• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Почему полезно читать

Опубликовано Жукова Галина Васильевна вкл 06.11.2022 - 6:33
Жукова Галина Васильевна
Автор: 
Попов Сергей
в чём польза чтения и для чего необходимо много и хорошо читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_polezno_chitat.docx36.46 КБ
Файл pochemu_polezno_chitat.pptx660.02 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция учащихся

“Шаг к успеху”

Почему полезно читать

Автор:

Попов Сергей, 4б класс

Руководитель:  

Жукова Г.В., учитель высшей категории,

 

 Содержание

Введение…………………………………………………………………..1

Глава 1. О чтении …………………………………………………………2 - 5

  1. В чём польза чтения………………………………………..2 - 4

  1. Факты  о пользе чтения…………………………………….4 - 5

Глава 2. Мои исследования……………………………………………….5 - 6

  1. 1 Результаты анкетирования…………………………………6

  1. Мои результаты…………………………………………….6 - 8

Заключение…………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………….8

ВВЕДЕНИЕ

Почему я выбрал эту тему? «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

    Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда неприятно смотреть на людей, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

    Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

    В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем, рыцарем или ученым. Мысленно побывать в других странах и городах.

    В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

    В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи . Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

 

Вопрос чтения интересует меня, поэтому и была выбрана тема исследования «Почему полезно читать».

Цели работы:  выяснить, в чём польза чтения и для чего необходимо много и хорошо читать.

Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, почему полезно читать.
  2. Сформулировать ответ на вопрос из своего жизненного опыта и показать результаты, которым я обязан благодаря чтению.
  3. Дать советы и приобщить других детей к чтению.

Объект исследования – польза чтения, а предмет исследования – чтение.

Основу гипотезы составило следующее предположение: много читающий человек – успешен в жизни.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и других информационных источников, анкетирование, беседы, собственные наблюдения и собственные результаты.

ГЛАВА 1. О ЧТЕНИИ

1.1    В чём польза чтения.

В наше время предназначение книги в жизни людей, и детей в частности, постепенно меняется. Еще каких-то пару десятков лет назад книга была своего рода учителем, ведущим ребенка по тернистому жизненному пути. Сейчас же мы живем в век информационных технологий и объем информации, которую требуется поглощать и перерабатывать детям, растет непомерными шагами. И, в свою очередь, книга становится лишь источником информации. На прилавках можно найти познавательную и справочную литературу на любой цвет и вкус, прекрасно оформленную, красочно иллюстрированную и написанную доступным для детей языком.

И, хотя количество книг растет, вместе с которыми растет и объем воспринимаемой детьми информации, становится все меньше книг, посвященных моральным и нравственным аспектам жизни. Детям становится сложнее формировать представление о том, что есть хорошо, а что есть плохо, т.к. в книгах все более размытыми становятся ответы на вопросы социальной реальности. В связи с этим возрастает необходимость совместного обсуждения с ребенком того, что он прочитал и какие он сделал выводы - как у него формируется видение окружающей реальности.

Кроме того не секрет, что практически все продаваемые сегодня товары, в том числе и книги, ориентированы на общество потребления. А значит, читатель (равно и маленький читатель) часто использует книгу всего лишь, как источник сиюминутного развлечения. Спрос рождает предложение - и здесь круг замыкается: информация, подаваемая детям, постепенно лишает их способности самостоятельно думать. То же самое "льется" из радио и телевизора. А качественная литература стоит очень и очень дорого. И уже сложно найти такую культурную среду, в которой любой ребенок, даже из самой неблагополучной семьи, мог бы получить достойное нравственное воспитание.

Вот тут-то и встает вопрос: если родители хотят, чтобы их дети читали больше, что сами они для этого делают? Какие книги и как часто читают сами взрослые, показывая пример младшему поколению? Обсуждают ли прочитанное со своими детьми и читают ли книги детям сами?

Для детей очень важно, чтобы родители иногда читали им вслух. Совместное чтение имеет большое значение для того, чтобы ребенок благополучно развивался в семье. И важно это не только тогда, когда ребенок еще сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети так ждут, когда же, наконец, у их мамы с папой появится хоть минутка для них. Но сейчас, к сожалению, часто совместное чтение заменяет просмотр мультфильмов. Конечно же, нет ничего плохого в том, что есть много хороших и интересных мультфильмов, но они не могут заменить книгу. И причины для этого очевидны.

Даже если не брать в расчет потенциальный вред, наносимый глазам при длительном просмотре телевизора, есть более важный аргумент: когда ребенок читает книгу, то он, включая всю свою фантазию и индивидуальность, учится думать и формировать образы персонажей и ситуаций, в которые эти персонажи попадают. В мультфильме же сюжет и образы персонажей заранее заданы и вполне однозначны, что не подразумевает развитие фантазии у ребенка.

И все же, самой важной особенностью совместного чтения является то, что, будучи определенным способом общения родителей с детьми, это священнодействие помогает сохранять и поддерживать связь и хорошие взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно теряются при нашем темпе жизни. Чтобы ребенок рос и развивался в нормальной психологически здоровой атмосфере, общение с родителями должно быть полноценным, и внимание родителей он должен получать целиком и полностью, а не вперемешку с просмотром телевизора, разговором по телефону или приготовлением пищи. И этот особенный тип общения способен донести до ребенка свои воспитательные взгляды и ценности непринужденно, ненавязчиво и в соответствии с интересами ребенка, затрагивая важные ребенку ценности.

Рассмотрим еще несколько важных аспектов формирования ребенка как личности с помощью книги.

Воспитание ребенка в безопасной среде

В то время, когда родители и дети сидят в дружной семейной обстановке, обнявшись друг с другом, и заняты совместным увлеченным занятием, таким как чтение книги, у детей формируется ощущение комфорта и безопасности, близости и защищенности в обществе родителей. Это очень сильные эмоциональные моменты, нужные для формирования здоровой личности.

Решение жизненных проблем, получение опыта

Существует ряд жизненных ситуаций и переживаний, которые могут оказаться пугающими и болезненными для ребенка, с которыми ребенку очень трудно справиться. Книга в таких ситуациях помогает разрядить нервное состояние. Любой человек, а ребенок - в особенности, читая увлекательное художественное произведение, порой даже неосознанно, ставит себя на место главного героя, проходя (прочитывая) вместе с ним трудный путь, наполненный победами и поражениями, переживаниями, страхами и воодушевлениями. Сопереживание и "проживание" жизни героя помогает ребенку избавиться от собственных страхов и проблем в реальной жизни.

Формирование мировоззрения и ценностей

Оказывая огромное влияние на идеалы нравственности ребенка, книга помогает формировать правильные ценности. Герои книг дружат и предают, сочувствуют, проявляют самоотверженность, чувство долга и чести. На примерах ситуаций, в которые они попадают, ребенок учится различать добро и зло, различать добродетели и узнает их ценность. Родителям важно помочь своим детям провести параллели этих ценностей в жизни.

Формирование моделей поведения

Также, через книгу ребенок учится моделировать свое поведение, применять полученные знания в жизни: как правильно решать конфликтные ситуации, как заводить отношения, поддерживать дружбу, ставить и добиваться целей. А совместное обсуждение поможет избежать ошибок понимания этих моделей.

Как следствие, в таких читающих семьях, особенно, если папы не исключают себя из процесса воспитания ребенка, царит гармония и доброжелательная обстановка. И такие семьи, как правило, более благополучны, в них низкий уровень семейных разногласий и насилия.

1.2   Факты  о пользе чтения.

Что мы получаем, приучая детей к чтению?

Первое и главное – умение размышлять, анализировать.

Второе – это грамотность. Сегодня каждый второй ученик в школе, да что там, многие взрослые тоже, в слове из пяти букв умудряются сделать две ошибки. Причем это не какие-нибудь сложные термины, а обычные разговорные слова. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Он, может, и правил не помнит, но пишет правильно. А правила можно наверстать.

Третье – читающий ребёнок всегда  при деле. Не болтается без присмотра. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу и получил огромную  пользу. Тренировка памяти, речи.  А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать, что-то выделить, вот и сочинение готовое. В процессе такой совместной работы с ребенком вместе, крепнет взаимная любовь ребёнка и родителей. Растёт его уважение и доверие к родителям.

Четвертое – ребенок учится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе.

Пятое – тренировка памяти. На сегодня уроки – это уже масштабная проблема. В вузах объемы учебной программы огромные. На работе без натренированной памяти карьеры не сделать. Таким образом, если ребенок не читает, он не справится с получением качественного образования.

ГЛАВА 2. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ.  

Когда я был маленьким, мама часто читала мне разные книжки. В основном, это были стихи для малышей и сказки. Я очень внимательно слушал маму и любил рассматривать картинки.

 Во время чтения мама указывала на соответствующую иллюстрацию. Таким образом, мне было проще понять смысл написанного.

Когда мне исполнилось  два с половиной года, я неплохо разговаривал. И мама решила, что пора мне читать самому. Для этого нужно было выучить алфавит.

Видя, с  каким интересом я рассматриваю книжки, мама стала выделять  фломастерами заглавные буквы в тексте и проговаривать их. После того, как книга была прочитана, я должен был повторить названия всех выделенных букв. Сначала их было мало. Но со временем становилось всё больше и больше. Благодаря этому, я выучил алфавит.

Когда половина дела была сделана, мама придумала новую игру – кубики. На каждом была изображена та или иная буква. Сначала я складывал из кубиков слоги, а со временем и слова. Таким образом, к трём годам я читал уже сам.

Меня так увлекло это занятие, что я перечитал все свои детские книги. Видя это, мои родители стали покупать для меня не только сказки и стишки для малышей, но и детские энциклопедии. Тем более, что их такое изобилие в магазинах. Со временем у меня накопилось большое количество книг и нам пришлось купить книжный шкаф.

Благодаря чтению, я перестал задавать вопросы взрослым. Если меня интересовала какая-либо информация, я обращался к книге. Вот так чтение стало неотъемлемой частью моей жизни.

В нашей семье все любят читать. Я часто вижу, как мои родители читают перед сном. Мама любит книги в переплёте, а папа – электронные.

Когда мы едем в отпуск, то всегда берём с собой разную литературу: книги, журналы, энциклопедии. Вечерами мы собираемся вместе, и я читаю вслух. Затем мы обсуждаем прочитанное. Смеёмся или грустим.

Мне всегда хотелось быть таким же умным, как мой дедушка. Я до сих пор уверен в том, что он знал ответы на любые вопросы.  Дедушка рассказывал о своей жизни, о том, как чтение важно для саморазвития, расширения кругозора, интеллекта и грамотной речи. Однажды я спросил его: «Откуда ты берёшь свои знания?» И тогда дедушка подвёл меня к книжному шкафу, на полках которого стояло огромное множество книг и сказал: «Все мои знания родом отсюда. И чтобы стать умным и интересным собеседником, надо много читать!»  Я очень любил дедушку и всегда буду помнить его слова. Когда-нибудь я обязательно напишу книгу о своём дедушке.

Я очень хочу, чтобы родные и близкие гордились мной.

  1.  РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

В процессе  работы нами была проведено анкетирование. В нём участвовало 52 ученика. Получились следующие результаты:

  1. Читают ли твои родители? Да- 46 человек. Нет -1. Не знаю – 5 человек.
  2. Как часто читают?  Каждый день – 42. Не читают – 1. Не знаю – 9.
  3. Во сколько лет научились читать? В 3года – 5; в 4 – 9 человек; в 5 лет – 12 человек; в 6 лет – 11; в 7 лет – 8; не знаю – 1; не помню – 5.
  4. Любишь ли читать? Да – 39 человек. Нет – 5. Не очень – 7. Смотря что – 1.
  5. Много ли читаешь? Да – 26. Нет – 12. Не очень -14.
  6. Как ты учишься? Хорошо – 29 человек. Средне – 4. Нормально – 15. Плохо – 3 человека.
  7. Легко ли тебе учиться? Да – 28. Нет 10. Не очень 14.

По результатам анкет можно сделать следующие выводы:

  1. Если читают родители, то читают и дети.
  2. Читая часто, родители подают хороший пример своим детям.
  3. Чем раньше ребёнок научился читать, тем легче ему учиться в школе.
  4. Больше половины опрошенных любят и много читают.
  5. Кто много читает, тот хорошо учится и ему легко даются предметы.

Ещё нами были опрошены учителя из разных школ города и района. В результате опроса получились следующие результаты: все учителя заявили о том, что успешен тот ученик, который много читает. Он лучше всех учится, ему легко даётся изучение всех школьных предметов. Поэтому, делаем вывод: чтобы быть успешнее, надо больше читать.

  1. МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Придя в школу, я читал 85 слов в минуту. Это помогало мне свободно ориентироваться в «Азбуке», других книгах. Богатый словарный запас давал мне успех в различных играх со словами, которые предлагал учитель. Мне было довольно легко составлять слова,  играть в игру «Наборщик». В неё мы часто любим играть с родителями. Она помогает повысить словарный запас, узнать множество новых слов. К концу учебного года первого класса скорость моего чтения стала 100 слов в минуту. Сейчас я читаю 130 слов в минуту, могу свободно пересказать любой текст, поработать с ним, извлечь из него нужную информацию.

Благодаря хорошему чтению, я имею отличные и хорошие результаты в различных конкурсах, марафонах, викторинах. Я принимал участие в интеллектуальных марафонах, проводимых на базе нашей школы, в конкурсах « Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Кенгуру – выпускникам», «Британский бульдог». Так в конкурсе «Олимпиада плюс» я стал победителем и был награждён похвальной грамотой и призами. В конкурсе «Интолимп» по литературному чтению и русскому языку я вновь стал победителем. На протяжении четырёх лет я принимаю активное участие в конкурсах чтецов как в школе, так и в областных конкурсах, где показываю неплохие результаты. Высокая скорость чтения, осознанность и выразительность помогает мне грамотно писать все диктанты и выполнять задания. За диктанты у меня только отличные отметки. Это помогло мне на 1 туре городской олимпиады, в  которой я принимал участие в этом году,  за диктант получить 10 баллов из 10 (только четверо учащихся набрали 10 баллов) и занять 11 место из 45 участников. Я считаю, что в этом мне помогло хорошее чтение.

С восьми лет я стал пробовать писать стихи и рассказы. Сначала о животных и игрушках. А теперь я пишу на более серьёзные темы: о нашей планете, о жизни, о человеке, о временах года. Есть в моей коллекции и школьные истории. Многие стихи читают  в школе, где проходят выставки моих стихов. Про то, как важно чтение, у меня тоже есть стихи.

Стихотворение  про чтение.

Как это здорово – читать!

Читать полезно очень.

На полку все-все книги класть,

Прочитанные ночью.

И слово в слово повторять

Любимые сюжеты.

Полезней чтение всегда,

Чем просто есть конфеты.

Как это здорово – читать!

Читать полезно очень.

Вам надоело спорить, лгать

Ведь это вредно очень.

Утро, вечер, день и ночь

Чтение не гоним прочь!

В этом году на школьном конкурсе чтецов я впервые прочёл своё произведение – стихотворение «Человек».  На областном конкурсе «Звучащее слово» я тоже читал это стихотворение и публика встретила меня хорошо. Я чувствовал, что слушателям  понравилось моё выступление в качестве автора, читающего свои стихи.

Кстати, у меня уже есть постоянная публика – это мои одноклассники. Каждый день я читаю для них свои новые произведения и им очень нравится. Совсем недавно у меня издалась первая книга моих стихов и сказок «Всё обо всём». В неё вошли первые мои стихи. Её  я подарил на память всем одноклассникам, своему классному руководителю, завучам и директору нашей школы.  

Вообще, я мечтаю связать свою судьбу с журналистикой. Мне кажется, что это очень интересная профессия. Я смогу писать свои статьи таким образом, чтобы людям было интересно их читать. Возможно кто-то с моей помощью узнает для себя что-то новое или получит ответ на интересующий его вопрос.

В скором времени я хотел бы издать книгу с моими сочинениями, чтобы в ней были красочные иллюстрации, нарисованные детьми. А чтобы моё желание исполнилось, я должен много читать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я считаю, что с помощью чтения можно увеличить словарный запас, научиться правильно мыслить и грамотно высказываться.

Чтение влияет на настроение человека.

 Книги учат людей, дают советы. С их помощью мы взрослеем и познаём мир. Они открывают человеку новые миры, новые горизонты, новые впечатления и переживания. Наш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят наш кругозор, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру. А не это ли духовный мир человека?

В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и немножко перефразировать её на свой лад: «Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг».

ЛИТЕРАТУРА.

  • Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.
  • Диас Паскуаль, Н. О пользе сказок / Н.Диас Паскуаль // Начальная школа. – 2013. – № 5. –С. 48 – 49.
  • Лейцина, О. Жила – была семья / О. Лейцина // Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми. – Школьный психолог. – 2013. – № 6. – С.44 - 47.
  • Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.
  • Петров, В. Что читают наши дети / В.Петров // Семья и школа. – 2013. – № 5 - 6. – С.68 - 71.
  • Тихомирова, И. Воспитание литературой и возможности библиотеки / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 8 - 12.
  • Тихомирова, И. И. Подарите детям счастье / И.Тихомирова // Семья и школа. – 2013. – № 3-4. – С.48 - 50.
  • Чивикова, О.А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О.А.Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2 - 3. – С. 81 - 84. 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему полезно читать Автор: Попов Сергей, 4 б класс Руководитель: Жукова Г.В.

Слайд 2

« Всем хорошим я обязан книге» Максим Горький «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Древние

Слайд 3

Цели работы : выяснить, в чём польза чтения и для чего необходимо много и хорошо читать. Задачи : Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, почему полезно читать. Сформулировать ответ на вопрос из своего жизненного опыта и показать результаты, которым я обязан благодаря чтению. Дать советы и приобщить других детей к чтению.

Слайд 4

Объект исследования – польза чтения, а предмет исследования – чтение. Гипотеза: много читающий человек – успешен в жизни. Методы : анализ литературы и других информационных источников, анкетирование, беседы, собственные наблюдения и собственные результаты.

Слайд 5

1 . Читают ли твои родители? Да- 46 человек. Нет -1. Не знаю – 5 человек. 2 . Как часто читают? Каждый день – 42. Не читают – 1. Не знаю – 9. 3 . Во сколько лет научились читать? В 3 года – 5; в 4 – 9 человек; в 5 лет – 12 человек; в 6 лет – 11; в 7 лет – 8; не знаю – 1; не помню – 5. 4 . Любишь ли читать? Да – 39 человек. Нет – 5. Не очень – 7. Смотря что – 1. 5 . Много ли читаешь? Да – 26. Нет – 12. Не очень -14. Как ты учишься? Хорошо – 29 человек. Средне – 4. Нормально – 15. Плохо – 3 человека. 6. Легко ли тебе учиться? Да – 28. Нет 10. Не очень 14 . Результаты анкетирования

Слайд 7

ФАКТЫ О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ Первое и главное – умение размышлять, анализировать. Второе – это грамотность . Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Третье – читающий ребёнок всегда при деле. Не болтается без присмотра, не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу и получил огромную пользу. Опять же, тренировка памяти, речи. Четвертое – ребенок учится воспринимать информацию. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе. Пятое – тренировка памяти. Это поможет в выполнении домашних заданий самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Если ученик не читает, он не справится с получением качественного образования.

Слайд 8

Результаты моих контрольных работ

Слайд 9

Моя первая книга стихов «Всё обо всём» Автор: Сергей Попов Как это здорово – читать! Читать полезно очень. На полку все-все книги класть, Прочитанные ночью. И слово в слово повторять Любимые сюжеты. Полезней чтение всегда, Чем просто есть конфеты. Как это здорово – читать! Читать полезно очень. Вам надоело спорить, лгать Ведь это вредно очень. Утро, вечер, день и ночь Чтение не гоним прочь!

Слайд 10

Спасибо за внимание! Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг». Читайте и будете успешными в жизни!

Поделиться:

Груз обид

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Сказки пластилинового ослика

Муравьиная кухня

Шелковая горка