• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ЧТОБ НАШЕЙ ПРАВДЫ НЕ ИСТЛЕТЬ, ОНА ДОЛЖНА ВСЕГДА ГОРЕТЬ

Опубликовано Кралина Зинаида Алексеевна вкл 07.04.2022 - 13:49
Кралина Зинаида Алексеевна
Автор: 
Блинов Андрей

У каждого поколения воинов есть своя память о войне, это память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже не  вернётся. У Афганистана - тоже  своя Память.

Война -  это всегда горе. Многолетняя афганская военная кампания  принесла много страданий народу Афганистана. Постучалась она горем и в дома наших соотечественников. Война наложила отпечаток на всю историю нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_afganistan.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТОБ НАШЕЙ ПРАВДЫ НЕ ИСТЛЕТЬ, ОНА ДОЛЖНА ВСЕГДА ГОРЕТЬ…

За наградами мы не гонялись

Просто делали то, что могли.

Мы с душманами яростно дрались

За свободу афганской земли

Не забыть фронтовые нам будни.

Марш-броски и засады в горах.

И палящее солнце к полудню,

И скрипящий песок на зубах.

А когда возвратились обратно,

На российской родимой земле

поминали друзей многократно,

что погибли на этой войне.

До сих пор ноют раны средь ночи,

И скупая мужская слеза

Застилает усталые очи-

Что ж ты сделала с нами ,война…

В конце 1979года -  начале  1980  был совершён ввод советских войск в Афганистан. Когда это произошло, то советские люди не имели возможности получать информацию о том, что происходит в Афганистане. Особенно это волновало и беспокоило солдатских матерей. С кем сражаются? Где они живут? Что едят? Как там они? Господи, да хоть что– нибудь сообщалась в газетах. Нет! Ничего!

Просто в Москве никто ничего не знал или не хотел знать об этой войне. Во многих городах страны ,  деревнях стали появляться «цинковые мальчики». На кладбище появились аллеи «афганцев» .  В 80-е годы аллеи, памятники погибшим воинам были скромными. И упаси бог, если на памятнике было написано: «Погиб в ДРА». Тысячи солдатских матерей седели от горя.. Многие солдаты и офицеры получили медали «За отвагу», но о медали писали: «Получена за отвагу, проявленную в  учениях».  

Вы со мной согласитесь, что согласно законам природа не терпит вакуума.  А согласно закону любая пустота чем –то заполняется. Всю информацию о событиях в Афганистане люди узнавали из передач  зарубежных радиостанций на русском языке. В 80-х годах «Голос Америки» практически ежедневно комментировал ситуацию на Среднем Востоке.                                    

У каждого поколения воинов есть своя память о войне, это память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже не  вернётся. У Афгана - тоже  своя Память.

Война -  это всегда горе. Многолетняя афганская военная кампания  принесла много страданий народу Афганистана. Постучалась она горем и в дома наших соотечественников. Война наложила отпечаток на всю историю нашей страны. Именно Афганистан спровоцировал рост недоброжелателей к России в мусульманском мире, стал катализатором межнациональных и межрелигиозных  конфликтов в нашей стране. И, несмотря на это, война стала неотъемлемой частью истории.  Ошибки политиков и вождей  не могут заслонить героизм, мужество, отвагу наших офицеров и солдат, проливавших кровь и благополучие народов. Героизм наших солдат должен стать примером для военно-патриотического воспитания.

Осталось в прошлом та война,

 Все знают, в чём и чья вина,

 За всё заплачено сполна и даже больше,

 Живых утрат не возместить ,

 Могил закрытых не разрыть,

Парней весёлых не забыть,

Ведь нам за них и жить и быть.

И будем мы сегодня петь,

Чтоб тех, кто пал душой согреть,

Чтоб нашей правде не истлеть,

Она должна всегда гореть,

И пусть не полон этот зал,

Ведь нас сюда никто не гнал,

Сюда нас память привела,

В тебе,во мне она жива.

Мне очень хотелось поговорить о событиях прошлых лет с теми, кто непосредственно принимал участие в этом. Позвонив в службу такси «Ветераны Афганистана», я узнал номер телефона человека, который исполнял там свой воинский долг.

На следующий день я пришёл в гости к Подгузовой Тамаре Викторовне.

Бывает ,можно услышать о человеке: живая совесть. Или о  другом: воплощение трудолюбия. Или же: он весь изо лжи… Говорим так, прекрасно зная, однако, что слова эти очевидное преувеличение. На самом деле в человеке намешано всего понемногу, и редко, как самородки, встречаются люди, сконцентрированные вокруг одной идеи.

Тамара Викторовна, по моему, из их числа. Ощущение надёжности – такое впечатление производит с первого взгляда эта женщина. Такое впечатление осталось о ней и после нашего краткого знакомства.

Родилась Тамара Викторовна в селе Губари, в1954 году. Через несколько лет родители переехали в Душанбе и девочку забрали с собой. Сколько помнит себя Тамара Викторовна в детстве, всегда возилась с больными щенками, ранеными птицами.  Таскала их домой. Недалеко  от дома у неё была «зелёная аптека», где вместе с куклами хранились зелёнка и бинты.

Это чувство сострадания и определило её судьбу. После окончания восьмилетки, было это в 1969, поступила в Душанбинское медучилище на  фельдшерское отделение. Сострадание к людям, милосердию Тамара училась с самого раннего возраста. Первые уроки получила у своих родителей. Постигало добро в школе, медучилище . но самый главный урок милосердия, считает Тамара Викторовна, она получила, работая на станции скорой помощи. На всю жизнь запали слава пожилой сотрудницы, которые она часто повторяла: «Человека лечит не только врач, лечат добрые руки, доброе сердце». В конце 70-х работала Тамара Викторовна на биохимической лаборатории при центральной больнице.

С 23 по 25 декабря 1979года над Душанбе летало много самолётов, и ничего не предвещало беду…

  Вечером27 декабря к дому Тамары Викторовны подъехала чёрная машина. На этой машине её привезли в вонкомат. Там она услышала: «Возьми самое необходимое. Вернуться через два часа». Быстро собрав вещи и  оставив маме записку, Тамара Викторовна и другие медработники ждали нового приказа. Но ничего не сказав людям и  не объяснив, куда они едут и зачем, их посадили в автобусы и повезли. Мама Тамары Викторовны успела лишь помахать рукой.

2 ночи люди ночевали  в горах, было очень холодно. когда стали раздавать шинели, поняли, что здесь что-то не так. Шинели были большого размера и очень длинные, так как ножниц не было, длину отрубали топором. Сапог женского размера не оказалось, пришлось обувать 44 размера.

Доехав до Термеза, вех направили на аэропорт Кум-Курган. Именно там Тамара Викторовна впервые увидела военную технику, вертолёты с подвешенными бомбами.

Приняли присягу и двинулись дальше.12.02 пересекли реку Пяндж. Проезжая город Поли-Хумри, колонну с советскими медиками восторженно встречали жители. Но чем дальше двигалась колонна, тем больше встречалось танков, сильнее слышан гул самолётов и отдалённые автоматные очереди. Приближались к городу Баглан. Февральское утро грозило дождём и снегом. Расстояние измерялось не метрами аи секундами, а ожиданием  первых выстрелов. И вдруг пронзительный свист обрушился грохотом, вздымая к небу тучи пыли. Всё вокруг загрохотало. Колонну обстреляли, но обошлось без жертв. «Именно в этот момент стало по- настоящему страшно», -вспоминает Тамара Викторовна.

Трудилась эта храбрая женщина в провинции  Кундуз, в 99 отдельном медико-санитарном батальоне фельдшером.

