• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Задачи-сказки

Опубликовано Додина Надежда Леонидовна вкл 29.03.2021 - 17:26
Додина Надежда Леонидовна
Автор: 
учащиеся 8-11 классов

Задачи в стихах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi-skazki.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

                               Сколько весил Оксид Лития?

Автор: Захарян О. 10 класс

В некотором  царстве, в некотором государстве жил-был прекрасный  Литий.  Славился он своей неуязвимостью. И все его боялись. Вот в один прекрасный день ему надоело сидеть на одном месте, и покатился он по белу свету, по периодам и группам, вещества посмотреть и себя показать, да  еще убедиться в том, что он самый сильный король-восстановитель.

Катится он, катится, по группам перешагивает, а навстречу ему  оксид:  

« Литий, литий, я тебя съем!»

-Не съешь, зубки об меня сломаешь, и ничего у тебя не   получится. Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку  поет: «Я Литий-молодец, щелочной  я удалец!» А навстречу ему Щелочь.

-Я тебя съем,- говорит Щелочь.

-Да ты что? Своих не узнаешь? Я от оксида ушел, а от тебя и подавно уйду - и покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет: « Я Литий-молодец, щелочной я удалец! От оксида я ушел, да и щелочь обошел!»

Катится, а навстречу ему  соль.

-Литий, Литий, я тебя  съем!

-Да где уж тебе, не получится у тебя - вся водородом изойдешь. Ты же ведь в растворе, а я воду то люблю. …И покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет: « Я Литий молодец, щелочной я удалец! Я от щелочи удрал, и оксид я обскакал, даже соль я обманул».

И тут, откуда то появился Кислород и говорит:

-Хорошая песенка! Подойди-ка поближе, спой,  милый,  погромче!

Только Литий запел свою песенку, Кислород его ам! …и окислил. …И появился на свет Оксид лития. Тут  бы и  сказке конец. Только хочется узнать, сколько же весил получившийся Оксид лития, если сам - то Литий весил немного: всего  3,5 грамма.  

Решение:

  1. Записываем уравнение реакции:

  0,5моль           х моль

      4  Li + О2 =  2Li2O

       4моль             2 моль

  1. Находим количество вещества для лития:

n (Li) = 3,5г : 7г/моль = 0,5моль

  1. Находим количество вещества оксида лития:

n (Li2O) = 0,5 х 2 : 4 = 0,25моль

  1. Находим массу оксида лития:

m (Li2O) = n х М = 0,25 моль х 30г/моль = 7,5г.

Ответ: масса получившегося оксида лития равна 7,5 грамма.

Сказка  « Кто лучше? »

Автор: Билюкин М. 9 класс

Жили-были три брата: Литий, Натрий и Калий. Литий был легкомысленный, Натрий был тих и спокоен, а Калий был  вспыльчивый и даже опасен. Дома братьев были рядом, располагались по склону вниз. Братья часто ссорились: не давали им покоя восстановительные свойства. Все ссоры обычно начинал Калий – самый задиристый, но в этот раз спор начал Натрий:-  Как вы думаете,  кто из нас лучше?

-Ну, братец,  какие ты смешные вопросы задаешь! Как кто? Конечно я, - гордо вскинул голову Литий.

-Ты?? Кто тебе это сказал? - начал сердиться Калий.

Но  тут вмешался Натрий: « Почему ты так считаешь? Я имею целый электрон на внешнем уровне!»

-Все равно я лучше! Я взаимодействую с кислородом и, в отличие от вас  образую оксид,- хвалился Литий.

-Да мы так не можем, мы пероксиды образуем, но при желании  можем и в оксиды перейти, - не унимался Калий.

-Вот видите! Поэтому я лучше вас. И вообще … я самый легкий,- снова шел в атаку Литий.

-Вот поэтому  на тебя надо вазелин тратить, чтобы  от кислорода уберечь, а нам и керосина  достаточно, мы не такие легкие, не всплываем,- продолжали спорить братья.

-Ну, знаете, вы то же легко окисляетесь, всем свой электрон раздаете, и галогенам, и сере, и даже водороду какому-то,- бурчал Литий.

-Ну вот, скажи, Калий, сколько сульфида калия получится, если ты свои 3,9 грамма с серой соединишь? – не унимался Литий.

Так  и  спорят  они  до сих пор кто же из них лучше. А вы, кстати, знаете, сколько же получится сульфида калия?  И кто из них лучше?

