• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Почему чтение – это важно?!»

Опубликовано Кузнецова Наталья Васильевна вкл 16.06.2021 - 19:54
Кузнецова Наталья Васильевна
Автор: 
Сова Артем

1. Познакомиться с интересными фактами о чтении.

2. Изучить заинтересованность учащихся нашей школы в чтении.

3. Провести анкетирование учащихся первых классов.

4. Найти игры и упражнения для повышения качества чтения.

5. Провести викторину «Лучший знаток русских народных сказок»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект119.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Проект

по теме: «Почему чтение – это важно?!»

Подготовил проект: ученик 1 «Д» класса

Сова Артем

Руководитель проекта: Кузнецова Н. В.

Г. о. Подольск, 2021 год

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………..………..3
  2. Интересные факты о чтении ……………………………………..…….…5
  3. О пользе чтения ……………………………………………….………...…6
  4. Почему полезно читать? ……………………………………………..……7
  5. Игры и упражнения для повышения качества чтения……..…………….8
  6. Заключение………………………………………………………………..11
  7. Список литературы………………………………………………….….....13

Введение

Актуальность темы: 

Как быстро летит время. Вот только недавно мы пришли в школу, и совсем не умели читать, а кто-то не знал даже буквы. Сейчас мы уже изучили все буквы и научились читать, но когда у нас проверили технику чтения оказалось, что все читают по разному и  не все читают с удовольствием. Я решил узнать, почему нужно любить чтение? Как заинтересовать моих одноклассников чтением?

Проблема: почему полезно читать?

Цель: изучить интересные факты о чтении.

Задачи:

1. Познакомиться с интересными фактами о чтении.

2. Изучить заинтересованность учащихся нашей школы в чтении.

3. Провести анкетирование учащихся первых классов.

4. Найти игры и упражнения для повышения качества чтения.

5. Провести викторину «Лучший знаток русских народных сказок»».

Гипотеза: если постоянно читать, то можно расширить свой кругозор.

Объектом исследования: детские книги, библиотека.

Предмет исследования: приобщение к чтению.

Раньше книги мне читали мои родители или сёстры, а теперь мне не нужна ничья помощь, и я могу читать всегда, когда мне этого захочется. Моя мама всегда говорит: "Чтение - вот лучшее учение". Это её любимая поговорка. И я с ней согласен, ведь из книг можно узнать разную необходимую и полезную информацию. Но для меня сейчас самое главное - это чтобы книга была интересной. Совсем недавно я с удовольствием читал и перечитывал русские народные сказки, а потом библиотекарь из нашей школьной библиотеки посоветовала мне прочитать книгу Виктории Ледерман " Светлик Тучкин и пузырь желаний". Теперь я читаю произведения именно этой писательницы.

Мною были использованы следующие методы:

  • Подбор пословиц и поговорок, иллюстрирование их.

  • Проведение анкетирования.

  • Анализ читательских формуляров.

  • Анализ полученных результатов.

        О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают насколько чтение обогащает духовный мир человека.

       Важность книг и чтения доносят до нас старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”, «Хлеб питает тело, а книга питает разум», «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость», «Книга для ума – что тёплый дождь для всходов», «Ум без книги, как птица без крыльев». Вместе с одноклассниками мы проиллюстрировали пословицы, чтобы лучше понять ценность книги.

Ожидаемые результаты:

- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

- Закрепление традиции домашнего чтения.

-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

 Участники:

Дети  7-8 лет, родители и педагоги.

Интересные факты о чтении.

Интересные факты о чтении.

1. Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.

2. При чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и перекрещиваться.

3. 95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

4. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

5. Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

6. При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.

7. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

8. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

9. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

10. Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.

11. Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

12. Самая большая библиотека в мире — Библиотека Конгресса США. Содержание её фонда насчитывает около 115 млн единиц хранения. Основана библиотека в 1800 году по предложению президента США Т. Джефферсона в Вашингтоне. Ежедневно в библиотеку Конгресса поступает 7 000 документов. Штат библиотеки — около 5 000 сотрудников.

13. Знатоки истории утверждают, что  самая первая российская библиотека на Руси появилась в Киеве. Основателем стал князь Ярослав Мудрый. Это событие произошло в 1037-ом году. Книги были куплены в разных странах.

14. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге самая красивая в России была открыта в в январе 1814 года.

15. Самая большая в мире книга, "Сборник морских правил", хранится в амстердамском музее. Ее высота составляет целых 2 метра, а ширина — 1 метр. Можете представить себе масштабы этого гигантского фолианта!?

16. Самое длинное слово в мире состоит из 189 819 букв

 Именно столько букв в полном названии титина — гигантского белка. Слово считается самым длинным в любом языке мира.

17. Раньше книги заковывали в цепи. Ценность книг была настолько высока, что приходилось защищаться от краж таким вот нехитрым способом. Этой практикой широко пользовались вплоть до середины 19 века.

 

О пользе чтения

1.Чтение делает взгляд острее. Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя.

2.Чтение сохраняет ваше физическое здоровье. Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга.

3.Чтение помогает сконцентрироваться. Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

4.Чтение помогает приятно проводить свободное время. Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

        Таким образом можно дать даже характеристику детям, которые читают:

Детективы: наблюдательные и немного замкнутые ребята.

Приключения: активные и любознательные.

Романы: мечтательны и романтичны, хорошо развита эмпа́тия.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпа́тии.

Фантастику: богатое воображение, нестереотипность мышления.

Комиксы: примитивный словарный запас, силовое решение конфликтов.

Почему полезно читать?

Польза чтения огромна, читая, человек познает для себя нечто новое, интересное (неинтересное и читать бы не стал), расширяет свой кругозор, обогащает словарный запас. Чтение доставляет людям эстетическое удовлетворение, это, пожалуй, самый универсальный и простой способ развлечения, а также важнейшая часть культурного и духовного самосовершенствования.

Психологи утверждают, что чтение – неотъемлемый процесс на всех стадиях формирования личности. Начиная с детского возраста, когда ребенку читают вслух родители, заканчивая зрелым возрастом, когда человек переживает личностные кризисы и духовно растет. Неоценима польза чтения в подростковом возрасте. Читая, подростки не только развивают память, мышление и другие когнитивные процессы, они развивают и эмоционально волевую сферу, учатся любить, прощать, сопереживать, оценивать поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Поэтому совершенно очевидна польза книг, которые позволяют вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причем оба полушария, читая (работа левого полушария) человек постоянно рисует в своем воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работа правого полушария). Тем самым  человек доставляет себе не только удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности мозга.

Польза книг: бумага самый оптимальный носитель информации.

Что касается носителей информации, то, несомненно, лучше всего читать бумажные издания – книги, газеты, журналы.

Человеческий глаз лучше воспринимает информацию, напечатанную на бумаге, чем ту, которая светится на мониторе компьютера или ноутбука.  Скорость чтения бумажного носителя более высокая и глаза не так быстро устают. Несмотря на такие веские физиологические причины, существует еще немало факторов, указывающих на пользу чтения печатных изданий. Особенно стоит сказать про книги.

Источник знаний, друг – как только не называют книги. Каждый знает, что лучший подарок – книга. Как правило, в книгах печатают серьезный, нужный и «умный» писательский труд. Прежде чем книга выйдет в свет, рукопись проверяют редакторы, специалисты пишут рецензии.

Книги, особенно классическая художественная литература, написаны красивым, интересным, грамотным и богатым языком, они несут в себе умные, нужные мысли. Кроме того, книгу можно читать дома и в школе, в транспорте и на отдыхе, сидя, стоя.

Игры и упражнения для повышения качества чтения.

1. «Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН         МЕДВЕДЬ            ТИГР

ЛЕВ             БАБОЧКА           КОШКА

2. «Фотоглаз»

За 20 секунд нужно  взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

3. «Да или нет?»

