Работа раскрывает понятие инверсии как средства выразительности речи, на примерах из произведений М. Ю. Лермонтова автор показывает виды инверсий.
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_inversiy_v_tvorchestve_m._yu._lermontova.doc | 63.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ингалинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова»
Учебно – исследовательская работа
по русскому языку
«Виды инверсий в творчестве
М. Ю. Лермонтова»
Автор Ильницкая Кристина Станиславовна 8 класс
Руководитель Сысова Валентина
Александровна,
учитель русского языка и литературы
Ингалы 2020
Оглавление
Введение ……………………………………………………………стр. 3
§ 1 Выразительные возможности языка
§ 2 Что такое ИНВЕРСИЯ
§ 3Инверсия в творчестве М. Ю. Лермонтова
Заключение
Список литературы
Введение
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.
В.А. Сухомлинский.
Цель работы: изучение инверсии в языке русской литературы на примерах из произведений М.Ю. Лермонтова.
Руководствуясь данной целью, перед нами стоят следующие задачи:
Объект исследования: инверсия в поэтическом тексте.
Предмет исследования: инверсия в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Методы исследования:
- анализа и обобщения;
- сплошной выборки;
Гипотеза:
Мы предполагаем, что если полно и емко изучить теорию по вопросу инверсии в языке художественной литературы, то можно глубже понять и проанализировать художественный мир, образы героев и авторский замысел писателя или поэта.
Актуальность данной работы заключается в том, что она может служить и теоретическим, и практическим материалом для подготовки учащихся как 9, так и 11 классов к государственным выпускным экзаменам по русскому языку и литературе.
§ 1. Выразительные возможности языка
Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются ассоциативностью образного мышления читателя, которая во многом зависит от его предшествующего жизненного опыта и психологических особенностей работы мысли и сознания в целом.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Полная типология выразительности лингвистикой не разработана, так как она должна была бы отразить всю многообразнейшую гамму человеческих чувств и их оттенков. Но можно вполне определенно говорить об условиях, при соблюдении которых речь будет выразительной:
Первое — самостоятельность мышления, сознания и деятельности автора речи. Второе — его интерес к тому, о чем он говорит или пишет. Третье — хорошее знание выразительных возможностей языка. Четвертое — систематическая осознанная тренировка речевых навыков.
Рассмотрим, каковы же выразительные возможности современного русского языка. Выразительность могут усиливать или ослаблять все его элементы, начиная со звуков и кончая синтаксическими единицами. Усиливает выразительность речи интонация. Ослабляют - артикуляционная нечеткость, лексическая и интонационная бедность, употребление канцеляризмов и слов-паразитов, синтаксическое однообразие в построении речи.
Основной источник усиления выразительности — лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегории, иронии. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греч. tropos — слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев.
Эти изобразительно- выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Однако существуют и общеязыковые тропы, возникшие как авторские, но со временем ставшие привычными, закрепившиеся в языке: «время лечит», «битва за урожай», «военная гроза», «совесть заговорила», «свернуться калачиком», «как две капли воды ».
В них прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа. Троп может перерасти в речевой штамп, если употребляется слишком часто. Сравните выражения, определяющие ценность ресурсов при помощи переносного значения слова «золото», — «белое золото» (хлопок), «черное золото» (нефть), «мягкое золото» (пушнина) и т.д.
§ 2. Что такое ИНВЕРСИЯ
Современный русский язык в своем богатстве и многообразии использует различные приемы выразительности, которые наука о языке преобразовала в различные термины. Вы могли встречать такие термины литературы, как анафора (повторение слова в начале фразы), антитеза (резкое противопоставление образов, резкий контраст), гипербола (преувеличение). Термины литературы, такие как «инверсия», имеют латинские корни (от лат. Inversia – перестановка или перевертывание). Но на вопрос о том, что же такое инверсия, легче и охотнее вам ответят англичане, так как в английском языке при помощи инверсии создаются вопросительные предложения. Инверсия в языке обозначается так, что прямой порядок слов в предложении был заменен обратным. В русском языке в предложении, в котором сначала стоит подлежащее, затем сказуемое и далее второстепенные члены предложения, использован прямой порядок слов. Такой порядок слов используется для научной литературы, так как сохраняет нейтральную окраску всего повествования. Чтобы придать эмоциональную окраску содержанию речи или произведения, применяется инверсия. В языке, особенно устном, инверсия создается путем перестановки местами подлежащего и сказуемого или переноса в начало предложения второстепенных членов предложения. В художественных произведениях часто используется инверсия. В литературе, например, второстепенный член предложения ставится в центр предложения, где на него падает логическое ударение, что помогает читателю обратить внимание на мелкие детали, которые могут сыграть в произведении решающее значение. В предложении Д. Гранина: «Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских», сказуемое поставлено впереди подлежащего, логическое ударение, тем самым, перенесено на сказуемое. Автор подчеркнул свое недоверие к замыслам нового класса. Для того чтобы запоминалась вся информация, связанная с объектом, его нужно перенести в конец предложения. У М. Булгакова читаем: "В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные". Все дополнения вынесены в начало предложения, чтобы акцентировать наше внимание на окружающей обстановке. Особенный вес имеет инверсия в литературе, когда мы говорим о поэзии. Можно сказать, что инверсия в литературе специально придумана для поэзии. Даже в самом обычном нераспространенном предложении при перестановке местами подлежащего и сказуемого можно добиться эффекта, при котором каждый сможет сказать, что читает стихи. В предложениях: «волны бегут» (прямой порядок), и «бегут волны» (инверсия) - «поэтичнее» - второе предложение. Ярким примером инверсии в поэзии могут служить строки И.С. Никитина:
«Ясно утро. Тихо веет теплый ветерок»
или:
«Скоро легкой травою покроются склоны.
И декабрьские бури, как волки, прилягут» В.А. Луговской.
В стихах необходимость использования инверсии определяется размером и ритмом стихотворной строки. Использование инверсии создает особенный неповторимый рисунок поэтического замысла. У Пушкина читаем:
«Сияньем тощим фонаря,
Глухие своды озаря,
Идут…
Инверсия придает отрывку настроение напряженности и тайны. Использование инверсии в обычной жизни не всегда оправдано и может служить затруднением при понимании. Если текст, использующийся для бытовых нужд, изобилует предложениями, в которых применена инверсия, это будет препятствовать его пониманию. Любому уважающему себя и русский язык человеку просто необходимо не только знать, что такое инверсия, но слышать её в разговоре и уметь использовать, как, впрочем, и остальные термины литературы.
§ 4. Инверсия в творчестве М. Ю. Лермонтова
Инверсия в творчестве Лермонтова усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания:
«стоит одиноко»,
«в пустыне далёкой»,
«на утёсе горючем»,
«севере диком»,
«снегом сыпучим»,
«одета, как ризой, она»,
«снится ей»,
«пустыне далекой»,
«том крае»,
«солнца восход»,
«утесе горючем»,
«прекрасная пальма» в стихотворении «На севере диком».
В литературе инверсия - стилистический прием, при котором используется нестандартный порядок слов, придающий предложению красивое звучание и особый смысл. С его помощью писатель может сделать акцент на каком-либо действии или слове.
Если умело переставить порядок слов в предложении, ему можно придать наибольшую выразительность. Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Инверсия же позволяет этот порядок нарушить, выделив наиболее важный элемент предложения.
Часто инверсия используется в поэзии для благозвучности строк и удачной рифмы. Также ее можно встретить в русских переводах английских стихотворений. Основная функция инверсии в поэзии: сохранение общего ритма, плавная связь между строчками и абзацами.
В творчестве Лермонтова можно встретить классические примеры инверсии, особенно в произведениях "Мцыри" и "Бородино", а великий Пушкин вообще считал инверсию одним из самых необходимых стилистических приемов. Да и в стихотворениях Цветаевой, Маяковского и Бродского инверсию легко можно отыскать.
Заключение
Подведем итог, перечислив достоинства инверсии:
- инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании;
- расставляет в предложении смысловые нагрузки;
- в поэтическом тексте инверсия задает ритм;
- в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения;
- инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора;
- инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным.
В ходе исследования мы выявили следующие типы инверсированных конструкций в стихотворениях поэта М. Ю. Лермонтова: инверсия главных членов; инверсия согласованных определений; инверсия дополнений; инверсия обстоятельств; инверсия несогласованных определений.
Чтобы до конца понять, что такое инверсия, нужно больше читать классическую литературу. Кроме инверсии, в текстах великих писателей можно найти множество других интересных стилистических приемов, которые делают речь ярче и которыми так богат наш русский язык.
Инверсия играет:
- акцентную или смысловую функцию, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения;
Возникновение инверсии
• сказуемое стоит перед подлежащим;
• дополнение и обстоятельство, выраженные именем существительным становятся перед словами, к которым они относятся;
• определение, выраженное прилагательным, и обстоятельство, выраженное наречием, становятся после главных слов;
Что дает инверсия поэтическому произведению?
Во-первых, большей выразительности. Она становится в один ряд с такими фигурами поэтической речи, как антитеза, анафора, эпифора, риторическое обращение и др. Использование этого стилистического приема придает стихотворению более выразительные оттенки. А все благодаря необычному порядку слов и логическому ударению.
В ходе работы и анализа произведений М.Ю. Лермонтова наша гипотеза подтвердилась. Действительно, чтобы понять язык поэта, его авторский замысел и индивидуальность, глубже понять художественный мир и образы героев необходимо знать, какими средствами выразительности он пользуется чаще всего и какое значение имеют эти средства в творчестве.
Список литературы
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. – М., 1969
5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970
6. Пустовойт П. Г. От слова к образу. – Киев, 1974
7. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М., 1911
8. Чичерин А. В. Ритм образа: стилистические проблемы. – М., 1973
9. Эпштейн М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990
10.http://read.amahrov.ru/load/poleznye_materialy/literaturnaja_kukhnja/kratkij_slovar_literaturnykh_ponjatij_i_terminov/45-1-0-58
11. http://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-inversija
Дымковский петушок
Как нарисовать портрет?
Рисуем "Осенний дождь"
Денис-изобретатель (отрывок)
Убунту: я существую, потому что мы существуем