   Решение:

  1. Записываем уравнение реакции:

0,1моль            х моль

2К + S = К2S

        2 моль          1 моль

  1. Находим количество вещества калия:

n (K) = 3,9г : 39 г/моль =0,1 моль  

  1. Находим количество вещества сульфида калия из пропорции:

n (K2S) = (0,1 х 1) : 2 = 0,05моль

  1. Находим массу сульфида калия:

m (K2S) = 0,05моль х 110г/моль =5,5г.

Ответ: масса сульфида калия равна 5,5грамма. Металлические свойства лучше выражены у калия, так как с увеличением заряда ядра атома металлические свойства в главных подгруппах увеличиваются. А у калия заряд ядра атома больше, чем у лития и натрия.

               

           

                       Сколько было поваренной соли?

Автор: Мошкова Л. 11 класс

В одном царстве-государстве

Жили-были, не тужили

Галогены удалые

И металлы щелочные.

Скупых галогенов-окислителей

В народе прозвали грабителями.

А щелочные металлы за щедрость – восстановителями.

Однажды на улице № 3

Встретились Натрий и Хлор –

Представители той и другой стороны,

Забыв про межродительский вздор.

Натрий жил в квартире 11,

Ему оставалось только завидовать –

Он был блестящий, серебристый и мягкий,

Очень ранимый, легкий и плавкий.

А хлор, проживая в квартире17,

 Был газом желто-зеленым и очень опасным.

Семейства, узнав об их дружбе и встречах,

Заперли Натрий под керосином и в сейфе.

А на хлор наклеили бирку «ЯД».

День за днем они не спят, грустят.

Натрий окислялся, терял блеск.

А Хлор под таким давлением сжижался,

Но не потерял к натрию интерес!

 

Детей все же пожалели родители,

Решили закончить историю.

И назначили им встречу на нейтральной территории.

Подарил Натрий при встрече Хлору электрон

И стал – катионом.

А Хлор, взяв его электрон,

Тут же превратился в анион.

Люди стали дружбу эту называть «ионной».

А их союз – Поваренной солью.

Чтобы задачу считать завершенной

Найдите массу полученной соли.

Натрий и Хлор друг другу были верны,

 Ведь даже их моли  тоже равны,

Немного, немало по 2 их было,

Когда в реакцию они вступили и

Поваренную соль получили.

Решение:

  1. Записываем уравнение реакции:

2моль   2моль      х моль

2 Na + CI2 = 2 NaCI

 2моль   1моль   2моль

  1. Определяем, по какому веществу ведем дальнейший расчет:

По уравнению: n (Na) : n (CI2) = 2моль:1моль

По условию: n (Na) : n (CI2) = 2моль: 2моль

Вывод: хлор дан в  избытке, расчет ведем по натрию.

  1. Определяем количество вещества хлорида натрия:

N (NaCI) = n (Na) = 2 моль  (по уравнению реакции)

  1. Находим массу хлорида натрия:

m (NaCI) = n х М = 2 моль х 58,5г/моль = 117г.

Ответ: масса поваренной соли (хлорида натрия) равна 117граммам.

                     

                   

                      Великий Алюминий.

Автор: Крестин И. 9 класс

Алюминий покрыт оксидной пленкой и в 3-м подъезде живет,

Свои три электрона легко отдает.

13 номер квартиры его,

Датский физик Эрстед – папа его.

Очень прочной и очень тонкой.

Электропроводностью  большой обладает

И с другими металлами прочные сплавы рождает.

Самый распространенный металл из всех,

И везде он имеет успех.

Его применяют на суше и в море,

Для самолетов и в автопроме.

С неметаллами бурно в реакции вступает,

И большое количество теплоты выделяет.

А в растворах кислот – выделяет водород!

И в металлургии  он применение нашел:

Алюминотермия –

           Это же хорошо!

Вот скажите, сколько чистого железа

Из магнетита можно получить,

Если 270 граммов алюминия с ним соединить?

Решение:

  1. Записываем уравнение реакции:

                   10моль                   хмоль

3Fe3O4  +  8AI = 4 AI2O3 +  9Fe

                                  8моль                       9моль

  1. Находим количество вещества для алюминия:

n (AI) = m : М = 270г : 27г/моль = 10моль

  1. Находим количество вещества железа:

n (Fe) =( 10 х 9) : 8 = 11,25моль

  1. Находим массу железа:

m (Fe) = n х М = 11,25моль х 56г/моль = 630г.

Ответ: масса железа равна 630грамм.

                    Ода  Галогенам.

Автор: Патрикеев Е. 9 класс

Вы, вещества, которым есть названье – галогены!

И цвет, и запах разные у вас;

Вас четверо всего, четверка неметаллов!

Не в силах вам металлы противостоять!

Хлорид, фторид, бромид, иодид –

Соединения ваши стойки.

Один из вас – правитель, но не только, к тому же он и повелитель.

