Исследовательская работа : «Как рождаются стихотворения?» (На примере творчества поэта Ю.А.Паркаева).
Данная работа актуальна, так как в ней собран и обобщён материал, вызывающий интерес к поэзии малой родины. Я уверен что, изучение творчества поэта способствует формированию гражданского самосознания учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 41.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная школа с.Вареж
Исследовательская работа
Секция: литературоведение
Название работы: «Как рождаются стихотворения?»
(На примере творчества поэта Ю.А.Паркаева)
Автор работы:
Шмелев Сергей, 7 класс
Руководитель: Монахова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
Введение
Мой интерес к поэзии возник неслучайно. Край, в котором я живу удивительный и прекрасный. Невозможно описать словами бескрайние окские дали, нашу замечательную реку Оку. Я счастлив, что живу на этой земле! Моя малая родина – село Вареж. Здесь жили и творили замечательные люди: художник – Касаткин Ю.Г., поэт – Паркаев Ю.А.
Моя семья была знакома с известным поэтом Паркаевым Юрием Александровичем. В настоящее время я общаюсь с его родственниками. Очень часто посещаю дом, в котором сохранилась домашняя библиотека. Меня до глубины души трогают произведения Юрия Александровича.
Читая произведения Паркаева Ю.А., меня часто волновал вопрос: можно ли научиться сочинять стихи?
К сожалению, в настоящее время, недостаточно книг о жизни местных поэтов, да и литературы, рассказывающей об их творчестве с анализом произведений тоже очень мало. Поэтому я решил провести исследование, чтобы понять, как рождаются стихи и показать это рождение на примере творчества поэта Паркаева Ю.А.
Тема исследования: «Как рождаются стихи?» на примере творчества поэта Паркаева Юрия Александровича.
Актуальность: Данная работа актуальна, так как в ней собран и обобщён материал, вызывающий интерес к поэзии малой родины. Я уверен что, изучение творчества поэта способствует формированию гражданского самосознания учащихся.
Объект исследования: творческий путь поэта.
Предмет исследования: стихотворения Юрия Александровича Паркаева.
Цель исследования: выявление истоков творчества Юрия Александровича Паркаева.
Задачи:
1. Изучить литературные источники с целью отбора теоретического материала по данной теме;
2. Собрать материал о творчестве Юрия Александровича Паркаева;
3. Анализировать полученные результаты по творческому заданию «Сочини стихотворение» среди учащихся 6 класса.
Гипотеза работы: «Если понять, как рождаются стихи, возможно ли, что все станут поэтами?»
Теоретическая значимость. Молодое поколение нашей страны зависимо от новомодных гаджетов, мало интересуется культурным наследием своего родного края. Данное исследование способствует формированию интереса к истории и культуре родной земли через лирику поэта.
Практическая значимость: собранный материал в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных конкурсах, викторинах. Материал будет предоставлен в школьную библиотеку, с ним можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Основная часть
1.1. Что такое стихотворение?
Свое исследование я начал с изучения научной литературы, справочников и энциклопедий по теме исследования.
Загадочное слово СТИХОТВОРЕНИЕ звучит в моей семье часто, потому что мы любим читать стихи. Я понимаю, что слово стихотворение обозначает СТИХ ТВОРИТЬ. Творить это что – то создавать. А что такое стих? В справочнике я прочитал, что СТИХ – единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. Художественное произведение, написанное такими строками – СТИХОТВОРЕНИЕ.
Слово СТИХ – древнерусское, старославянское слово, заимствовано из греческого языка и означает «ряд, строка» [1]. У слова стихотворение много «родственников» -однокоренных слов: стих, стиховедение, стихоплет, стишки, стихокропатель, стихотворец, стихосложение.
Словарь литературных терминов под редакцией Л.И. Тураева и С.В. Тимофеева даёт такое определение: «Стихосложение – стихотворная организация речи, возникающая благодаря её особой ритмической, звуковой, строфической структуре»[4]
Основным отличием стихотворной речи от прозаической является то, что проза характеризуется свободным расположением слов в предложении, а в основе поэтической речи лежит ритм, то есть деление на ритмические единицы – стихотворные строчки.
В основе каждого стихотворения лежит ритм, рифма, средства выразительности.
Ритм в стихотворении образуется повторением стоп (шагов), которые состоят из ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Это похоже на орнамент. В двухсложной стопе - два слога, а в трёхсложной - три слога. Имеются пять размеров русского стиха: два двухсложных размера (ямб и хорей) и три трёхсложных (амфибрахий, дактиль и анапест) [1].
Ямб — двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге ─ U
Наряжены мы вместе город ведать
Но, кажется на не за кем смотреть…
(А.С.Пушкин)
Хорей отличается от ямба тем, что в парах слогов ударными являются первые слоги, а свободными от ударения вторыми. U ─
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С.Пушкин)
Дактиль — это размер, предполагающий чередование трех слогов, первый из которых является ударным, а второй и третий — безударным. U ─ ─
Тучки небесные, вечные странники…
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий - чередование трех слогов, из которых тот слог, что стоит в середине, является ударным, а первый и последний слоги в каждом повторении свободны от ударения. Этот размер не так часто употребляется в русской поэзии.
─ U ─
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
(М.Ю.Лермонтов)
Анапест — это трехстопный размер, при котором ударным является последний слог в каждом из чередований. ─ ─ U
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет.
(А.А.Блок)
Итак, я пришла к выводу, что ритмичность – одна из основных особенностей стихотворной речи.
Рифма — это созвучие окончаний строк в строфе стихотворения. Ее использование позволяет придать стиху особую выразительность. В русской поэзии рифмование строчек происходит путем подбора слов, имеющих созвучные ударные слоги [1].
По расположению в строфе рифмы бывают парные, перекрестные, кольцевые.
2. «Как рождаются стихи» на примере творчества поэта Ю.А. Паркаева
Юрий Александрович Паркаев родился 12-го февраля 1941-го года в городе Горьком. 22 июня началась война, отца Юрия Александровича призвали на фронт. Семью эвакуировали. После войны семья поэта жила в Ленинграде, а потом в Москве. В 2000 году поэт приобрел дом в Павловском районе. Это была его мечта. Там жили его родители, и он приезжал к ним на лето. Оскские просторы его вдохновляли.
Каждый период жизни отразился в его стихах. У Юрия Александровича Паркаева было много друзей среди них - поэты, писатели, художники, фотографы, композиторы. Много своих произведений он посвятил им.
Юрий Александрович не только поэт, но и прозаик, переводчик, литературовед. К этому можно было бы добавить многое: Юрий Паркаев – автор интересных детских стихов, двух пьес; автор текстов многих песен, ставших популярными. Но и это еще не все: Юрий Паркаев вместе с народным артистом России Сергеем Никоненко открыл в Москве Есенинский культурный центр, являлся президентом этого Центра. Он стоял у истоков создания московского музея Сергея Есенина, принимал участие в работе коллектива при Институте мировой литературы над академическим собранием сочинений поэта и широко известен как один из исследователей его творчества. Поэт посвятил Есенину много проникновенных строк:
«…Поёт метель
на громовых аккордах...
В такую ночь, куда ни повернусь,
За сотнями огней
большого города
Всё вижу ту, есенинскую Русь...» (Приложение 2)
Песни, созданные известными композиторами на стихи Юрия Паркаева, звучали и продолжают звучать в исполнении многих популярных эстрадных звезд. Одна из песен, написанная в соавторстве с Народным артистом России и Украины Александром Морозовым «Нижегородская лирическая» стала своего рода гимном города на Волге – родины поэта.
«…Что говорить - я люблю
Петербург и Москву,
И разлюбить их не в силах
покуда я живу.
Но я спешу в удивительный
город мой
В Нижний Новгород -
это значит домой…» (Приложение 3)
За создание ярких и талантливых песен, наследующих лучшие песенно-поэтические традиции, Юрий Паркаев был награжден дипломом Лауреата премии Алексея Фатьянова, за поэтическое творчество он получил диплом лауреата международной премии Андрея Платонова.
По инициативе Паркаева Юрия Александровича стали проходить ежегодные фестивали в городе Павлово под названием “Малая Родина”. Идея фестивалей родилась в творческом содружестве поэта Юрия Паркаева и композитора Александра Морозова.
После смерти Юрия Александровича его дело продолжается.
2.2. Общая характеристика исследования творчества поэта Паркаева Ю.А.
Поэзия Паркаева Юрия Александровича – палитра человеческих чувств. Юрий Александрович был источником жизненной энергии. Стихи поэта невозможно читать равнодушно. Каждая строчка его стихов – это отклик души на увиденное, пережитое, прочувствованное им.
«Живу нараспашку –
Наивно и здорово:
В улыбке и в песне,
В дожде и в порыве,
Как будто вокруг ни дурного,
Ни вздорного,
Как будто вначале,
Как будто впервые.
И, мир принимая светло и огромно,
Вливаюсь в потоки
Вокзальных стихий,
От молнии слепну
И глохну от грома
И первым дождем
Выливаюсь в стихи…»
( сборник стихов разных лет «Ветер перемен», 1962)
Приложение 4
Основные темы и мотивы лирики Ю.А. Паркаева
Анализируя темы его стихов из сборников «Ветер перемен», «Гора Городина», «Дозор» могу сказать, что основными являются тема родины и природы, тема любви и дружбы, тема войны и мира, стихотворения о предназначении человека на земле. Я систематизировал и проанализировал стихи поэта по темам.
Тема Родины. Образ Родины у Ю.А.Паркаева вмещает в себя Россию и Малую родину. У поэта они представлены как одно целое.
«… Гляди ж на могучую силу,
Дыханье в груди затая…
За лесом – большая Россия,
Большая отчизна моя!»
(сборник стихов разных лет Ветер перемен)
Приложение 5
«… Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой
С той единственной родиной малой,
Где начало Отчизны Большой.
В неоглядную даль издалека
Убегает речная вода,
Но, поверить, без родного истока
Ей рекою не быть никогда!» (сборник стихов разных лет «Ветер перемен» 1996г.)
Приложение 6
Для него понятие Родина никогда не было оторвано от милых сердцу картин деревенской природы:
«…Здесь грибами пропахли овраги
И погосты, как думы, тихи;
Здесь у речки – рыбачьи ватаги,
Ароматы стерляжьей ухи...
Мы немало красот повидали:
Нас пленяли Канары и Рим,
Но, окинув приокские дали,
Мы как будто над миром парим.
Если все это выпить глазами –
Луг и речку, что вьется, кружа,
Эту даль, что в родстве с небесами –
Красотой захлебнется душа»
(сборник стихов разных лет «Ветер перемен») Приложение 6
Детство Юрий Александрович проводил у бабушки с дедушкой в деревне в Павловском районе. Последние годы он по полгода и больше жил на даче в селе Вареж на берегу Оки. Так что Юрия Александровича можно по праву считать нашим земляком. Своей Малой родине он посвятил несколько стихотворений.
«Пристань Вареж. Лодки на приколе,
Длинная дорога вдоль Оки…
Я приехал. Ну, так здравствуй, что ли:
Мы по сути дела земляки.
До села – четыре километра.
Солнце над Заводнею горой…
Мне сюда бы на попутном ветре
Прилететь весеннею порой…»
(сборник стихов разных лет «Ветер перемен») Приложение 7
«С этим городом мы приятели,
Даже больше того —
Друзья,
Ибо с возрастом не растратили
Все, чем жили и он,
И я.
Здесь дружили и здесь мечтали мы,
И отеческая земля
Открывалась такими далями —
Как с межзвездного корабля.
Не беда, что в песок размолоты
Наши розовые мечты:
Здесь мы были когда-то молоды,
И улыбчивы, и чисты...» (Приложение 8)
Тема природы. Талант поэта заключается в том, что он может улавливать и передавать самые нежные оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Паркаева: стихи о родине, о любви, о природе. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется.
«За далью тонет даль небес,
Над головой – лазурный омут.
Шумит, звенит сосновый лес
Янтарной позолотой тронут.
В прозрачной дымке тает грусть
И полдень спит в сосновых лапах.
Здесь хорошо!