Прослушать предложения и определить, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

4. «Дополни предложение»

Кот мяукал...

5. «Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Нужно найти страницу, глазами отыскать нужную строчку .

6. Учимся выражать мысли другими словами.

Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

7. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

река  заяц   краски

8.  Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

9. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (показать и быстро убрать).

2) Повторить, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбрать слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка.

Заключение

Для того, чтобы выяснить, читают ли дети дома и их отношение к чтению, мы провели анкетирование в первых классах (приложение1).

        По итогам анкетирования можем сделать следующие выводы:

1) учащиеся 1 -ых классов в равной мере любят читать сами, слушать чтение взрослых и смотреть телевизор;

2) практически все родители хвалят своих детей во время чтения;

3)  во всех семьях читают вслух;

4)  более 70 % детей помнят книги, которые читают;

5) примерно пополам разделились данные анкет , касающиеся причин, по которым ребята читают.

        Как известно, семья имеет огромное влияние на привычки  и выбор увлечений своих детей. Как мы видим, ситуация с чтением  складывается очень хорошая: в семьях родители читают, тем самым прививают любовь к книгам и своим подрастающим детям. Во время чтения, даже если у ребёнка не очень хорошо получается, его не ругают, а только поддерживают. Почти все ребята помнят прочитанные книги, а значит, выбор произведений был верным, ведь неинтересную книгу запомнить сложно. Хотелось бы, чтобы детей не нужно было заставлять читать, а чтобы они это делали по собственному желанию, но нам кажется, что результат 50 на 50 — это тоже неплохо. Ведь нужно же с чего-то начинать! (приложение2)

        Также мы провели исследовательскую работу в библиотеке, чтобы выявить самые читающие классы и самых читающих детей. Самыми читающими классами оказались 1В, 1Д, 1Е, 2Б, 2Д, 3Е, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5В, 5И и 9, 10, 11-е классы.

        Самые читающими детьми оказались учащиеся таких классов:

1Д - Сова А.

4А-  Моторкина Е., Романов П.

5А -  Куприн М., Таран Я.

         Мы видим, что параллели 6, 7 и 8 классов не являются активными читателями, возможно, это связано с тем, что практически все произведения школьной программы есть в учебниках, а уроков много, поэтому читать сверх программы ребята не успевают.  

        Радует, что любовь к чтению, привитая в первом классе, не пропадает и к одиннадцатому.

В процессе реализации проекта:

•        Повысили интерес детей к чтению и художественной литературе, потому что учащиеся стали чаще посещать школьную библиотеку.

•        Провели викторину по прочитанным произведениям.

•        Изучили пословицы о книгах.

Список использованных

источников и литературы

  • Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993
  • Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 1985
  • Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006
  • Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011
  • Журнал «Читайка» // РШБА, 2011
  • Немировский Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине. - М.: АСТ-Пресс книга, 1975.- 413 с.
  • http://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4
  • http://www.realfacts.ru/index.php?newsid=949
  • http://knigabest.ru/index.php
  • http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Иван Федоров [электронный ресурс].
  • http://ru.wikipedia.org/
  • http://kidpix.livejournal.com/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета.

  Анкета для школьников

1.Чем я люблю заниматься в свободное время?

А) гулять с друзьями;

Б) читать;

В) смотреть телевизор;

Г) играть в компьютер;

Д) заниматься спортом.

2. Что ты больше любишь?

А) читать сам

Б) слушать чтение взрослых

В) смотреть телевизор

3. Как ведут себя родители во время твоего чтения ?

А) хвалят

Б) ругают

4. Читают ли в твоей семье вслух ?

А) читают

Б) не читают

5. Можешь назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?

А) да

Б) нет

6. Ты читаешь потому, что нужно, или потому, что интересно?

А) нужно

Б) нравится

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Поделиться:

Круговорот воды в пакете

Знакомимся с плотностью жидкостей

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Кто грамотней?

Лист Мёбиуса