Фтор – светло-желтый, резкий газ,

Температура плюс – тебе ничто.

О, сильный окислитель, сам Кислород тебе слуга.

А воду в гневе ты сожжешь дотла.

О мощь, о сила, повелитель!

И с водородом дружишь ты,

НF – способна плавить и стекло,

Столь ненавистное тебе.

Металл для этой кислоты – ничто.

Твой брат, твой друг, твой ученик:

Хлор – желто-зеленый газ.

И резок, и удушлив запах твой.

Температуру минус любишь ты.

Железо, цинк, сурьму и алюминий с теплом встречаешь ты всегда;

НСI – о, кислота, велика ты сила!

Ты свет и тьма,

Ты смерть и жизнь,

И изобилие твое смертельно для живого.

Приемником ты выбрал Бром.

О, хитрый Бром, коварный Бром!

Ты любишь все температуры:

От минуса до плюса. Имеешь силу ты и власть.

В отличие от всех не газ, а жидкость ты.

Не тускл, не светел облик твой.

Имеешь цвет ты необычный;

Лик твой не черный и не белый,

Не желто-зеленый и светло-желтый,

А буровато-коричневый.

Имеешь силу ты и мощь,

Над человеком власть ты знаешь;

В морях, раскинув рукава,

Целебной пищей нас одаришь,

В состав морского воздуха войдешь.

Ты не простак, наука – техника тебе

Как мать родная, а серебро – отец.

Не в силах противостоять ты свету

В родном чудесном же кругу,

Но тьма твой друг, спасет тебя она неоднократно,

Даст силы противостоять врагу.

Бром! О, великий повелитель,

Тебя бы не было и что?

Все человечество обречено.

Руководишь ты самым главным в человеке –

Мозгом и ЦНС.

Ты признаешь не только мир животных,

Растения почитаешь тоже ты;

Не только ты, но и сосед твой Йод

Дает нам силу к жизни.

О, Йод, имеешь цвет ты необычный,

Столь необычный, что придумать и нельзя:

Какой же? – Черно-фиолетовый;

На мантии своей ты поместил

Одно из свойств металлов –

Знакомый блеск!

Металлам твой почет оправдан,

Но держишь ты их всех в узде.

В отличие от своих собратьев,

Не газ, не жидкость ты,

А значит, тверд, как камень.

Температура минус чужда тебе,

Ты любишь только плюс, о, да!

И резок запах твой всегда,

Но не зловонен и удушлив он,

Как, например, у Брома с Хлором.

В друзья ты воду взял, про галогены не забыл.

Как Бром, ты знаешь человека,

И контролируешь его:

Биенье сердца, аппетит, пищеварение, темперамент человека.

Повелеваешь же не только этим ты:

Движенье мускулов, работа мозга, гормоны щитовидной железы.

Лекарства на твоей основе

Тот человек и изобрел.

И, как щитом, ты преградишь недугу в раз  дорогу.

И возликует человек.

О, галогены, вы друзья для нас,

Одновременно и враги.

Как знать, ведь все зависит от того,

Как человек распорядится вами!

Решать ему, кто друг, а кто и враг!

Вы вещества, которым есть название галогены.

Цвет, запах резкий же у вас;

Вас четверо всего, но вы же неметаллы!

Никто не сможет вам противостоять!

И возликует человек.

О, галогены, вы друзья для нас,

Одновременно и враги.

Как знать, ведь все зависит от того,

Как человек распорядится вами!

Решать ему, кто друг, а кто и враг!

Вы вещества, которым есть название галогены.

Цвет, запах, резкий же у вас;

Вас четверо всего, но вы же неметаллы!

Никто не сможет вам противостоять!

Вы долго слушали о галогенах мой рассказ.

Теперь хочу спросить у вас:

Их место жительства в таблице Менделеева найдите

И про строение намекните,

Еще физические свойства опишите.

Ответ:

  1. Это элементы седьмой группы, главной подгруппы Периодической системы Д.И. Менделеева.
  2. Атомы содержат на внешнем энергетическом уровне 7 электронов, и им недостает лишь одного электрона, чтобы завершить его. Неметаллические свойства от фтора к йоду уменьшаются. Конфигурация внешнего уровня:    nS2np5.
  3. Фтор (F2) – резкий, раздражающий газ светло-желтого цвета.

Хлор (CI2) – резкий, удушливый газ желто-зеленого цвета.

Бром (Вr2) – буровато-коричневая жидкость с резким запахом.

Йод (I2) – твердое вещество черно-фиолетового цвета.

 


Поделиться:

Четыре художника. Осень

Сторож

Огонь фламенко

А теперь — мультфильм

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея