Данный материал представляет сосбой доклад студентки Чичковой М.Н. для конференции, посвящённой 150-летию ЕТЖТ (г. Елец). Эта работа была также опубликована в сборнике.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_chichkova.docx | 17.84 КБ |
«Русская литература – душа национальной идеи России»
Чичкова Маргарита Никитична
Руководитель: Федорова Ю. Г., преподаватель первой категории
ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»
Мы давно заметили, что разговоры о национальной идее возникают во время смуты. Когда прежняя идея разрушена, а новая еще не стала путеводной звездой для русского народа. В ХХ веке русский народ пережил слишком много крушений национальных идей: во время революции 1917 года и смуты конца 1980-х-начала 1990-х годов.
До революции 1917 года народ жил в христианском православном мечтании о Царствии Небесном и о Царствии Божием долгие века. Это было его глубинным состоянием, опорой и надеждой, которые помогали выстоять в тяжелых схватках с жизнью. От мечтания о Царствие Небесном рождались национальные идеи. Например, много раз повторяемое в ХХ веке триединство: православие, самодержавие, народность. Революционеры всех направлений, подготовившие смуту 1917 года, своими атеистическими рвениями растоптали религиозные мечтания, хотя у них была возможность построить новое общество на этой народной идее. Но они, не понимая народа, избрали другой путь и пытались создать новую религию, где Царство Небесное – это коммунизм.
Обманными лозунгами революционерам поначалу удалось увлечь за собой значительную часть народа. Они старались и строили новое земное Царство Божие, мало задумываясь о том, что строить Божие Царство без Бога – затея пагубная, ведь умысел был дьявольским.
Так и получилось. Всего 70 лет суждено было просуществовать идее коммунистов. Царство Земное приближалось слишком медленно, а порой и слишком кроваво, и наступило разочарование. Этим и воспользовались новые революционеры. И они повторили ошибку своих дедов. Ликований от победы над коммунизмом не было предела.
А что же предложили народу вместо его царств? Увы, это самый примитивный и мало живущий изо всех существующих лозунгов: «Обогащайтесь, кто как может и сколько сможет».
Призыв не наш, а скорее – американский. Но у них есть своя национальная идея, история и даже ценности. На поддержку нового потребительского общества были брошены все зарубежные уловки: кино, телевидение, литература (если это можно так назвать в русском понимании). Вскоре появились и свои кино, и теледеятели, которые стали создавать убогую массовую культуру взамен высокодуховной и истинно русской. В ельцинские времена для призыва народа к действиям была создана комиссия по выработке национальной идеи. Правда, заведомо было ясно, что она ничего не сделает, ведь национальная идея зарождается внутри народа и для этого нужно какое-никакое единство, которого на данном этапе не было.
Как же реагировала и реагирует отечественная литература на создание и обретение национальной идеи?
В ХХ веке русская литература, бесспорно, способствовала поискам идеи. Во-первых, потому, что она была истинно национальной, то есть отражала жизнь и характер народа во всем многообразии. А во-вторых, литература поддерживала мечтания народа. Больше всего были увлечены поисками смысла жизни русского народа два, в общем-то, стоящие особняком в русской классической литературе писателя – Михаил Васильевич Гоголь и Федор Михайлович Достоевский. Они не только достоверно изобразили жизнь народа в произведениях, но и пытались создать высокодуховный идеал человека, к которому призывали стремиться эти художники слова. С помощью литературы они хотели улучшить жизнь народа, и природу человека. В мировой литературе очень мало тех, кто ставил перед собой такую задачу и старался ее выполнить. И многие из этих людей даже отдали за это жизнь.
Русскую национальную идею в классической литературе XIX века можно обозначить примерно так: «Созидайте, любите ближнего, живите подлинно духовной жизнью, старайтесь обрести Царствие Небесное». Именно это и было заповедано в христианском учении.
В послереволюционное время в 20-30-е годы XX века появилось несколько произведений, призывающих создать новое Царство Земное – коммунизм. Однако, вскоре реальная жизнь, которая так отличалось от лозунгов, заставила перейти творцов от прославления власти к протесту.
Не случись Великой Отечественной Войны, литература стала бы народной идеей разочарованного народа.
Но она случилась. В обществе возникла иная национальная идея – освобождения от захватчиков, победа над врагом. За всю историю ХХ века – это единственный случай в истории России, когда интересы народа и власти совпали. Национальная идея освобождения объединила все слои народа, и возможно, только благодаря именно ей мы победили.
Русская литература стала выразителем национальной идеи. Писателями-фронтовиками был создан подлинный эпос Великой Отечественной Войны, равного которому нет в других произведениях мировой литературы.
Национальная идея продержалась всего двадцать лет. После чего власть объявила о создании «Царства Земного» – Коммунизма. Этим сложным призывом идея была убита окончательно. И первой на этот призыв откликнулась литература. В лучших творениях она стала литературой протеста. Постепенно начала формироваться новая идея: возвращать народ к Царству Небесному, к созданию народно-духовного братства.
Но искусственно организованная и вызванная смута начала 1990-х годов прервала формирование и осуществление этого плана. Теперь мы вновь – у разбитого корыта... Власть не может объединить народ и предложить путь созидательной деятельности, а значит, - к обновленной идее. Власть имущие даже не могли привить людям любовь к Отечеству. И эту задачу волей-неволей приходится брать на себя литературе. В основном это пока протест или разочарование. Литература четко реагирует на умонастроения общества. Власть коммунистов панически боялась национальной литературы и искусства, хотя, как ни в чем другом нуждалась в ее поддержке.
За двадцать лет «смуты» не появилось ни одного значимого и художественно убедительного произведения, воспевающего эту власть, ее деяния и намерения. Художника не обманешь – воспевать нечего. Протестовать же есть против чего. И он протестует! И его мнение совпадает с протестом народа. Шаг за шагом на данном этапе развития общества формируется национальная идея сопротивления. Она горька, но никуда от нее не денешься.
Как формируется русская национальная идея после преодоления «смуты», пока предположить сложно. Может быть, так, как однажды уже было сказано Федором Ивановичем Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Давайте прислушаемся хотя бы к этому призыву. Наша страна выстрадала эту веру всей своей многотрудной историей.
Литература:
https://m,kupoem.ru
Самодельный телефон
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Свинья под дубом
«Течет река Волга»
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики