• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Пишем сказки сами"

Опубликовано Давыдова Светлана Адильевна вкл 26.02.2022 - 21:45
Давыдова Светлана Адильевна
Автор: 
Учащиеся 5"А" класса МБОУ "СОШ№6 г.Сасово"

На уроках литературы при изучении русских народных сказок учитель спросил: «Может ли сочинить сказку каждый?» После этого была выдвинута гипотеза: сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка. Так возникла идея создания проекта. Ребята, разделившись на группы, узнали историю появления сказок, их виды, особенности композиции и сюжета.

Продолжительность работы: в течение недели ребята писали сказку и оформляли её.

Результат работы: каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник сказок», в которую вошли 20 волшебных сказки и 4 сказки о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pishem_skazki_sami.docx58.02 КБ
Файл презентация1.05 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

       

Проект

«Пишем    сказки   сами»

                             

                                   Проект выполнили

                                         учащиеся 5 «А» класса.

                                                       Руководитель Давыдова С.А.

Сасово  2021

 Актуальность: рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Цель работы: расширить свои познания о сказке как о литературном жанре; привить интерес и любовь к сказкам.

Задачи:

- Выявить виды сказок.

- Определить структуру сказок.

- Составить схему сочинения сказки на примере волшебной.

- Сочинить собственную сказку.

Гипотеза: сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка.

Объектом проекта  являются народные сказки.

Методы исследования:

- коллективное и самостоятельное изучение русских народных   сказок.

Тип проекта:

1.По доминирующей в проекте деятельности - творческий

2.По предметно - содержательной области – литературный

3.По количеству участников проекта- коллективный

Продукт проекта - книга «Сборник сказок», созданная учащимися.

План.

1. Вступление.

2. Что такое сказка?

3. История сказок.

4. Виды сказок.

5. Особенности языка и композиции сказок.

6. Практическая часть.

7. Заключение.

8. Приложение (план работы над собственной сказкой, памятка «Как сочинить волшебную сказку»).

Современная русская писательница Мария Павлович так написала об удивительном жанре сказок:

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Все плохое прочь уходит!

Так что же такое сказка?

  1. Сказка – особый вид устного народного творчества, в основе которого лежит вымысел. Она пришли к нам из далекого прошлого.  
  2. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

История сказок.

     Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний. Древняя Русь не знала слово «сказка». Вместо него служила слово «баснь». От него и пошло слово «баять», то есть сказывать.

Виды сказок.

Условно русские народные сказки делят на три группы, и у каждой есть особенности:

  1. бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В  них не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.
  2.  сказки о животных – это разновидность сказок очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
  3. волшебные сказки - эпическое произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).

Особенности композиции и языка сказок.

Сказка композиционно состоит из трех частей, а именно из зачина, основной части и концовки.

 Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на океяне, – начинает сказочник. – На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»  

           Традиционным элементом сказки является зачин (начало). В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…». Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».

             Сказки имеют и своеобразные концовки, которые подводят итог развитию сказочного действия. «Стали они жить-поживать, да добра наживать» -так заканчиваются многие волшебные сказки. А вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадет».

       В сказках есть повторы, постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица», «сыра земля»), герои делятся на положительных (Иван-царевич, Василиса Премудрая) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный). Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

Практическая часть.

 Оформление результатов исследования

Продолжительность работы: в течение недели ребята писали сказку и оформляли её.

Результат работы: каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник  сказок».

Форма представления: урок внеклассного чтения.

Содержание: оценивание работ учащихся (иллюстрации, написание сказки), сказывание сказок, обсуждение работ.

Заключение.

В ходе исследования мы читали сказки и убедились, что они отличаются от других жанров благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности.   Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие сказки, где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Приложение

План работы над собственной сказкой.

  1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.
  2. Подобрать или придумать героев сказки, исходя из ее типа. Героями могут быть: человек, животное, предмет.
  3. Выбрать нужный зачин (можно перед этим добавить присказку).
  4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, повторы, постоянные эпитеты).
  5. Составить план, схему, сюжет сказки.
  6. Подобрать концовку.
  7. Записать, проверить сказку.
  8. Нарисовать к ней иллюстрацию.

Памятка «Как сочинить волшебную сказку»  

Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить все, что мы о ней знаем:

- особенности волшебной сказки;

- построение сказки (присказка, зачин, концовка);

- сказочные герои;

- сказочные ситуации;

- волшебные превращения;

- волшебные предметы;

- сказочные помощники.

Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет многое зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников. Самое главное – это определить характер, внешность, поступки главных героев.

Желательно соотнести основную мысль с пословицей или поговоркой.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пишем сказки сами» Коллективный проект в ыполнил и учащиеся 5 «А» класса МБОУ « СОШ №6 » Руководитель Давыдова С.А.

Слайд 2

Цель работы : расширить свои познания о сказке как литературном жанре; привить интерес и любовь к сказкам.

Слайд 3

Задачи : Выявить виды сказок. Определить структуру сказок. Составить схему сочинения сказки на примере волшебной. Сочинить собственную сказку.

Слайд 4

Гипотеза : сочинить сказку возможно, если знать особенности ее строения и языка.

Слайд 5

Объектом проекта являются русские народные сказки.

Слайд 6

Методы исследования : коллективное и самостоятельное изучение русских народных сказок .

Слайд 7

Актуальность : рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним

Слайд 8

Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности - творческий По предметно - содержательной области – литературный По количеству участников проекта- коллективный

Слайд 9

Продукт проекта книга «Сборник сказок», созданная учащимися

Слайд 10

Так что же такое сказка? Сказка – особый вид устного народного творчества, в основе которого лежит вымысел

Слайд 11

История сказок Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно.

Слайд 12

Виды сказок бытовые О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ

Слайд 13

Особенности композиции и языка сказок ЗАЧИН «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…». ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦОВКА «Стали они жить-поживать, да добра наживать»

Слайд 14

ГЕРОИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 15

Практическая часть Продолжительность работы : в течение недели ребята писали сказку и оформляли её. Результат работы : каждый ученик написал сказку сам. Некоторые учащиеся свои сказки проиллюстрировали. Тексты сказок были редактированы. Создали книгу «Сборник сказок». Форма представления : урок внеклассного чтения.

Слайд 16

Заключение В ходе исследования мы убедились , что сказки отличаются от других жанров. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие сказки, где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Поделиться:

Рукавичка

"Морская болезнь" у космонавтов

Красочные картины Джастина Геффри

Как нарисовать небо акварелью

Акварель + трафарет = ?