свой родной язык и хотят узнавать о нем еще больше нового и интересного.
Итак, цель нашего исследования: выяснить, что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием.
Исходя их этой цели, мы сформулировали следующие задачи:
Мы выдвинули следующую гипотезу: у нас с одноклассниками получится самим придумать оксюмороны.
Объектом нашего исследования является понятие «оксюморон».
Предметом исследования выступают примеры оксюморонов.
В своей работе мы использовали такие методы как:
Глава I. Теоретическая часть исследования
Сначала мы решил изучить литературу и выяснить, что же такое «оксюморон»? Для этого выписали определение «оксюморона» из разных источников:
Оксюморон - ("Советский энциклопедический словарь") - сочетание противоположных по значению слов (жар-холода).
Оксюморон - ("Словарь литературоведческих терминов") - стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу (долгий миг,сложна простота).
Оксюморон - ("Литературный справочник") - стилистическая фигура, соединение контрастных по смыслу слов.
ОКСЮМОРОН [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Само слово «оксюморон» (букв. «остроумно-глупое») является оксюмороном.
Мы задумались, а зачем совмещать несовместимое?
В первую очередь оксюморон — это способ привлечь внимание, заинтересовать, заставить человека удивиться, остановиться, задуматься... Например, фраза «долгий миг» или «сложная простота» несколько обескураживает, ошеломляет (как такое вообще возможно?), вызывает необычные и неожиданные ассоциации, кого-то даже может заставить улыбнуться (вот завернули!).
А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание: реклама, художественная литература.
1.2 Примеры «оксюморона» в устной речи и художественной литературе.
Оксюмороны очень часто встречаются:
- в названиях книг:
- в стихах:
«Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин)
«Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг…»(М.Лермонтов)
«Беспокойная ласковость взгляда
И поддельная краска ланит
И убогая роскошь наряда-
Всё в пользу её говорит…»(Н.Некрасов)
«Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен…»(В.Брюсов)
«Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него жар сердца.»(В.Маяковский)
«Кого позвать мне?
С кем поделиться,
Той грустной радостью,
Что я остался жив…»(С.Есенин)
«О, как мучительно тобою счастлив я!» (А.Пушкин)
«Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль» (М.Лермонтов)
Приводя в названии произведения (или стихах) оксюморон (два противоположных и взаимоисключающих понятия) авторы добиваются того, что оба слова теряют свой изначальный смысл, но в итоге в голове формируется что-то новое, невиданное, а значит манящее и вызывающее желание эту книгу прочитать, посмотреть фильм, а стихи читать и читать без конца. Замечательная вещь, не правда ли?
Удивительно, как часто мы произносим фразы, содержащие оксюмороны, но даже не догадываемся об этом. Вот некоторые примеры, оксюморон в которых почти никто не замечает: мощное бессилие, сладкие слёзы, сухая вода, тусклый блеск, горькое счастье.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Для достижения цели нашего исследования, одной из задач было: проведение анкетирования на тему «Что такое оксюморон»?
Мы раздали ребятам анкеты, где были сформулированы 4 вопроса:
Любите ли вы русский язык? Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»?
По итогам анкетирования получились следующие результаты:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Любите ли вы русский язык? | 23 | 2 |
2. | Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? | 24 | 1 |
3. | Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? | 1 | 24 |
4. | Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»? | 23 | 2 |
Таким образом, исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство наших одноклассников ( 23 чел.) любят русский языке, 24 человека хотят узнать интересные факты о русском языке. Всего 1 человек знает, что такое «оксюморон», но почти все (кроме 2-х), хотят узнать.
Из всего вышеизложенного следует, что наше исследование не напрасно, а очень даже полезно.
2.2. Классный час «Оксюморон – умная глупость»
Для того, чтобы достичь цели нашего исследования, мы провели классный час с одноклассниками и рассказали им, что такое «оксюморон», привели примеры из устной речи, художественной литературы.
Чтобы потренироваться в нахождении оксюморонов, мы провели игру «Проверь себя, найди оксюморон». Для проведения этой игры мы нашли отрывки из произведений известных поэтов. В данных отрывках нужно было найти оксюморон. В приложении 1 представлен образец, который был роздан каждому ученику. Цель игры: кто найдет больше всех оксюморонов.
Сначала ребята попробовали самостоятельно найти оксюмороны в представленных отрывках, потом мы выяснили, у кого получилось найти их больше всех.
Таким образом, мы подготовились к практической работе «Мозговой штурм», у каждого появилось много идей, и мы приступили.
Коллективная работа «Мозговой штурм».
По итогам «мозгового штурма» класса были придуманы следующие оксюмороны:
|
|
Заключение
1. Изучив интернет-ресурсы и литературу, мы узнали о том, что такое «оксюморон», нашли примеры в устной речи, художественной литературе.
2. Провели анкетирование одноклассников.
3. Вместе с одноклассниками придумали свои примеры оксюморонов.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: нам удалось самим придумать оксюмороны.
Список использованной литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Исследовательский проект.
Оксюморон как стилистическая фигура.
ученик 6А класса Смирнов Станислав
Руководитель: Кабирова Анфиса Нурихановна,
учитель русского языка и литературы
2021г.
Оглавление
Введение стр.3
Глава I. Основная часть (теоретическая)
1.1.Что такое « Оксюморон»? стр.4
1.2.Примеры оксюморонов в устной речи и художественной литературе стр.5-6
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование стр.7
2.2. Классный час. Коллективная работа «Мозговой штурм» стр.8
Заключение стр. 9
Список использованной литературы стр.10
Введение
«Грустная радость», «красноречивое молчание», «жидкие гвозди», «сухая вода», «Старый Новый год», «печальный смех», «тусклый блеск», «долгое мгновение», «оригинальные копии», «сладкие слезы», «виртуальная реальность» - вот лишь несколько необычных словосочетаний, являющихся оксюморонами.
Чем больше мы узнавали об этом понятии, тем больше нам хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Актуальность нашего исследования заключается в следующем: оксюмороны настолько прочно вошли в обиходное употребление, что мы даже и не задумываемся о том, насколько они противоречивы по своему смыслу. Изучение оксюморонов может подтолкнуть к тому, чтобы по-другому взглянуть на привычные слова, выражения и на язык в целом, а это очень важно для детей, которые любят свой родной язык и хотят узнавать о нем еще больше нового и интересного.
Итак, цель нашего исследования: выяснить, что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием.
Исходя их этой цели, мы сформулировали следующие задачи:
Мы выдвинули следующую гипотезу: у нас с одноклассниками получится самим придумать оксюмороны.
Объектом нашего исследования является понятие «оксюморон».
Предметом исследования выступают примеры оксюморонов.
В своей работе мы использовали такие методы как:
Глава I. Теоретическая часть исследования
Сначала мы решил изучить литературу и выяснить, что же такое «оксюморон»? Для этого выписали определение «оксюморона» из разных источников:
Оксюморон - ("Советский энциклопедический словарь") - сочетание противоположных по значению слов (жар-холода).
Оксюморон - ("Словарь литературоведческих терминов") - стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу (долгий миг,сложна простота).
Оксюморон - ("Литературный справочник") - стилистическая фигура, соединение контрастных по смыслу слов.
ОКСЮМОРОН [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Само слово «оксюморон» (букв. «остроумно-глупое») является оксюмороном.
Мы задумались, а зачем совмещать несовместимое?
В первую очередь оксюморон — это способ привлечь внимание, заинтересовать, заставить человека удивиться, остановиться, задуматься... Например, фраза «долгий миг» или «сложная простота» несколько обескураживает, ошеломляет (как такое вообще возможно?), вызывает необычные и неожиданные ассоциации, кого-то даже может заставить улыбнуться (вот завернули!).
А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание: реклама, художественная литература.
1.2 Примеры «оксюморона» в устной речи и художественной литературе.
Оксюмороны очень часто встречаются:
- в названиях книг:
- в стихах:
«Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин)
«Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг…»(М.Лермонтов)
«Беспокойная ласковость взгляда
И поддельная краска ланит
И убогая роскошь наряда-
Всё в пользу её говорит…»(Н.Некрасов)
«Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен…»(В.Брюсов)
«Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него жар сердца.»(В.Маяковский)
«Кого позвать мне?
С кем поделиться,
Той грустной радостью,
Что я остался жив…»(С.Есенин)
«О, как мучительно тобою счастлив я!» (А.Пушкин)
«Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль» (М.Лермонтов)
Приводя в названии произведения (или стихах) оксюморон (два противоположных и взаимоисключающих понятия) авторы добиваются того, что оба слова теряют свой изначальный смысл, но в итоге в голове формируется что-то новое, невиданное, а значит манящее и вызывающее желание эту книгу прочитать, посмотреть фильм, а стихи читать и читать без конца. Замечательная вещь, не правда ли?
Удивительно, как часто мы произносим фразы, содержащие оксюмороны, но даже не догадываемся об этом. Вот некоторые примеры, оксюморон в которых почти никто не замечает: мощное бессилие, сладкие слёзы, сухая вода, тусклый блеск, горькое счастье.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Для достижения цели нашего исследования, одной из задач было: проведение анкетирования на тему «Что такое оксюморон»?
Мы раздали ребятам анкеты, где были сформулированы 4 вопроса:
Любите ли вы русский язык? Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»?
По итогам анкетирования получились следующие результаты:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Любите ли вы русский язык? | 23 | 2 |
2. | Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? | 24 | 1 |
3. | Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? | 1 | 24 |
4. | Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»? | 23 | 2 |
Таким образом, исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство наших одноклассников ( 23 чел.) любят русский языке, 24 человека хотят узнать интересные факты о русском языке. Всего 1 человек знает, что такое «оксюморон», но почти все (кроме 2-х), хотят узнать.
Из всего вышеизложенного следует, что наше исследование не напрасно, а очень даже полезно.
2.2. Классный час «Оксюморон – умная глупость»
Для того, чтобы достичь цели нашего исследования, мы провели классный час с одноклассниками и рассказали им, что такое «оксюморон», привели примеры из устной речи, художественной литературы.
Чтобы потренироваться в нахождении оксюморонов, мы провели игру «Проверь себя, найди оксюморон». Для проведения этой игры мы нашли отрывки из произведений известных поэтов. В данных отрывках нужно было найти оксюморон. В приложении 1 представлен образец, который был роздан каждому ученику. Цель игры: кто найдет больше всех оксюморонов.
Сначала ребята попробовали самостоятельно найти оксюмороны в представленных отрывках, потом мы выяснили, у кого получилось найти их больше всех.
Таким образом, мы подготовились к практической работе «Мозговой штурм», у каждого появилось много идей, и мы приступили.
Коллективная работа «Мозговой штурм».
По итогам «мозгового штурма» класса были придуманы следующие оксюмороны:
|
|
Заключение
1. Изучив интернет-ресурсы и литературу, мы узнали о том, что такое «оксюморон», нашли примеры в устной речи, художественной литературе.
2. Провели анкетирование одноклассников.
3. Вместе с одноклассниками придумали свои примеры оксюморонов.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: нам удалось самим придумать оксюмороны.
Список использованной литературы
Иван Васильевич меняет профессию
Нарисуем попугая цветными карандашами
Попробуем на вкус солёность моря?
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Лиса и волк