Николай Абрамов и Сергей Есенин - поэты деревни. Ромашковый мир Н. Абрамова и "голубая Русь" С. Есенина - это признание в любви к своей малой родине, источнику поэтического вдохновения.
Вложение | Размер |
---|---|
salnikova_g.podporozhe.docx | 27.23 КБ |
«А в сердце светит Русь...»: опыт сопоставительного анализа стихотворений о природе Н. Абрамова и С. Есенина
Сердце, как вольная птица,
В городе сером томится:
Дарят родимые веси
Нам глухариные песни.
Н. Абрамов
О смысле человеческой жизни, о любви, родине и природе пишет вепсский поэт Николай Викторович Абрамов. Он родился в деревне Ладва Подпорожского района Ленинградской области. Путь к поэзии был извилист: учился в ленинградском топографическом техникуме, работал фотографом, корреспондентом районной газеты «Свирские огни», главным редактором вепсской газеты «Kodima». Последние годы работал в Национальной библиотеке Карелии. Член Союза писателей России с 1998 г. и Союза журналистов России с 2003 г. На состоявшемся в августе 2010 г. в Оулу (Финляндия) XI Международном конгрессе финно-угорских писателей избран в правление Международной ассоциации финно-угорских писателей. Член правления Союза журналистов Республики Карелия.
Первый сборник стихов Абрамова — «Koumekümne koume» («Тридцать три») — вышел в 1994 году и стал первой художественной книгой на вепсском языке. В 1999 году вышел второй сборник Абрамова, «Kurgiden aig» («Время журавлей»).
Всю свою жизнь поэт посвятил сохранению вепсского языка и вепсской культуры. Благодаря переводческому труду Николая Абрамова на языке потомков летописной белой веси заговорили классики мировой литературы — Омар Хайям, Рабиндранат Тагор, Уильям Шекспир. А еще Пол Маккартни и Фреди Меркьюри…
Абрамов не раз признавался в любви к творчеству С. Есенина, его стихотворения также переведены Абрамовым на вепсский язык. Поэзия Сергея Есенина была близка вепсскому поэту Николаю Абрамову по духу, мышлению, мировоззрению, нравственным идеалам. У обоих на первый план вышли сочувствие, правдоискательство, глубокое проникновение в тайники крестьянской души, в тайники русской природы, печаль по утраченным национальным ценностям и идеалам. Николая Абрамова часто сравнивают с Сергеем Есениным и даже называют его вепсским Есениным. На мой взгляд, лирика этого поэта оказала влияние на творчество Н. В. Абрамова, что позволяет сравнить стихотворения авторов.
Н. Абрамов и С. Есенин - поэты деревни. Любовь к малой родине, рязанскому селу Константиново, звучит во многих стихотворениях С. Есенина. Поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». «Нивы сжаты, рощи голы», «Край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь, моя родная»... И вот перед нами Русь «родная», «хаты, в ризах образа» и только «синь сосёт глаза». Родина для поэта и «старый клен на одной ноге», что «стережет голубую Русь», и тонкая березка, что «загляделась в пруд», и дремлющая дорога, и холмы, что «поют о чуде».
В стихотворениях С. Есенина образ родины неизменно связан с природой:
Земля моя златая!
Осенний светлый храм!
Гусей крикливых стая
Несется к облакам.
(«Иорданская голубица»)
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни»)
Литературовед А. Козловский в статье «Эту жизнь за все благодарю» говорит о глубокой связи поэта с народной жизнью и родной землей: «Родная земля дала ему... народный взгляд на жизнь... Она жила в нем, была впитана всем крестьянским обиходом родного села... Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ»:
Русь моя! Деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил чередой и мятой.
Эта метафора из стихотворения «Хулиган» говорит о тесной связи поэзии с малой родиной и природой.
Обращаясь к творчеству Николая Абрамова, невольно замечаешь близкие мотивы. Так же, как и у Есенина, природа в поэзии Абрамова присутствует всегда и во всем. Он живет в гармонии с осенними дождями и снежными метелями, удивляется цветению природы и тоскует при её увядании. Он любит гулять по осеннему лесу, слушая разговор листьев под ногами. Грустит, глядя в след улетающим журавлям. Пейзажная лирика рисует вепсские места, его малую родину, в разные времена года разными красками.
Образ малой родины создается во многих стихотворениях. Это мир, где небо голубое, где шелестит листва, пахнет хлебом:
Когда ты будешь далеко, —
сказала мама, чуть помедлив, —
ты вспомнишь это молоко
и навестить меня приедешь.
В нем солнечного свет луча,
частичка голубого неба,
и шум листвы, и звон ручья,
и соль земли, и запах хлеба.
В нем то, что с детства всем знакомо,
что пуще жизни берегут,
что величают отчим домом,
и то, что Родиной зовут!
(«Молоко»)
«…с детства нет для меня ничего ближе и дороже милых, родных берегов Ояти и Свири…»- писал поэт. В стихотворении «Алость ягод, листьев зелень» лирический герой признается в любви к малой родине:
Алость ягод, листьев зелень,
Синь озер, плотицы всплеск.
Эту сказочную землю
Бросит разве лишь слепец.
(«Алость ягод, листьев зелень»)
В другом стихотворении «На сердце закатном покойно и мглисто» Н. В. Абрамов восхищается осенью в родном селе: «Я счастлив безумно!.. Я болен, скорей». Николай Абрамов не называет себя поэтом деревни, но во всех его стихотворениях о природе слышится любовь к родному краю:
Мне не надо богатства и славы,
И не надо заморских даров.
Мне милее родные дубравы
Да луга, где раздолье цветов.
Там, где в зарослях тихая заводь,
Шелест крылышек синих стрекоз,
Босоногое детство осталось-
Мир забытых мечтаний и грез.
(«Босоногое детство»)
Так же, как и для Есенина, для Абрамова родина - это «брусника на склонах», где «облетают последние листья», «сарафан озера Нево», что « вышит звездами», словом, северная природа, лес, поля, Онежское озеро и родная деревня:
Вблизи озер, в переплетенье рек
Стоит деревня,
по холмам витая...
Люблю ее и вижу наяву
Зимой – в сугробах,
летом – в цвете радуг,
И эти строки посвятить ей
рад я,
И счастлив тем,
что просто здесь живу. ( «Ладва»)
Необходимо отметить, что часто пейзажная зарисовка в стихотворениях Н. Абрамова заканчивается философским обобщением, размышлением о человеческой жизни:
Для зверей, для волков — словно брат,
средь людей одинок
как средь диких роз
полевой неприметный цветок
я хочу свою душу однажды
как парус поднять
и взлететь над волнами
и может быть что-то понять
Если бросили камень в тебя -
то лови и держи...
Никогда не гоните коней по нескошенной ржи...
(«Босиком, по хрустальной траве»)
Любовь к родине сливается с любовью ко всему живому, лирический герой стихотворений Есенина и Абрамова ощущает себя частью природы, братом всех животных:
Для зверей, для волков - словно брат (Н. Абрамов);
Средь людей я дружбы не имею,
Я другому покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею,
Я готов отдать свой лучший галстук (С. Есенин)
Есенин пишет о животных, переживая их боль, как свою. Это можно увидеть в стихотворениях «Корова» («Дряхлая, выпали зубы…»), «Песнь о собаке» («Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег…»). Лирический герой стихотворения Абрамова «Старый пес» также остро переживает утрату верного друга.
Для С. Есенина природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Это определяет своеобразие стиля: «вещественные» метафоры (солнце сравнивается с сохой, месяц - с ягненком или с пастушьим рожком), прилагательные – эпитеты (чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица, рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята), образы животных используются как символы, традиционно установившиеся в русской литературе и фольклоре (например, лебеди - символ красоты). Возникает сопоставление явлений природы с животными: месяц - «ягненочек кудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи - «волки». Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.
Так же, как у Есенина, строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств в стихотворениях Н. Абрамова взят из крестьянской жизни, родной и понятной:
Вспыхнет душа, только тронь,
Словно рябины огонь...
( «Снова рябины огонь»)
Руки - лебеди, волосы - травы
Немудреную путают снасть.
(«Черным омутом зыбь полнолунья»)
Сквозные образы «березы», «черемухи», «луговых цветов» мы встречаем и у Есенина, и у Абрамова. Например, образ рябины, чьи гроздья, «как капельки крови», невольно заставляют вспомнить метафору Есенина «горит костер рябины красной».
Очень близки, на мой взгляд, по тональности, мироощущению, образной системе стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» и Абрамова «Снова рябины огонь». Светлая осенняя грусть, грусть о быстро пролетающей жизни слышится в есенинских строках:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
Абрамов в стихотворении «Снова рябины огонь» пишет об усталости сердца, о том, что уже «холодом дышит заря», но как и лирический герой стихотворения С. Есенина утверждает, что жизнь прожита не зря и жалеть не о чем.
В других стихотворениях Абрамова «Падают листья», «На сердце закатном покойно и мглисто» и «Годы-журавли» звуковой образ журавлиного клика, как и в стихотворении Есенина, вызывает щемящую грусть, тоску по утраченной юности.
Сходство зрительных, звуковых образов очевидно, но хочется отметить образ «ромашкового луга» и «ромашкового утра», «ромашковой радости» у Абрамова, создающий ощущение радости и счастья, загадки и тайны в стихотворениях «Ромашковая Настя», «Босиком по хрустальной траве» и других:
Ромашковая сказка –
твоих волос осенних,
Ромашковая тайна –
твоих озёрных глаз.
Мне по нраву ромашки… и белые розы,
Я Россию люблю, я – России наймит!
Стихотворения С. Есенина, как отмечали многие исследователи, необыкновенно музыкальны, тому свидетельством могут быть песни на стихи поэта: «Клен ты мой, опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», « Я обманывать себя не стану», «Мне осталась одна забава» и другие.
«Но, наверно, навеки имею / Нежность грустную русской души» - пишет С. Есенин в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями….».
Ритм стихотворений Н. Абрамова созвучен есенинскому: в основном хорей
Вспыхнет душа, только тронь,
Словно рябины огонь...
(Н. Абрамов)
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и в росе..
(С. Есенин)
Дактиль, реже анапест, амфибрахий, дольник трёх- или четырёхстопный создают особую тональность, немного грустную, задушевную:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
(С. Есенин)
Одного лишь прошу у богов
Среди жёлтых и мокрых стогов
Как средь братьев родных и сестёр –
Пусть горит мой осенний костёр…
(Н. Абрамов)
Скупились звёзды в невидимом бредне.
Жутко и страшно в проснувшейся бредне
(С. Есенин)
Где моё счастье и где моя сила?
Выпил вчера я немного вина...
(Н. Абрамов)
Мы встречаем образы, связанные с природой, даже в любовной лирике С.Есенина: «Эти волосы взял я у ржи...». Интересно, что в стихотворении «Лирическое» Абрамова есть строчки «Ваши волосы цвета осенней нескошенной ржи». Близость образов очевидна. Теме любви Абрамов посвящает большое количество стихотворений: это и «Вот опять первый снег...», «Руки твои — словно ветви берёз» и другие, во многих из них описание возлюбленной строится через сравнение с природой.
Таким образом, в стихотворениях С. Есенина и Н.Абрамова о родине и природе можно обнаружить много общего: от тематики, настроения, образного ряда до изобразительно-выразительных средств.
«Я Божья дудка»,- говорил о себе С. Есенин. Эти слова, на мой взгляд, отражают суть поэтического дара в целом. Поэт — Божья дудка. Н. Абрамов, как и С. Есенин, пел о России, о северной природе, о любви, поражаясь красоте мира, красоте простых вещей. По мнению писательницы Яны Жемойтелите,
Н. Абрамов «до конца дней своих оставался деревенским наивным человеком, который умел слышать птиц и плеск воды, шум леса и голос ветра в трубе, из этих звуков и рождалась его поэзия». Ромашковый мир поэзии Н. Абрамова и «голубая Русь» С. Есенина — это признание в любви к своей малой родине, источнику поэтического вдохновения.
Цветок или сорняк?
Военная хитрость
Две снежинки
Растрёпанный воробей
Никто меня не любит