• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»

Опубликовано Юнкина Ирина Сергеевна вкл 28.12.2022 - 11:24
Автор: 
Воронцова Любовь

Милосердие и доброта - … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_spasyot_mir.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»

Направление:

«Красота спасёт мир»

(к 200-летию великого русского писателя

Фёдора Михайловича Достоевского)

Подготовила: Воронцова Любовь,

обучающаяся 10 класса МБОУ «Целинская СОШ №8»

Адрес образовательной организации:

347760 Ростовская область п. Целина, 3 линия, 111

Домашний адрес: 347760 Ростовская область

п. Целина, ул. Советская, 20

Руководитель: Юнкина И.С., учитель русского языка

 и литературы МБОУ «Целинская СОШ №8»

Адрес места работы: 347760 Ростовская область

п. Целина, 3 линия, 111

Тел.: 8-928-137-26-32 e-mail: irinaiunkina75@mail.ru

п. Целина

2022 год

Сострадание и милосердие в творчестве Ф.М. Достоевского

«Без сострадания, милосердия

                                                     Невозможно жить в мире»

                                                                           Зигфрид Ленц

     

     Милосердие и доброта - … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

     Творчество Достоевского принадлежит к вершинным явлениям духовной культуры человечества. Изображая беспредельные физические и душевные страдания на Земле, Достоевский искал пути преодоления зла, считал, что такая борьба в силах человеческих. Он был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. 

     В изображении людских страданий Достоевский не скрывает собственной боли, своей жажды счастья для тех, кто был раздавлен несправедливыми жизненными условиями. Писатель благоговейно относится к любому, даже самому, казалось бы, ничтожному человеку, провозглашает ценность личности самых приниженных людей. В этом подлинная гуманность его произведений.

     Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом. Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся, - это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек станет так же чист и простодушен, как дитя.

Получается, что у каждого из нас есть душа. Но какой она будет зависит от каждого из нас. Душевные и духовные качества человека проявляются через определенные поступки в определенных жизненных ситуациях. Сам Ф.М. Достоевский, говоря в своих произведениях о духовном становлении своих героев и общества в целом, сам не сразу пришел к постижению православной веры.

          Весь жизненный путь Ф.М.Достоевского можно определить, как трудный путь к вере.  В одной уникальной книге «Православие и русская литература», автором которой является исследователь, профессор Московской Духовной Академии Михаил Михайлович Дунаев, говорится о духовном становлении многих русских писателей, в том числе и Ф.М. Достоевского.

     Дунаев рассказывает о «каторжном периоде в жизни Достоевского», где произошло полностью изменение мировоззрения писателя: «Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ – очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но … и не может быть. Мало того, если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось остаться со Христом, нежели с истиной». Отныне и навсегда «сияющая личность» Христа заняла главное место в миросозерцании Ф.М.Достоевского.

     Именно «сияющая личность» Христа показана и в святочном рассказе «Мальчик у Христа на ёлке».

     Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, чтениями духовной литературы, исполнением рождественских колядок. Таких колядовщиков называли хритославами. Часто колядовщики совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться младенцу. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет. Но нельзя думать, что все это было только раньше. И сейчас традиция прославлять Христа не ушла. Мир меняется, меняются и формы прославления Христа.

     Как видим из вышесказанного, Рождество считалось праздником милосердия (Бог милосердно послал в мир Своего сына для спасения людей): царят радушие, хлебосольство, каждый старается проявить доброту и милосердие. Раньше семьи побогаче щедро угощали всех, специально накрывая столы для странников и бедняков. Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.

     Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо.

     В основу первой части рассказа легла реальная история, случившаяся с Достоевским: 26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку перед Рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню.

     Подготовляя к печати свой рассказ, автор писал о своем намерении сказать в нем «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов и в особенности, о детях на елках, без елок, о детях преступниках…» 

     Мальчик – герой рассказа - дитя петербургской нищеты, одетый в «халатик» и «картузишко», просыпается накануне Рождества в «сыром подвале», в «огромном городе и в ужасный мороз».

    Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке» не может оставить равнодушным, трогает каждого: и взрослых, и детей. А если вы плакали, слушая его, если сердечко ваше тяжело билось, значит, душа ваша откликнулась на него, и вы уже чуть-чуть другие, чище, добрее, милосерднее. Прочитав этот рассказ, мы уже не сможем относиться к беспризорным детям, которых встречаем на улицах города, презрительно или жестоко. Этот рассказ так же спасителен для нас, как «хорошее воспоминание» из детства.


Поделиться:

Соленая снежинка

Что такое музыка?

Рисуем белые грибы пастелью

Твёрдое - мягкое

Сочные помидорки