• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Пушкин и числа. Проект.

Опубликовано Коняхина Наталья Александровна вкл 20.04.2021 - 20:54
Коняхина Наталья Александровна
Автор: 
Иванов Иван

Я выбрал тему своего исследовательского проекта «Пушкин и числа», потому что вдохновился творчеством А.С. Пушкина,

великого русского поэта, гения гармоничного и стройного поэтического слога.

При этом  изучая его произведения, мои наблюдения показали взаимосвязь чисел, ритма и содержания текстов.

Это меня привлекло, увлекло и заинтересовало с точки зрения взаимосвязи математических чисел и поэзии А.С. Пушкина.

Увлеченно погружаясь в исследование данной темы, мне захотелось поделиться своими открытиями с ребятами.

Я подготовил выступление и с радостью хочу рассказать вам о своем исследовании.

Моя целевая аудитория – учащиеся 4-5 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.64 КБ
Office presentation icon Презентация "Пушкин и числа"1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

Приморского района Санкт-Петербурга

«Пушкин и числа»

исследовательский проект

Иванов Иван

ученик 4«б» класса,

ГБОУ гимназия

 Приморского р-она

Руководитель проекта:

Коняхина Н.А.

Санкт-Петербург

 2019


  1. Содержание:
  • Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Цель и задачи исследовательского проекта
  • Целевая группа
  • Механизм реализации (методы)
  • Гипотеза
  • Анализ произведений
  • Обобщение

Пояснительная записка:

Я выбрал тему своего исследовательского проекта «Пушкин и числа», потому что вдохновился творчеством А.С. Пушкина, великого русского поэта, гения гармоничного и стройного поэтического слога. При этом  изучая его произведения, мои наблюдения показали взаимосвязь чисел, ритма и содержания текстов. Это меня привлекло, увлекло и заинтересовало с точки зрения взаимосвязи математических чисел и поэзии А.С. Пушкина.

Увлеченно погружаясь в исследование данной темы, мне захотелось поделиться своими открытиями с ребятами. Я подготовил выступление и с радостью хочу рассказать вам о своем исследовании.

Моя целевая аудитория – учащиеся 4-5 классов.

Введение:
Цель работы:
исследование связи математических чисел  в творчестве А.С.Пушкина

Задачи:

  • Провести опрос для подтверждения актуальности
  • Выдвинуть гипотезу
  • Изучить творчество А.С.Пушкина
  • Исследовать математические числа в  поэзии А.С. Пушкина
  • Подвести итоги

  1. Актуальность:

Существуют стереотипы о несовместимости математики и гуманитарных  наук

Однако …

«Все вещи можно представить в виде чисел» (Пифагор)

  1. Механизм реализации (методы):
  • Проведение опроса
  • Анализ творчества поэта
  • Сравнение и обобщение
  • Выступление перед аудиторией

Проведенный опрос среди 5-х и 4-х классов подтвердил актуальность моего исследования.

Опрос(5б, 5а, 4а):

1. Как часто вы читаете художественную литературу?

Часто – 26 человек из 70 (36%)

2. При чтении встречаете математические понятия?

Да, встречаю – 46 человек из 70 (66%)

3. Стараетесь ли вы решать математическую задачу в художественном тексте?

Нет – 42 человека (60%)

4. Как относился Пушкин к математике?

Хорошо – 28 человек из 70 (40%), наверное, не очень – 42 (60%)

5. Считаете ли вы, что, читая произведения Пушкина, можно найти связь с математикой?

Нет – 55 человек из 70 (80%), да – 15 человек (20%)

«Мог ли человек, который «заливался горькими слезами над действиями арифметики», писать стихи, в строении которых присутствуют числа, как закономерность музыкальной гармонии?»

(Гипотеза)

Няня поэта, Арина Родионовна, открыла маленькому Александру точную и звучную разговорную речь через поэтичность и напевность русских сказок и былин.

Пройдя лицейские годы, поэт сложит их в стройные  рифмы…

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

О.С. Павлищева (родная сестра поэта):

«…арифметика казалась для него недоступною,  и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами»(цитата)


Итак…  Число 3:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о мертвой царевне»
  • «Сказка о царе Салтане»

число Три
Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:
- три девицы под окном,
- трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля),
- три раза старик закидывал невод в море,
- трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне,
- три щелчка поставил Балда жадному попу,
-трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке.
                     

число Шесть
В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.

Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы.

На самом деле 
6 у Пушкина - это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.

число Восемь
Число «восемь» является символом
бесконечности, конца старого и начала нового.

В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе Шамаханской царицы.

В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:

«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»
«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»


число Девять

В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев.

9 — символ человеческой жизни:

«Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь…»

число Тридцать три
В сказках Пушкин использует число «33», которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).

В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 
33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…»

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…»

число Семь
Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре.
Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».

Пушкин использует
7-ку в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»
Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:
«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»          


число Семь

Когда я изучал биографию Пушкина, то обнаружил поразительную особенность.

В родословном дереве
семь глубоких корней: дедушки и бабушки великого поэта - дети Абрама Петровича Ганнибала.

Перечислим их имена: Иван, Елизавета, Анна, Петр, Осип, Исаак и Софья.

число Семь

Интересным для меня показалось и то, что когда я изучил место жительства Пушкина, то насчитал семь мест, где подолгу жил Пушкин: Москва, Петербург, Михайловское, Царское Село, Болдино, Одесса, Кишинёв.

А так же список адресов, точнее, квартир, которые снимал поэт с женой в Петербурге.
Их тоже
семь.

Да и прожил поэт со своей Наталией Николаевной почти
семь лет.

число Семь

Поэту было 37, когда 27 января 1837 года в 17 часов он вышел к барьеру на последней,
седьмой по счету в его жизни, дуэли.
Вывод: В этой фразе, как нетрудно заметить, целых пять
7-к.

число Семь

Если говорить о сказках, то в «Сказке о царе Салтане»
семь главных действующих лиц. В «Сказке о рыбаке и рыбке» семь раз золотая рыбка исполняет капризы старухи, а «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» содержит 7-ку в самом названии.

Конечно, все эти сказки основаны на народной, русской мудрости, в которой
семерки отведена роль символичного числа. Не случайно существует множество русских пословиц и поговорок в которых участвует 7-ка.

Таким образом, в заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно.

С одной стороны числа придают текстам некий скрытый смысл и подтекст.

А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.

Выводы:

  • Продемонстрировав связь математических чисел и творчества А.С. Пушкина на конкретных примерах, я  подтвердил выдвинутую гипотезу, увидел эту знакомую всем простоту, чистоту и изящество творчества А.С. Пушкина, которые стали основой мелодичности и загадкой «пушкинского слога»

                        «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                        К нему не зарастет народная тропа,

                        Вознёсся выше он главою непокорной

                        Александрийского столпа»


Список литературы:

  • В.Я. Френкель «НАУКА В ПУШКИНСКОМ «СОВРЕМЕННИКЕ» ,
  • Н. Васютинский «Золотая пропорция»,
  • Статьи А.Чернова.
  • А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. – В 2-х т. – М.: 1981.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост.     В.И. Новиков,-М.,Педагогика,1988
  • Власова М.Н. «Русские суеверия».СПб,1998г.
  • Толковый  словарь Ожегова.
  • Пушкин А.С. «Полное собрание сочинений и писем в двух томах. Москва,2015г.Издательский проект «Ваш Пушкин».
  • Пушкин А.С. Руслан и Людмила;Поэма;Сказки.-М.:Стрекоза,2000-с
  • Журнал «Литература в школе»,№4.1999г.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пушкин и числа» Иванов Иван ученик 4«б» класса, ГБОУ гимназия Приморского р-она Руководитель проекта: Коняхина Н.А. исследовательский проект Санкт - Петербург 2019

Слайд 2

Содержание: Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи исследовательского проекта Целевая группа Механизм реализации (методы) Гипотеза Анализ произведений Обобщение

Слайд 3

Пояснительная записка Я выбрал тему своего исследовательского проекта «Пушкин и числа», потому что вдохновился творчеством А.С. Пушкина, великого русского поэта, гения гармоничного и стройного поэтического слога. При этом изучая его произведения, мои наблюдения показали взаимосвязь чисел, ритма и содержания текстов. Это меня привлекло, увлекло и заинтересовало с точки зрения взаимосвязи математических чисел и поэзии А.С. Пушкина. Увлеченно погружаясь в исследование данной темы, мне захотелось поделиться своими открытиями с ребятами. Я подготовил выступление и с радостью хочу рассказать вам о своем исследовании.

Слайд 4

Введение: Цель работы: исследование связи математических чисел в творчестве А.С.Пушкина Задачи: Провести опрос для подтверждения актуальности Выдвинуть гипотезу Изучить творчество А.С.Пушкина Исследовать математические числа в поэзии А.С. Пушкина Подвести итоги

Слайд 5

Актуальность: Существуют стереотипы о несовместимости математики и гуманитарных наук Однако … «Все вещи можно представить в виде чисел» (Пифагор) Проведенный опрос среди 5-х и 4-х классов подтвердил актуальность моего исследования

Слайд 6

Механизм реализации (методы): Проведение опроса Анализ творчества поэта Сравнение и обобщение Выступление перед аудиторией

Слайд 7

Опрос(5б, 5а, 4а): 1. Как часто вы читаете художественную литературу? Часто – 26 человек из 70 (36%) 2. При чтении встречаете математические понятия? Да, встречаю – 46 человек из 70 (66%) 3. Стараетесь ли вы решать математическую задачу в художественном тексте? Нет – 42 человека (60%) 4. Как относился Пушкин к математике? Хорошо – 28 человек из 70 (40%), наверное, не очень – 42 (60%) 5. Считаете ли вы, что, читая произведения Пушкина, можно найти связь с математикой? Нет – 55 человек (80%), да – 15 человек (20%)

Слайд 8

Мог ли человек, который «заливался горькими слезами над действиями арифметики», писать стихи, в строении которых присутствуют числа, как закономерность музыкальной гармонии? (Гипотеза)

Слайд 9

Няня поэта, Арина Родионовна, открыла маленькому Александру точную и звучную разговорную речь через поэтичность и напевность русских сказок и былин Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… Пройдя лицейские годы, поэт сложит их в стройные рифмы…

Слайд 10

О.С. Павлищева (родная сестра поэта): «…арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами»

Слайд 11

Итак… Число 3: «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне» «Сказка о царе Салтане»

Слайд 12

число Три Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях: - три девицы под окном, - трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля), - три раза старик закидывал невод в море, - трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне, - три щелчка поставил Балда жадному попу, -трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 13

число Шесть В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов. Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 у Пушкина - это дважды по 3 . Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 14

число Восемь Число «восемь» является символом бесконечности , конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе Шамаханской царицы. В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения: «Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей:» «Снова вести нет от них, Снова восемь дней проходят;» Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 15

число Девять В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. 9 — символ человеческой жизни: «Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь…» Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 16

число Тридцать три В сказках Пушкин использует число «33», которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество). В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор…» В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно: «Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года…» Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 17

число Семь Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто». Пушкин использует 7-ку в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»: «Входят семь богатырей, Семь румяных усачей.» Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны: «Семь торговых городов Да сто сорок теремов.» Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 18

число Семь Когда я изучал биографию Пушкина, то обнаружил поразительную особенность. В родословном дереве семь глубоких корней: дедушки и бабушки великого поэта - дети Абрама Петро­вича Ганнибала. Пере­числим их имена: Иван, Елизавета, Анна, Петр, Осип, Исаак и Софья. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 19

число Семь Интересным для меня показалось и то, что когда я изучил место жительства Пушкина, то насчитал семь мест, где подолгу жил Пушкин: Москва, Петербург, Михайловское, Царское Село, Болдино, Одесса, Кишинёв. А так же список адресов, точнее, квартир, которые снимал поэт с женой в Петербурге. Их тоже семь. Да и прожил поэт со своей Наталией Николаевной почти семь лет. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 20

число Семь Поэту было 37, когда 27 января 1837 года в 17 часов он вышел к барьеру на последней, седьмой по счету в его жизни, дуэли. Вывод: В этой фразе, как нетрудно заметить, целых пять 7-к. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 21

число Семь Если говорить о сказках, то в «Сказке о царе Салтане» семь главных действующих лиц. В «Сказке о рыбаке и рыбке» семь раз золотая рыбка исполняет капризы старухи, а «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» содержит 7-ку в самом назва­нии. Конечно, все эти сказки основаны на на­родной, русской мудрости, в которой семерки отведена роль символичного числа. Не случай­но существует множество русских пословиц и поговорок в которых участвует 7-ка. Число в математике-числители в сказках А.С.Пушкина

Слайд 22

Таким образом, в заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны числа придают текстам некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.

Слайд 23

Выводы: Продемонстрировав связь математических чисел и творчества А.С. Пушкина на конкретных примерах, я подтвердил выдвинутую гипотезу, увидел эту знакомую всем простоту, чистоту и изящество творчества А.С. Пушкина, которые стали основой мелодичности и загадкой «пушкинского слога» «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа» А.С.Пушкин

Слайд 24

Список литературы: В.Я. Френкель «НАУКА В ПУШКИНСКОМ «СОВРЕМЕННИКЕ» , Н. Васютинский «Золотая пропорция», Статьи А.Чернова. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. – В 2-х т. – М.: 1981. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков,-М.,Педагогика,1988 Власова М.Н. «Русские суеверия».СПб,1998г. Толковый словарь Ожегова. Пушкин А.С. «Полное собрание сочинений и писем в двух томах. Москва,2015г.Издательский проект «Ваш Пушкин». Пушкин А.С. Руслан и Людмила;Поэма;Сказки.-М.:Стрекоза,2000-с Журнал «Литература в школе»,№4.1999г.

Слайд 25

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Поделиться:

Как нарисовать портрет?

Хитрость Дидоны

Северное сияние

Ласточка. Корейская народная сказка

Смекалка против Змея-Горыныча