Волнует грудь
Зеленой хвои терпкий запах…»
Сборник стихов разных лет «Ветер перемен», 1958 Приложение 8
Природа у Юрия Александровича неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог. Воспевая природу, поэт тем самым превозносит свою родину, так как природа - это источник любви к родине. Природа у поэта живая, и слова идут из самого сердца. Хочется нежно улыбаться, ощущая тепло в груди. Поэт Паркаев – это художник, рисующий картины словами:
«Хорошо! И здорово, и просто:
Осень. Глушь. Просторы. Тишина.
Справа – сосны сельского погоста,
Слева – берег в яблонях, Двина.
Я живу отшельником на даче,
Душу грею возле камелька
И свои земные неудачи
Вижу с высоты, издалека…» (сборник стихов разных лет «Ветер перемен») Приложение 9
«…Я воскресаю в российской глубинке
Где на ветру пламенеют рябинки,
Где голубая, как небо, река
Вслед за собой несет облака.
Есть и моря,
И роскошные реки,
Но этим далям я предан навеки
И не сменяю родную Оку
Ни на какую другую реку!»
(сборник стихов разных лет Ветер перемен)
В этих стихах открылся весь Паркаев с его любовью к родной природе: речным просторам, цветочным полянам, лугам, полям, рябине...
Тема любви. Много своих произведений Юрий Александрович посвятил самым дорогим и близким для него людям – жене Валентине Николаевне и дочерям. Его стихи пронизаны чувством глубокой любви и уважения. В этих стихах многообразная палитра чувств – от радости до горя невозвратных потерь.
На страницах сборников встают лица любимой супруги, которой он писал стихи чистые, нежные, проникновенные.
Горько! (Валентине)
«… Будут и весты, и мили,
Будут снега и цветы,
Но все равно в этом мире
Лучшей останешься ты…»
(Горько! 1977г. Ветер перемен)
«… От разочарований и потерь
Я привыкал смотреть на мир уныло…
А ты пришла и распахнула дверь –
И все вокруг меня преобразила…»
(«Я не скажу, что прожил, не любя…», «Ветер перемен» с.313)
Анализируя стихотворения Паркаева Юрия Александровича, приходишь к мысли, что это талантливый человек. В каждой строчке вложена частичка его души. Мои выводы нашли подтверждения в беседе с дочерью поэта Светланой Юрьевной. Общаясь с дочерью поэта, я спросил: «Как рождались стихи у Юрия Александровича?» Она ответила: «Стихи у талантливого человека рождаются сами собой. Как у композитора - музыка, а у поэта - стихи». (Приложение 1)
3. Практическая часть. Эксперимент «Создание стихов».
В рамках исследовательской работы был проведён эксперимент. Его участниками стали обучающиеся 6 класса. Всего 6 человек. На одном из уроков им было предложено написать четверостишия о дружбе. Ребята с удовольствием взялись за эту работу. Казалось, что очень легко в стихотворной форме написать четыре строчки. Но с данным заданием справились далеко не все.
Проанализировав полученный материал, мы получили следующие результаты: 4 учеников (67%) с заданием не справились вообще или очень плохо. И только 2 человека (33%) показали удовлетворительные результаты. Вот некоторые из лучших работ учащихся:
Друга нужно уважать,
Другу нужно доверять.
Если нет друга, ты найди его скорей!
С другом будет веселей!
Друг это тот, кто тебя понимает,
Друг это тот, кто тебя уважает,
Друг не покинет тебя никогда!
Друг остается с тобою всегда!
Мы проанализировали эти стихотворения: первое написано хореем, рифма прямая, второе - написано дактилем, рифма парная. Ребята просто прислушивались, хорошо ли звучит? Но, на самом деле, разве это хотели сказать? Использованы правила рифмы, ритма. Но разве этого достаточно, чтобы написать стихотворение? Самостоятельно пришли к выводу, что поэтам нужен талант и вдохновение.
Затем в целях проверки гипотезы учащихся познакомили с материалами проекта, где они узнали многое о рождении стихотворений в творчестве Юрия Александровича Паркаева.
На заключительном этапе эксперимента ребята снова попробовали себя в роли поэтов, однако результат остался прежним. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, не подтвердилась.
Заключение
Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Так и стихи Юрия Александровича Паркаева несут на себе печать времени – радости и горести прошлого и настоящего. Его тема о родной природе и Родине является главной в творчестве.
В ритме заключается суть стихосложения, а звучащая мысль принимается с волнением, поэтическое слово имеет особое назначение: осмыслить, понять и донести до человеческой души главную мудрость.
Необходимо изучать поэтическое творчество поэтов-земляков, внимательно читать их произведения, и это поможет глубже понять окружающий мир и смысл своей жизни. Нужно учиться красиво передавать свои мысли через слово и, если есть талант, создавать свои собственные творческие работы.
Исследование, которое провели с целью проверки гипотезы, показало, что не все могут стать поэтами, даже если поймут, как рождаются стихи.
Список использованной литературы
1.Литература. Наглядный школьный курс./Под.ред.В.А.Титова. – М.:Эксмо, 2019
3.Павловская поэзия: Сборник стихов павловских поэтов – 1922-2002 годы./ Составитель А.А.Ларионова. – Павлово: издатель ЧП Шовин С.Н. 2003г.
4.Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.Тимофеева, С.Тураева. - М.: Просвещение, 1974.
5.Юрий Паркаев. Ветер перемен. Стихи разных лет. – М.: Русский Вестник, 2006г.
6.Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Под ред. В.И.Рыбакова, - М.: 2000.
Интернет ресурсы:
7. http://lgz.ru/article/6-6403-2013-02-13/khranitel-eseninskoy-rusi/
8. https://vk.com/yurii_parkaev
Приложение 1
Приложение 2
За окнами помята и рассеяна
Уснувшая на крышах тишина.
И только песня на стихи Есенина
Сквозь ропот ветра все-таки слышна.
Она плывет по молчаливой комнате
И вместе с ней далекое тепло:
"Вы помните, вы все, конечно, помните..."
Звенит, звенит оконное стекло.
Поет метель на громовых аккордах...
В такую ночь, куда не повернусь,
За сотнями огней большого города
Все вижу ту, есенинскую Русь...
1959г.
Приложение 3
Там где Ока обнимается с Волгой рекой
Даль широка и до неба легко достать рукой
Город стоит, так похожий на светлый сон
Нижний Новгород называется он..
Город стоит, так похожий на светлый сон
Нижний Новгород называется он..
Словно в кино вижу юными мать и отца
Очень давно в этом городе пели их сердца
Мне повезло у истоков моих начал
Нижний Новгород мою зыбку качал
Мне повезло у истоков моих начал
Нижний Новгород мою зыбку качал
Здесь для меня оживает минувшее вновь
И среди дня из далека зовет моя любовь
Благодарю за бесценную эту весть
Нижний Новгород, хорошо что ты есть,
Благодарю за бесценную эту весть
Нижний Новгород, хорошо что ты есть,
Что говорить - я люблю Петербург и Москву,
И разлюбить их не в силах покуда я живу.
Но я спешу в удивительный город мой
В Нижний Новгород -это значит домой!
Но я спешу в удивительный город мой
В Нижний Новгород - это значит ДОМОЙ!
Приложение 4
Живу нараспашку –
Наивно и здорово:
В улыбке и в песне,
В дожде и в порыве,
Как будто вокруг ни дурного,
Ни вздорного,
Как будто вначале,
Как будто впервые.
И, мир принимая светло и огромно,
Вливаюсь в потоки
Вокзальных стихий,
От молнии слепну
И глохну от грома
И первым дождем
Выливаюсь в стихи.
Но, словно захлестнут
Великим
И будничным,
Привыкший шагать по планете легко,
Я вдруг понимаю,
Что я еще в будущем
И мне до меня Еще так далеко!
1962
Приложение 5
Россия
За лесом дорога клубится,
И небо, и утренний дым,
За лесом стогов вереницы
Сбегают к откосам крутым.
Россия!
Попробуй, измерь-ка!
Простор бесконечно далек…
Глядит, изумляясь, Америка
На твой небывалый полет.
И впрямь, уж не сказка ли это?
Из глуби дремучих веков
Шагнула к далеким планетам
Россия, «страна мужиков»!
Как в сказке, за спутником спутник
Земные прорвал пояса.
На наши горячие будни
История пялит глаза.
Гляди ж на могучую силу,
Дыханье в груди затая…
За лесом – большая Россия,
Большая отчизна моя!
1959
Приложение 6
Малая родина
Если в сердце вздохнет о просторе
И попросит глоток тишины,
Понимаю: увидеться вскоре
Мы с тобой непременно должны.
Унесется серебряный поезд,
Уплывает голубой теплоход
В луговину, где травы по пояс,
Где меня моя родина ждет.
За березку у Божьего храма
За тропинку, бегущую вдаль,
За крылечко, где ждет меня мама
Ничего в целом свете не жаль.
Еду в поезде, мчу самолетом,
Забывая столичную грусть,
Чтобы землю, откуда я родом,
Как молитву, твердить наизусть.
Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой
С той единственной родиной малой,
Где начало Отчизны Большой.
В неоглядную даль издалека
Убегает речная вода,
Но, поверить, без родного истока
Ей рекою не быть никогда!
Приложение 6
Валентине
В этом светлом краю, над которым
Белой ратью идут облака,
Нараспашку,
Навстречу просторам
Устремляются стежки в луга.
Здесь грибами пропахли овраги
И погосты, как думы, тихи;
Здесь у речки – рыбачьи ватаги,
Ароматы стерляжьей ухи...
Мы немало красот повидали:
Нас пленяли Канары и Рим,
Но, окинув приокские дали,
Мы как будто над миром парим.
Если все это выпить глазами –
Луг и речку, что вьется, кружа,
Эту даль, что в родстве с небесами –
Красотой захлебнется душа.
2001 год
Приложение 7
Вареж
Пристань Вареж. Лодки на приколе,
Длинная дорога вдоль Оки…
Я приехал. Ну, так здравствуй, что ли:
Мы по сути дела земляки.
До села – четыре километра.
Солнце над Заводнею горой…
Мне сюда бы на попутном ветре
Прилететь весеннею порой.
С головою окунуться в цветень,
До рассвета промечтать в тиши…
Здесь, пожалуй, как нигде на свете
Девушки весною хороши!
1958
Приложение 8
ГОРОД ПАВЛОВО-НА-ОКЕ
С этим городом мы приятели,
Даже больше того —
Друзья,
Ибо с возрастом не растратили
Все, чем жили и он,
И я.
Здесь дружили и здесь мечтали мы,
И отеческая земля
Открывалась такими далями —
Как с межзвездного корабля.
Не беда, что в песок размолоты
Наши розовые мечты:
Здесь мы были когда-то молоды,
И улыбчивы, и чисты,
На пирушках звенели чаркою
И с гармоникой у плеча
Проносили над речкой Таркою
Бесшабашные «Сормоча».
...То не годы — то горы пройдены,
И к тому же — не налегке,
Чтоб светился на карте Родины
Город Павлово-на-Оке.
Много сильных его прославило.
И, на старших равняя шаг,
Молодые идут, как правило,
В металлисты — и только так!
Приезжай, убедись воочию —
Город трудится от души
Так, что руки его рабочие
Не уступят рукам Левши.
Край, где некогда спины горбили
Безымянные кустари,
Возносясь этажами гордыми,
Наступает на пустыри.
И растет он светло и молодо
С солнцем в мужественной руке,
Под созвездьем серпа и молота —
Город Павлово-на-Оке.
1980 год
Сборник стихов разных лет «Ветер перемен»
Приложение 9
Хорошо! И здорово, и просто:
Осень. Глушь. Просторы. Тишина.
Справа – сосны сельского погоста,
Слева – берег в яблонях, Двина.
Я живу отшельником на даче,
Душу грею возле камелька
И свои земные неудачи
Вижу с высоты, издалека.
В стороне от вымученных истин,
От врагов, что били, не щадя,
Слушаю шуршанье палых листьев,
Плеск реки и жалобы дождя.
И когда под звездные метели
Выхожу дорогою ночной,
Думается, что и в самом деле
Все, что было, - было не со мной:
Дом, друзья, бессонница, зарплата,
Суета, похожая на бред…
Это было с кем-то и когда-то,
А со мною – только этот свет,
Голубой, торжественный, небесный –
Вечный свет, сияющий над бездной!
1980
Простые летающие модели из бумаги
Как напиться обезьяне?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
На горке