Без срока давности. Баба Капа
Вложение | Размер |
---|---|
baba_kapa.docx | 15.88 КБ |
Афанасьева Дарья
Сочинение «Без срока давности»
БАБА КАПА
Я сидела и смотрела в окно, на улице бушевала метель. В доме моей двоюродной бабушки Капиталины Николаевны Афанасьевой было тепло, даже жарко и душно. Мы сидели на кухне и пили чай. Они любят, когда я прихожу к ним в гости. Моей двоюродной бабушке 90 лет – она ребенок войны. Я люблю слушать её рассказы о молодости, особенно, про войну, но редко спрашиваю её о тех годах, потому что на её лице сразу появляются слёзы. Но когда всё-таки речь заходит о войне, я слушаю внимательно, пытаясь запомнить все подробности. В тот день я решила больше узнать и всё записать, чтобы следующие поколение помнила о случившимся. Я взяла ручку и блокнот. Села напротив бабушки и спросила:
-Баб Кап, расскажи о том дне, когда вы узнали, что началась война?
-Было воскресное утро-, начала она, -хороший день. Все сидели кружочком на улице. Пришла женщина и сказала: « Война». Началась мобилизация, начали собирать мужчин в военкомат. Собирали со всех деревень и отправляли на пароходах. Пароход так жалобно гудел, на берегу был такой сильный плач, и все бежали к берегу.
Тут по её щеке скопилась слеза. До сих пор она помнит этот страшный гул. Взяв платочек, она убрала слезу и продолжила:
- Мой отец, Николай Михайлович, был на брони, его забрали на фронт в1942 году. По дороги он написал всего три письма, что едут на юг в Сталинград. Пропал без вести, где похоронен - до сих пор не знаем. Нас осталось семь человек , маме было 34 года. Жили на квартире, потому что мы приехали из Бугульмы перед самой войной. Папа хотел увести нас на родину, но не получилось, так как началась война, и мы остались в селе Азёво.
Тут она улыбнулась. Азёво - вот её настоящий дом.
-Жилось трудно, потому что не было родных, но ни одного ребёнка мама не отдала ни в люди, ни в детдом. Огород нам дали маленький, всего пятнадцать соток, и тот песок. Картошки не хватало до нового года. Мне в то время было одиннадцать лет. С тринадцати лет начала работать, сначала на маслозаводе, потом после войны в колхозе.
-Трудно было работать с тринадцати лет? - перебила я бабушку.
-Ну как сказать, было, но куда денешься, надо было кормить семью. На маслозаводе в большом чугуне варили похлебку со свекольной ботвой, а потом все вместе ели наперегонки. Весной , когда растаял снег, копали картошку, на поле грязь, на ногах лапти. Вот так и жили - глубоко вздохнула и выдохнула она.
-Неужели всё время вам было так тяжело? - спросила я, не отводя глаз с бабушки.
-Было, но всё равно, когда мы собирались вместе с моими подругами, пели песни, возле костра и танцевали.
Она улыбнулась и стала напевать мотив какой-то песенки.
-Что такого запоминающегося было для вас в военные годы, чего до сих пор не можете забыть?
-Однажды мне пришлось идти за пайком в другую деревню с женщиной. Я тогда маленькой и худенькой была. Конечно же, путь был долгий, обратно шли с санками, я уже выбилась из сил, еле дошла до дому. До сих пор, как вспоминаю, так становится страшно, как я жива осталась.
По моей спине пробежались мурашки. Я сидела и записывала, в голове стоял вопрос, как можно было отпустить одну, такую хрупкую и маленькую девочку, в столь далекий путь. Но у семьи, видимо, не было выбора.
Я, взяв в руки конфетку, задала последний вопрос:
«Как вы узнали об окончании Великой Отечественной войны?»
-Ох, помню, был ясный майский день, мы все работали в поле, приехали из деревни и сказали, что война кончилась. Это было 9 мая 1945 года. Мы все вернулись в деревню, собрались возле сельсовета на митинг, люди смеялись, плакали от радости. Нам, конечно, было горько и обидно, что наш отец с войты не вернулся, но мы были рады, что теперь будем жить, не боясь бомбёжек и обстрелов. Не дай Бог пережить этого ещё раз….
Её рассказ закончился. Я отложила тетрадь с записями в сторону, чтобы допить, уже остывший чай. Дальше мы сидели и говорили о погоде и новостях деревни. Во время рассказала, бабушка не скрывала эмоции, ведь это, действительно, страшно. Допив чай, я собралась уходить домой, напоследок баба Капа сказала:
« Никого роднее нет у меня, кроме вас»
Я возвращалась домой и думала, что этот родной человек, единственный из семьи моего дедушки, который остался сейчас рядом с нами, самый дорогой для меня, самый близкий. Все они пережили такое страшное время. Они не сломились, не пали духом. Я горжусь! Я ценю! Разве можно об этом забыть? Разве имеем мы право забыть об этой войне, которая принесла столько горя людям, отняла жизни людей. А те, кто остался, как им было непросто жить дальше. Мы должны это помнить. Об этом нельзя забывать…
5 зимних аудиосказок
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Под парусами
Зимний дуб
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись