• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект «Основные формы речевого этикета и их роль в речи»

Опубликовано Спивак Татьяна Валерьевна вкл 18.02.2023 - 16:25
Спивак Татьяна Валерьевна
Автор: 
Санджиева Алтана

Индивидуальная творческая исследовательская работа по русскому языку "Основные формы речевого этикета и их роль в речи" рассматривает понятие "речевой этикет", дает определение видов и функций речевого этикета, описывает принципы, характерные для современного речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Основные формы речевого этикета и их роль в речи»

⁠

⁠

Автор: Санджиева Амуланга

 Руководитель: Спивак Татьяна Валерьевна

Учреждение: МКОУ «Манычская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия

Оглавление

Введение
1. Понятие речевого этикета.
2. Виды речевого этикета.
3. Функции речевого этикета.
4. Принципы современного речевого этикета.
5. Этикетные ситуации:
5.1. Ситуация установления контакта.
5.2. Ситуация обращения.
5.3. Ситуация завершения контакта.
6. Основные правила речевого этикета в различных речевых ситуациях:
7. Правила представления и знакомства;
8. Правила поздравлений и благодарности;
9. Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа;
10. Правила соболезнования, сочувствия и извинения;
11. Правила одобрения и похвалы;
12. Обращение на «
Вы» по правилам речевого этикета;
13. Правила письменной формы обращения;
14. В каких случаях допускается обращение на «
Ты»?;
15. становление неформальной формы обращения;
Заключение
Список используемой литературы и интернет-источников;
Приложение

Введение


Актуальность и значимость выбранной темы: Обусловливается необходимостью для человека знать правила речевого этикета.

Описание проблемы: Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежой и грубияном, не способным правильно войти в контакт.

Обоснование выбора темы: С понятием «Этикет» связано очень много ,и мы привыкли думать, что он нужен только там, где общаются президенты и короли, а в нашей повседневной жизни без него можно обойтись. Однако кроме дипломатического этикета есть ещё общегражданский или светский этикет, который мы ежедневно соблюдаем в той или иной мере, сами того не подозревая , считая, что поступаем так спонтанно, сообразно логике событий или привычек. «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость,»-писал Сервантес.

Гипотеза: Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося, которое неразрывно связано с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла, если использовать и применять эти нормы в фактических целях, направленных на развитие коммуникативных способностей школьников.

Цель:

  • Углубить представления об речевом этикете ,о способах невербального общения и об осознанном их использовании на собственной практике;
  • Определить понятие и значение речевого этикета ,проанализировать формы речевого этикета ,рассмотреть обращение в русском речевом этикете;
  • Изучить формы и специфику речевого этикета;
  • Исследовать основные формы речевого этикета и их роль в речи;
  • Способствовать развитию самостоятельности мышления.

Задачи:

  • Ознакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления в речи старших школьников;
  • Ознакомиться с возможной литературой;
  • Провести (возможный) опрос с целью определения частности употребления слов вежливости в русской речи;
  • Подготовить рекомендации по употреблению слов речевого этикета в речи подростков.

Используемые методы:

  • Изучение литературы;
  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Анализ.

Понятие речевого этикета. Этикет

Этикет – это правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Этикет поддерживает совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой.

Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в разных ситуациях. Предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. Правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

Виды речевого этикета

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию.

Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. 

Манипулятивное  взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Речевой этикет и его функции

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией.


Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Принципы современного речевого этикета


Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще Иммануилом Кантом : «поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать.

Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним.

В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка.

Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.

Этикетные ситуации

Ситуация установления контакта: основные правила речевого этикета в начале беседы связаны с речевым оформлением приветствия и обращения. Для русского языка основной формулой приветствия является слово «здравствуйте». Его синонимами могут быть словосочетания «приветствую Вас» с архаическим оттенком и «добрый день, утро, вечер» более душевные, по сравнению с основной формулировкой.

Этап приветствия является одним из важнейших в установлении контакта, слова должны произноситься с искренней интонацией, с вложением ноток позитивной эмоциональности. Средствами привлечения внимания служат слова: «позвольте/разрешите обратиться», «простите», «извините» .

Ситуация обращения: обращение – одна из трудных этикетных ситуаций, так как бывает непросто подобрать подходящее наименование человека, к которому необходимо обратиться. Самое лучшее обращение – по имени-отчеству или по имени, но оно не всегда возможно. Худший вариант: обращение со словами «девушка», «женщина», «мужчина».

В ситуации профессионального общения можно обратиться по наименованию должности человека, например, «уважаемый директор». Обращение ни в коем случае не должно указывать на какие-то личные характеристики человека (пол, возраст, национальность, вера).

Ситуация завершения контакта: завершающий этап в общении также очень важен, его запомнят собеседники и нужно постараться, чтобы оставить положительное впечатление. Привычные правила речевого этикета, примеры которых мы знаем с детства, рекомендуют использовать для прощания традиционные словосочетания: «до свидания», «до встречи», «прощайте».

Однако завершающая стадия также должна включать и слова благодарности за потраченное время на общение, возможно, за совместную работу. Этому помогают устойчивее формулы: «было очень приятно с вами пообщаться, надеюсь на дальнейшее сотрудничество».

Но шаблонные фразы должны произноситься максимально искренне и с чувством, чтобы они приобрели подлинный смысл. Иначе прощание не оставит желаемого эмоционального отклика в памяти собеседника.

Правила представления и знакомства

Ситуация знакомства требует решения вопроса об обращении. Деловое общение, контакты с малознакомыми людьми предполагают обращение на «Вы». По правилам речевого этикета, на «ты» можно обращаться друг к другу только в рамках дружеского и бытового общения.


Представление оформляется такими словосочетаниями, как «позвольте вам представить», «знакомьтесь, пожалуйста», «разрешите вам представить». Представляющий также дает краткую характеристику представляемому: «должность, ФИО, место работы или какая-то особенно примечательная деталь». Знакомящиеся должны обязательно, кроме озвучивания своего имени, произнести положительные слова: «рад познакомиться», «очень приятно».

Правила поздравлений и благодарности

Современные правила речевого этикета в русском языке предлагают довольно большой ассортимент формул для выражение благодарности. От простого «спасибо» и «благодарю» до «бесконечно признателен». Принято за большую услугу или подарок добавлять к словам благодарности дополнительное положительное словосочетание, например, «очень приятно», «я тронут», «вы так добры».

Формул поздравлений существует чрезвычайно много. Сочиняя поздравление по какому-либо поводу, стоит продумать индивидуальные слова, кроме привычного «поздравляю», которые бы подчеркнули особенность повода и личность чествуемого. Текст поздравления обязательно включает какие-либо пожелания, желательно, чтобы они не были шаблонными, а соответствовали личности виновника торжества. Произносить поздравление следует с особым чувством, которое придаст словам большую ценность.

Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа


Приглашая кого-то принять в чем-либо участие, следует также соблюдать правила речевого этикета. Ситуации приглашения, предложения и просьбы в чем-то сходны, в них говорящий всегда немного снижает статус своей роли в коммуникации и подчеркивает значимость собеседника. Устойчивыми выражениями приглашения является словосочетание «имеем честь пригласить», в котором отмечается особая важность приглашенного.

Для приглашения, предложения и просьбы используются слова «прошу», «будьте любезны», «пожалуйста». В приглашении и предложении можно дополнительно сказать о своих чувствах к приглашенному: «будем рады/счастливы видеть вас», «с удовольствием предлагаем вам».

Просьба – ситуация, в которой говорящий намеренно снижает свою позицию в коммуникации, но не стоит с этим перебарщивать, традиционное оформление просьбы это слова: «прошу вас», «не могли бы вы». Согласие и отказ требуют разного речевого поведения. Если согласие может быть предельно лаконичным, то отказ обязательно нужно сопровождать смягчающими и мотивирующими формулировками, например, «к сожалению, вынуждены ответить отказом на ваше предложение, так как в данный момент…».

Правила соболезнования, сочувствия и извинения

В драматических и трагических ситуацией речевой этикет, правила этикета рекомендуют высказывать только искренние чувства. Обычно сожаление и сочувствие должно сопровождаться подбадривающими словами, например, «сочувствуем вам в связи… и искренне надеемся, что...».

Соболезнования приносятся только по действительно трагическим поводам, в них уместно рассказать также о своих чувствах, стоит предложить помощь. Например, «приношу вам свои искренние соболезнования в связи с… эта утрата вызвала у меня горькие чувства. В случае необходимости можете рассчитывать на меня».

Правила одобрения и похвалы

Комплименты – важная часть установления хороших отношений, эти социальные поглаживания - эффективный инструмент установления хороших отношений. Но говорить комплименты – это целое искусство. От лести их отличает степень преувеличения. Комплимент – это лишь небольшое преувеличение правды.

Правила речевого этикета в русском языке гласят, что комплимент и похвала всегда должны относиться к человеку, а не к вещам, поэтому слова: «как вам идет это платье» - нарушение правил этикета, а настоящим комплиментом будет фраза: «как вы прекрасны в этом платье». Хвалить людей можно и нужно за все: за умения, черты характера, за результаты деятельности, за чувства.

Обращение на «Вы» по правилам речевого этикета

Обращение - один из важных и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью.

Обращение на «Вы» свидетельствует о большей вежливости:

  • К незнакомому, малознакомому адресату;
  • В официальной обстановке общения;
  • При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;
  • К равному и старшему (по возрасту, положению адресату).

Особенности, присущие человеку в его речевом и письменном обращении к другим людям, во многом характеризуют общую культуру данного лица. Они находятся в тесной связи с тем имиджем, который он создаёт в глазах окружающих, а следовательно, влияют на их отношение к нему. Поэтому одним из важнейших вопросов является умение правильно использовать местоимения «ты» и «вы» в разговоре с различными собеседниками и при составлении писем и иных документов.

Правила письменной формы обращения

Все вышеперечисленные правила этикета должны соблюдаться и в тех случаях, когда общение происходит не в устной форме. При этом местоимения Ваш и Вы с большой буквы являются формой вежливого обращения только к одному конкретному адресату. Если же письмо или иной документ обращён к нескольким лицам, то местоимение во множественном числе следует писать со строчкой (маленькой) буквы. Писать «Вы» с большой буквы, обращаясь к нескольким лицам, является ошибкой.

Первое, что нужно знать. Перед тем как написать письмо-обращение, необходимо понять, по какому принципу этот документ составляется. Что ж, при написании такой бумаги необходимо соблюдать абсолютно все правила деловой переписки. Первое, что необходимо усвоить,- использование официального стиля изложения. Важно обдумать содержание заранее, составить его убедительно, чётко, логично и понятно.

Пример письма-обращения представляет собой текст, чуть которого изложена кратко и оптимально. Максимальный объём документа составляет одну страницу. Основная задача – привлечь внимание получателя и заинтересовать своей проблемой. Необходимо, чтобы адресат тут же принял решение после прочтения послания. Очень весомым должно получиться письмо-обращение.

Образец представляет собой текст, в котором чётко высказана позиция автора, аргументирована не одним фактом и доказательством. Необходимо последовательно излагать свои вопросы и просьбы. Всё смешивать в единую кучу не стоит. И, конечно, в конце следует подчеркнуть то, насколько важно это послание.

В каких случаях допускается обращение на «Ты»?

В определённых, главным образом неофициальных ситуациях, правила речевого этикета допускают обращение на «ты». Оно бывает уместно как на работе при общении коллег вне сферы служебной деятельности, так и дома или на отдыхе. Подобная форма обращения может служить выражением дружеских отношений между собеседниками, и подчёркивать неофициальный характер данного разговора. Однако, чтобы не попасть в неловкое положение, следует иметь в виду, что говорить «ты» допустимо лишь:

  • Взрослым людям в разговоре с детьми или подростками;
  • В неофициальной обстановке к младшему или равному по служебному положению;
  • В разговорах между детьми и родителями современная традиция допускает употребление «ты» как одной, так и другой стороной;
  • В молодёжной и детской среде между ровесниками, даже если они не знакомы между собой;
  • Близко знакомому человеку, с которым приходилось общаться ранее, и, отношения с которым, позволяют пренебречь более строгими официальными требованиями в обращении.

Согласно общественным правилам речевого этикета, абсолютно недопустимым считается обращение на «ты» младшего лица (как по возрасту, так и по социальному или служебному положению) к старшему. Кроме того, признаком невоспитанности и дурного тона является манера говорить «ты» работникам из числа обслуживающего персонала учреждений.

Установление неформальной формы обращения

Общепринятые нормы приличий предусматривают между тем переход партнёров с «вы» на «ты». Однако он возможен лишь в тех случаях, когда между ними устанавливаются соответствующий тип отношений, позволяющий заметить в разговоре формальное обращение на более тёплое и дружеское.


Как правило, это свидетельствует о том, что существовавшее ранее нейтрально-сдержанное отношение друг к другу уступило место определённому сближению. Но общепринятые нормы поведения предусматривают определённый срок, необходимый для того, чтобы установившееся в момент знакомства обращение на «вы» уступило место более открытому и дружелюбному «ты». Его продолжительность полностью зависит от личностных качеств собеседников и внешних обстоятельств.

Важно тонко уловить момент, в который возможно предложить партнёру перейти в разговоре на «ты», так как в случае ошибки и его отказа неизбежно возникнет неловкая ситуация. Поэтому для изменения формы обращения необходимо почувствовать желание своего собеседника. Односторонний же переход в разговоре на «ты» недопустим, поскольку неизбежно будет расценен как неуважение к партнёру проявленное по отношению к нему пренебрежение.

Заключение


«Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума, но можно и нужно требовать от всех соблюдение правил вежливости», - говорил Владимир Сергеевич Соловьев, известный русский философ, публицист, поэт.

  • Речевой этикет – это зеркало ,отражающее уровень внутренней культуры человека;
  • В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становиться настоящей эпидемией;
  • Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.
  • Человек с высоки уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания;
  • Я не хочу, чтобы было так, поэтому я и занялась данной исследовательской работой, и дальше буду продолжать работать над ней.

Список литературы

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И «Русский речевой этикет».,1983.
  2. Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи» .,2002.
  3. Интернет

Приложение №1

Класс: 7 «А»

Всего работ: 23.

Задания /количество учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

№1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

--

№2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

№3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

--

№4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

№5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

--

+

+

+

+

+

+

+

№6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

№7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

--

--

№8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

№9

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

--

№10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


ВОПРОСЫ:

  • №1. Что такое этикет?
  • №2. Как ты думаешь, какая у вас форма общения с учителями?
  • №3. Что относится к стандартным этикетным ситуациям?
  • №4. В каких случаях принято, обращаться к собеседнику, на «ВЫ»?
  • №5. Как ты думаешь, проблема речевого этикета актуальна? ПОЧЕМУ?
  • №6. Напиши слова ,которыми бы ты попросил у друга книгу?
  • №7. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе (какие)?
  • №8. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
  • №9. Что такое комплимент?
  • №10. Должны ли люди соблюдать правила этикета? ПОЧЕМУ?

Приложение №2

Диаграмма 7 «а» класса

этикет речи

ВОПРОСЫ:

  • №1. Что такое этикет?
  • №2. Как ты думаешь, какая у вас форма общения с учителями?
  • №3. Что относится к стандартным этикетным ситуациям?
  • №4. В каких случаях принято, обращаться к собеседнику, на ВЫ»?
  • №5. Как ты думаешь, проблема речевого этикета актуальна? ПОЧЕМУ?
  • №6. Напиши слова ,которыми бы ты попросил у друга книгу?
  • №7. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе (какие)?
  • №8. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
  • №9. Что такое комплимент?
  • №10. Должны ли люди соблюдать правила этикета? ПОЧЕМУ?


Поделиться:

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Почта

Астрономический календарь. Март, 2019

Флейта и Ветер