• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Художественные средства выразительности в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Опубликовано Елена Викторовна Артамонова вкл 16.02.2023 - 20:59
Автор: 
Галина Гриненко

 

Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной. Но мало знания норм, необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, богатой. Кроме того, интересным оказался следующий факт: при попытке найти в сети Интернет эту информацию выяснилось, что масса ресурсов посвящена анализу лирики Лермонтова, и практически нет работ, посвященных использованию им средств выразительности в прозе. Именно поэтому в данной работе мы исследуем использование некоторых изобразительно – выразительных средств (сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов) М.Ю. Лермонтовым в его романе «Герой нашего времени».

Цель работы: определить роль средств  художественной выразительности в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Методы исследования: Анализ понятийного поля исследования, анкетирование обучающихся 6-9 классов, первоначальный обзор и анализ информации по страницам сети интернет, изучение романа «Герой нашего времени», отбор и систематизация материала.

Результат социологического исследования: Ученикам нашей школы интересна эта тема, наибольшую заинтересованность проявили ребята из 8-го класса. Произведения М.Ю. Лермонтова знают большинство респондентов, различные средства выразительности известны почти всем, чаще других назывались метафора, олицетворение и эпитет, что связано с возрастом анкетируемых учеников, а вот в произведениях поэта мало кто смог вспомнить примеры тропов. С учётом результатов анкетирования, тема актуальна.

Результат исследования: Комплексный анализ средств выразительности, использованных М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», показал, что писатель использовал сравнение, эпитет, олицетворение и метафору для изображения внешности и поведения героев, в раздумьях, устных высказываниях и дневниковых записях, при описаниях природы. Автор сравнивал людей с животными, с другими людьми, с мифическими существами, явлениями природы. Кроме того, часто встречаются сравнения гор с амфитеатром, рек с серебряными нитями и других явлений с поведением людей и животных. Эпитеты обычно использовались при описании людей и довольно часто произносились героями вслух, много эпитетов можно встретить в дневниках и описаниях природных явлений, и здесь они особо подчеркивают важность пейзажа для понимания чувств и характеров главного персонажа. Практически не встречаются олицетворения в коротких рассказах – «Максим Максимыч» и «Фаталист». Две последние повести, входящие в дневники Печорина, изобилуют метафорами в описании природы, но больше всего в проявлениях чувств – ревности, любви, отчаяния. И это показывает нам, что эмоциональный уровень самого героя намного превосходит восприятие жизни другими персонажами, даже офицером, ведущим повествование в первых частях романа.

Мы пришли к следующим выводам:

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Кроме того, в романе нам встретились и другие изобразительно-выразительные средства – гиперболы, метонимии, парцелляции, риторические вопросы, фразеологизмы. Результаты исследования могут найти применение в факультативных курсах по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivsya_-_rostov.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»

Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова

Секция «Лингвистика»

Подсекция «Лингвистика текста»

Тема: «Художественные средства выразительности

в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор:

Гриненко Галина, 9 класс

МБОУ СОШ № 46 с. Бараники,

Сальский район, Ростовская область

Руководитель:

Артамонова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 46 с. Бараники,

Сальский район, ростовская область

 г. Ростов-на-Дону

 2018 г.

Оглавление

Разделы работы

Стр.

I. Введение

3

1.1.Актуальность работы

3

1.3.Цель работы

3

1.2.Задачи

4

1.4.Методы исследования

4

II. Основная часть

5

2.1. Средства языковой выразительности

5

2.2. Социологическое исследование среди обучающихся школы

8

2.3. Использование тропов М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени»

10

2.3.1. «Бэла»

10

2.3.2. «Максим Максимыч»

10

2.3.3. «Тамань»

11

2.3.4. «Княжна Мери»

12

2.3.5 «Фаталист»

12

III. Выводы

14

Литература

16

Приложения

17

   

  1. Введение

        Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали   значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

        Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”. Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.

      Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. [3; 5]

      Я думаю, что  средства выразительности,  выполняющие  стилистическую и изобразительно-выразительную функцию,  создают особую организацию речи.

     

            Актуальность работы заключается в следующем. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

               Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной. Но мало знания норм, необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, богатой.

Кроме того, интересным оказался следующий факт: при попытке найти в сети Интернет эту информацию выяснилось, что масса ресурсов посвящена анализу лирики Лермонтова, и практически нет работ, посвященных использованию им средств выразительности в прозе.

               Именно поэтому в данной работе мы исследуем использование некоторых изобразительно – выразительных средств языка великим русским писателем М.Ю. Лермонтовым в его романе «Герой нашего времени».

              Результаты исследования могут найти применение в факультативных курсах по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Мы выдвинули гипотезу: М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» использовал такие тропы, как сравнение, олицетворение, метафора и эпитет, и именно соотношение этих средств выразительности придало роману неповторимый стиль, а сами они, вложенные в уста определенных героев, помогают точнее раскрыть характер персонажей.

Цель работы: определить роль средств  художественной выразительности в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

  • изучить научную литературу о изобразительно-выразительных средствах языка в целом;
  • провести исследование среди обучающихся школы;
  • провести анализ информации о тропах в творчестве М.Ю. Лермонтова, имеющейся в свободном доступе;
  • провести анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на наличие некоторых тропов по главам;
  • составить справку об использовании М.Ю. Лермонтовым некоторых изобразительно-выразительных средств в романе «Герой нашего времени».

Методы исследования:

  1. Анализ понятийного поля исследования;
  2. Анкетирование обучающихся 6-9 классов.
  3. Первоначальный обзор и анализ информации по страницам сети интернет.
  4. Изучение романа «Герой нашего времени». Отбор и систематизация материала.

II. Основная часть

2.1.  Средства  языковой выразительности

        Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым. Мы взяли для исследования только некоторые тропы: метафора, эпитет, сравнение и олицетворение. [4; 124]

 Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит) , овеществления (стальные нервы) , отвлечения (поле деятельности) и т. д.
Примеры метафор: В саду горит костёр рябины красной…(Есенин) – здесь поэт уподобляет кисти спелой рябины пламени костра.
     В зеркало залива
     Сонный лес глядит;
     В чаще молчаливой
     Темнота лежит. (Никитин) - спокойная, гладкая вода залива, отражающая берега и лес, сравнивается поэтом с зеркалом, но формальных признаков сравнения нет.

     Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес. (В.Астафьев) – вершины деревьев, волнуемые ветром, находящиеся в непрерывном движении, кажутся писателю «кипящими».


Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.     

Закружилась листва золотая
     В розоватой воде на пруду,..     (Есенин)
Эпитетом здесь является слово ЗОЛОТАЯ (листва), оно указывает не только на цвет осенней листвы, но и содержит авторскую оценку: мы понимаем, что поэту нравится осенняя листва, что он любуется опадающими листьями, сравнивая их желтый цвет с цветом золота.


Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

Примеры олицетворений:
     О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать.

     Сурово метелица выла
     И ветром кидала в окно,
     Невесело солнце всходило,
     В то утро свидетелем было
     Печальной картины оно. (Некрасов)

     Проплясал, проплакал дождь весенний,
                  Замерла гроза. (Есенин)


Сравнения - это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
1. Чаще всего сравнения выражаются оборотами со сравнительными союзами  КАК,  КАК БЫ,  КАК БУДТО,  СЛОВНО,  ТОЧНО,  РОВНО и др.
Например:
     Ясно утро. Тихо веет
     Тёплый ветерок;
     Луг, как бархат, зеленеет,
     В зареве восток. (Никитин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду, 
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (Есенин)
2. Сравнения могут также выражаться формой творительного падежа.
Например:  Лежал закат костром багровым. (Ахматова)
           Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Паустовский)
3. Сравнение может создаваться и с помощью слов, прямо указывающих на схожесть явлений: ПОХОЖ,  НАПОМИНАЕТ,  КАЖЕТСЯ и др. Например:  В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (Паустовский)
4. К сравнениям относятся и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов) [2; 25-27]

2.2. Социологическое исследование среди обучающихся школы.

       В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос: что же знают мои ровесники и другие ученики нашей школы о М.Ю. Лермонтове вообще и о применении им тропов? Я решила провести социологический опрос. Мною были предложены 5 вопросов:

Нравятся ли тебе произведения М.Ю. Лермонтова?

Сколько его произведений ты можешь вспомнить? Какие?

Что интересного ты увидел в языке произведений М.Ю. Лермонтова?

Какие изобразительно-выразительные средства языка ты знаешь?

А какие тебе встречались у Лермонтова? Приведи примеры.

Опрос был проведен среди учеников 6 - 9 классов, всего обработано 34  анкеты.

Результаты таковы:

Вопрос

1

Нравятся ли тебе произведения М.Ю. Лермонтова?

Да – 20

Нет – 8

По-разному - 3

Не знаю - 3

2

Сколько его произведений ты можешь вспомнить? Какие?

«Парус» - 20

«Бородино» - 19

«Мцыри» - 11

«Родина» - 2

«Смерть поэта» - 5

«Демон» - 1

«Утес» - 3

«Песня про царя Ивана Васильевича…» - 10

«Герой нашего времени» - 8

«Измаил-Бей» - 2

«Нет, я не Байрон…» - 2

«Тучи» - 1

3

Что интересного ты увидел в языке произведений М.Ю. Лермонтова?

Интересные образы, героев с удивительными судьбами, его произведения написаны красивыми словами, образность, множество интересных историй

4

Какие изобразительно-выразительные средства языка ты знаешь?

Эпитет – 20

Метафора – 29

Гипербола –  11

Сравнение –  21

Олицетворение – 26

Фразеологизм – 6

Антитеза –  3

Литота – 1

Анафора – 2

5

А какие тебе встречались у Лермонтова? Приведи примеры.

Эпитет – 14

Метафора – 12

Сравнение –  14

Фразеологизм – 1

Олицетворение - 11

Вывод: Ученикам нашей школы интересна эта тема, наибольшую заинтересованность проявили ребята из 8-го класса. Произведения М.Ю. Лермонтова знают большинство респондентов, различные средства выразительности известны почти всем, чаще других назывались метафора, олицетворение и эпитет, что связано с возрастом анкетируемых учеников, а вот в произведениях поэта мало кто смог вспомнить примеры тропов. С учётом результатов анкетирования, я считаю выбранную мною тему актуальной для продолжения исследования.

2.3. Использование тропов М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени»

2.3.1. «Бэла»

Сравнения

  • «Глаза черные, как у дикой серны» - описание Бэлы
  • «вороная, как смоль, ноги – струнки» - Карагёз в описании Максима Максимыча
  • «Весь исколот, как решето, штыками, а все махает шашкой» - Максим Максимыч о горцах.
  • «… зарыдал, как ребенок», «лежал себе ничком, как мертвый» - Казбич после кражи его коня.
  • «ветер свистал, как Соловей-Разбойник» - дорога вокруг Крестовой горы

Эпитеты

  • «животворящий воздух» - по дороге от станции
  • «чудесная душа», «золотое сердце» - о Бэле

Олицетворения

  • «Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой…», «По бокам  её [Гуд-горы] ползали легкие струйки облаков» - по дороге из Тифлиса.
  • «чайник зашипел приветливо» - на станции при встрече с Максимом Максимычем
  • «в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине..» - по дороге
  • «туманы … сползали, будто чувствуя и пугаясь приближения дня» - перед выездом

Метафоры

  • «Золотая бахрома снегов», «Арагва … тянется серебряной нитью» – описание природы по дороге на станцию.
  • «снега горели румяным блеском», «холодное дыхание облака грозило близкой бурею» - по дороге от станции

2.3.2. «Максим Максимыч»

Сравнения

  • « синелись зубчатой стеной горы» - в ожидании «оказии» офицеры сидят и смотрят в окно.
  • «громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор» - описание утра.
  • «усы и брови его были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади», «блеск, подобный блеску гладкой стали» - портрет Печорина.