Раненые поступали круглосуточно, ведь многие солдаты не были готовы к войне ,не умели держать оружие в руках. Оперировали раненых в прорезиненных палатках, в которых летом работать было невозможно. Но медицинский персонал продолжал своё дело. Тяжело раненых отправляли вертолётами в Термез, Душанбе, Самарканд.

Дисциплина в лагере очень строгая:

8ч. – развод

18ч. – построение

В течение полутора лет выполняла свои нелёгкие обязанности Тамара Викторовна, борясь за жизнь каждого солдата

Если прервутся мирные версты,      

Если случится где-то беда,

Я знаю, что вы, медицинские сёстры,

На помощь придёте везде и всегда.

«Но самое тяжёлое и страшное для меня , думаю, для всех медиков,- держать коченеющею руку раненого, у которого на твоих глазах угасает жизнь. В такие моменты не можем смотреть друг другу в глаза. Кроме горькой боли, преследует и такая мучительная мысль: « А всё ли каждый из нас сделал?»»- с болью в душе рассказывает Тамара Викторовна.

Ей не приходилось держать оружие в руках, выносить с поля боя раненых  - её несокрушимым оружием была душевная теплота, нежность, сострадание к человеческому горю.

 В письмах домой писала Тамара Викторовна о жаркой  погоде , афганской природе и о том. что всё хорошо. Не рассказывать же маме.  что по ночам гремят раскаты взрывов, да и письма, которые шли в Союз, подвергались жестокой цезуре.

В лагере, где она работала не было света, спасались керосиновыми лампами. Вместо отопления – буржуйка, а спали в палатках в спальных мешках. Хлеб пекли сами. Ели, в основном, тушёнку, пережаренную с луком, макароны, каши. Вместо денег каждый месяц выдавали 120 чеков, за которые в приезжающей автолавке можно было купить конфеты и печенье, немного порадовав этим себя.

Один раз Тамара Викторовна сопровождала тяжело раненого в Самарканд, и ей удалось на два дня съездить домой.

- не хотелось остаться дома?

- Я даже не думала об этом.

Услышав такой ответ. я был восхищён мужеством, бесстрашием этой женщины.

Через полтора года она вернулась домой. В райкоме ей предложили поработать в Германии. Там Тамара Викторовна проработала старшей медсестрой 3 года.

В 1984г. родители нашей героини  переезжают в Борисоглебск, и Тамара Викторовна приезжает жить и работать в наш город. С 1 марта 1987 года по сегодняшний день работает она в ЦРБ в лаборатории фельдшером. Имеет правительственные награды.

«Я ничуть не жалею о том, что была там. Я помогала жить и выживать нашим солдатам. Я давно вернулась домой, а душой всё ещё там. Я имею долг перед жизнью. Долг, который выражается в том, чтобы заново ценить жизнь, потому что Бог сохранил её для меня, не отобрав на войне. Приносить пользу обществу в труде, растить детей, помогать инвалидам, ветеранам войны, матерям погибших солдат»- сказала на прощание Тамара Викторовна.

Каждый год 15 февраля Тамара Викторовна возлагает цветы у памятника «Войнам-интернациолистам»

Слёз не будет из глаз,

Просо нет уже слёз,

Только вот желваки

Заиграют на  скулах,

И  мы вспомним Афган

Среди русских берёз,

Всех погибших друзей

в тех горах и аулах.

Брошу красный букет

На февральский снежок,

 Словно капли крови

Лепестки заалеют…

Пусть минует сто лет,

Срока давности – нет,

Нашу память года

Зачеркнуть не сумеют.

Я  уверен в том, что  нужно беречь память  о близких, о своём роде, о нашей  Родине, чтобы передать её свободной и процветающей нашим детям и внукам.          

                                                                                                                                                                                                               


Поделиться:

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

"Морская болезнь" у космонавтов

Сказочные цветы за 15 минут

Мост Леонардо

Привередница