Эпитеты

  • «Золотые облака» - описание утра.
  • «фосфорический блеск глаз», «нервическая слабость», «благородный лоб», «аристократическая рука» - портрет Печорина.

Олицетворения

  • «выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке», «Терек разбегается шире и шире» - после ужина, вид из окна.

Метафоры

  • «Поневоле сердце очерствеет и душа закроется» - обида Максима Максимыча на Печорина в глазах офицера-рассказчика.

2.3.3. «Тамань»

Сравнения

  • «черные снасти … рисовались, подобно паутине» - момент заселения в домик контрабандистов
  • «она (лодка), как утка, ныряла» - появление Янко.
  • «скрылась, как птичка, выпугнутая из кустарника» - девушка после первого разговора.
  • «две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде» - прогулка на лодке.
  • «как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень, едва сам не пошел ко дну» - осмысление Печориным произошедшего в Тамани.

Эпитеты

  • «Огненный поцелуй», «пламенное дыхание», «бес-девка» - второй вечер.

Олицетворения

  • «Луна тихо смотрела» - момент заселения в домик контрабандистов.
  • «Луна начала одеваться тучами», «казалось, волна его схватит» - тайком идет к морю за слепым мальчиком.
  • «Старые кораблики приподымут крылышки» - песня девушки.
  • «Луч его (месяца) играл по земляному полу хаты» - первая ночь.

Метафоры

  • «ужасное подозрение закралось мне в душу» - в лодке.

2.3.4. «Княжна Мери»

Сравнения

  • «руки были холодны как лёд» - Вера на свидании с Печориным.
  • «ее душа… как цветок» - мысли Печорина о Мери.
  • «Любовь, как огонь, - без пищи гаснет». – думает, что Вера его будет ревновать к Мери.
  • «бледная, как мрамор» - Мери при разлуке с Печориным.
  • «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига» - Печорин о себе

Эпитеты

  • «умирающий ветер шумел вершинами тополей» - вечер перед посещением Веры.
  • «кусты … осыпали нас серебряным дождём», «не проникал еще радостный луч молодого дня»
  • - описание природы по дороге к месту дуэли.
  • «бархатные глаза» - Печорин говорит Грушницкому о Мери.

Олицетворения

  • «мшистые зубцы скал … ожидали своей добычи», «между льдистых вершин бродили облака» - перед дуэлью.
  • «ветки цветущих черешен смотрят в мои окна» - комната в Пятигорске.
  • «ползали … клочки облаков, зацепившиеся за колючий его кустарник» - перед встречей с Верой.

Метафоры

  • «ослеплённый ревностью» - раздумья Печорина о Грушницком.
  • «Погружаясь в холодный кипяток нарзана» - купание Печорина перед дуэлью.
  • «я … с жадностью поглощал их чувства, их нежность …  - и никогда не мог насытиться» - раздумья перед дуэлью.
  • «электрическая искра пробежала из моей руки в ее руку» - после исповеди Печорина перед Мери.
  • «Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце» - в попытке догнать Веру.

2.3.5. «Фаталист»

Сравнения

  • «их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажженный на краю леса беспечным странником». – мысли Печорина о существовании предопределенной судьбы.

Эпитеты

  • «холодная улыбка» - портрет Вулича.
  • «горячий понтер» - партнер Вулича в игре.
  • «беспокойное и жадное воображение» - Печорин о себе.
  • «тёмное значение этих слов» - о  словах Вулича: «Он прав!»
  • «приблизился к роковому окну» - перед арестом казака, убившего Вулича.

Олицетворения

-

Метафоры

  • «… я читал печать смерти на бледном лице его» - предчувствие Печорина по отношению к Вуличу.
  • «Все будто окаменели» - перед выстрелом.
  • «Я остолбенел». – после новости об убийстве Вулича.

III. Выводы:

  1. Комплексный анализ средств выразительности, использованных М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», показал, что писатель использовал сравнение, эпитет, олицетворение и метафору для изображения внешности и поведения героев, в раздумьях, устных высказываниях и дневниковых записях, при описаниях природы.
  2. Автор сравнивал людей с животными, с другими людьми, с мифическими существами, явлениями природы. Кроме того, часто встречаются сравнения гор с амфитеатром, рек с серебряными нитями и других явлений с поведением людей и животных. Причем только словами Максима Максимыча устно были выражены сравнения в описании Бэлы, Печорина и коня Казбича, в остальных случаях это мысли и записи на бумаге.
  3. Эпитеты обычно использовались при описании людей и довольно часто произносились героями вслух, много эпитетов можно встретить в дневниках и описаниях природных явлений, и здесь они особо подчеркивают важность пейзажа для понимания чувств и характеров главного персонажа.  Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, он становится настоящим поэтом и философом; скептицизм Печорина, его насмешливое, полупрезрительное отношение к судьбе, его гордыня и самоуверенность подчеркнуты в описании ночи убийства Вулича. Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи символически передает противоречивость души Печорина.                  
  4. Практически не встречаются олицетворения в коротких рассказах – «Максим Максимыч» и «Фаталист». Сам автор сообщает нам устами офицера – рассказчика, что избавляет нас «от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не выражают, особенно для тех, кто там не был». И конечно, олицетворения связаны с описанием природы; луна у Лермонтова, как живая – то одевается, то смотрит. Единственный раз, когда олицетворение в романе озвучено – это момент исполнения «ундиной» песни о любимом Янко.
  5. Повести «Тамань» и «Максим Максимыч» бедны метафорами. Здесь главными являются поступки и чувства героев, и метафоричны именно раздумья о душе. Зато в «Бэле» встречается много метафор при описании природы, и они вложены в мысли офицера,  речь же самого Максима Максимыча метафор практически не содержит. Две последние повести, входящие в дневники Печорина, изобилуют метафорами в описании природы, но больше всего в проявлениях чувств – ревности, любви, отчаяния. И это показывает нам, что эмоциональный уровень самого героя намного превосходит восприятие жизни другими персонажами, даже офицером, ведущим повествование в первых частях романа.
  6. Язык романа хорошо передает различные настроения, различное отношение автора к изображаемому. Мастерски владеет Лермонтов искусством диалога. Каждое действующее лицо говорит своим, особым языком. Речь Максима Максимыча не похожа на речь Печорина. Печорин говорит иначе, чем Грушницкий. Картины природы пленяют нас богатством красок, своей величественностью. И сила этих художественных средств такова, что читатель присутствует при описываемых событиях, как наяву, а в некоторых моментах даже трудно оставаться просто наблюдателем, возникает желание подойти и вмешаться в ход событий.

Заключение:

          Итак, мы проанализировали язык романа  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выдвинутая гипотеза - соотношение  средств выразительности придало роману неповторимый стиль, а сами они, вложенные в уста определенных героев, помогают точнее раскрыть характер персонажей – подтвердилась. Кроме того, в романе нам встретились и другие изобразительно-выразительные средства – гиперболы, метонимии,  парцелляции, риторические вопросы, фразеологизмы.

         «Богатство образной структуры позволяет читателю воспринимать прозу Лермонтова поистине, как «бездонный океан» (В. Г. Белинский).

Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы, и средства языка, такие, как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной, необычайно разнообразны.  Для того, чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют различные средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

 Список литературы

  1. Лермонтов М.Ю., «Проза», М.: «Московский рабочий», 1977 – 344 с.
  2. Махницкая Е.Ю., «Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе». М.: «Феникс», 2005 – 187 с.
  3. Шанский Н.М. «Лингвистический анализ художественного текста», М.: «Просвещение», 1990 – 415 с.
  4.  Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608с.


Поделиться:

Что общего у травы и собаки?

Самый главный и трудный вопрос

Кактусы из сада камней

Галка в чужих перьях

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью