данной работы заключается в том, что Товарищтай Чадамбаевич Ондар (1948–1999 гг.) – первый профессиональный скульптор Тувы, заслуженный художник России, творчество которого стало подлинным достоянием тувинского народа.
Пройденный путь скульптора от первых несмелых движений ножиком по куску коры тополя и лиственницы (раннее детство), через уверенное копирование анималистических фигур известных резчиков по агальматолиту (юность), до масштабных скульптурных композиций (зрелость) будут являться ярким примером не только для учащихся, но и для студентов республики.
Вложение | Размер |
---|---|
tovarishchtay_hor_t-tayga_soshoffice_word_6.docx | 714.97 КБ |
VII республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,
посвященной 100 - летию образования Улуг-Хемского района и 135-летию города Шагонар
МБОУ Хор-Тайгинская СОШ
Сут-Хольского кожууна
Республики Тыва
Жизнь и творчество нашего земляка,
первого профессионального скульптора
Республики Тыва
Товарищтая Чадамбаевича Ондара.
Выполнил :ученик 8 класса
МБОУ Хор-Тайгинской СОШ
Сут-Хольского района
Республики Тыва
Сат Аганак Доржатович
Научный руководитель:Метке Урана
Диин-ооловна учитель высшей
категории тувинского языка
и литературы.
2023 г.
Содержание
1.Введение.
2. Особенности жизненного пути и творческой деятельности первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста Тувы Товарищтая Ондара.
3. Личное воспоминание родственников и как о своём родном человеке.
5. Вывод.
Актуальность исследования данной работы заключается в том, что Товарищтай Чадамбаевич Ондар (1948–1999 гг.) – первый профессиональный скульптор Тувы, заслуженный художник России, творчество которого стало подлинным достоянием тувинского народа.
Пройденный путь скульптора от первых несмелых движений ножиком по куску коры тополя и лиственницы (раннее детство), через уверенное копирование анималистических фигур известных резчиков по агальматолиту (юность), до масштабных скульптурных композиций (зрелость) будут являться ярким примером не только для учащихся, но и для студентов республики.
Цель исследовательской работы:
Узнать о жизни, творчестве первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста Тувы Товарищтая Ондара.
Задачи:
Объект исследования:
Первый профессиональный скульптор Товарищтай Чадамбаевич Ондар
Предмет исследования:
Творческие работы скульптора.
Методы исследования:
1. Работа с литературными источниками.
2. Посещение сайта Национального музея им. “Алдан-Маадыр”.
3. Собрать фотографии Т.Ч.Ондара и фотографии основных произведений.
Теоретическая и практическая значимость работы.В исследовательской работе изучены биография, статьи и другие фотоматериалы, изложены интересные случаи из детства и юности первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста, которые способствовали его известности и жизненному успеху. Проделанная нами работа принесет пользу для учителей и учащихся школ, полученные результаты могут применяться на уроках.
I.Введение.
Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока. Лепка из мягких материалов основана на противоположном способе формосложения, поскольку мастер в этом виде искусства прибавляет, наращивает пластичный материал на каркас. Эти способы в теории и методике преподавания искусства принято разделять на искусство скульптуры и искусство пластики. В творчестве отдельных художников они существуют обособленно, но другие их совмещают: например лепят модель из глины, гипса или воска, а затем переводят в твёрдые материалы либо отливают в бронзе. Скульптура - это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе: по жанру; по форме; по назначению; по материалу.К главным скульптурным жанрам относятся: 1.Портретный-предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.2. Религиозный- играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.3.Исторический-помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.4. Мифологический-передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд. 5.Бытовой-основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером. 6.Анималистический- использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения. Именно с таким видом работы занимается специалист по названию -скульптор.
Скульптор художник или мастер, изготовляющий произведения скуль-птуры. Скульптор — это специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье.С таким видом работы увлечен наш земляк-Товарищтай Чадамбаевич Ондар.
II.Основная часть
Товарищтай Ондар родился в 1948 году в семье арата села Ишкин Сут-Хольского района. В детстве любил вырезать игрушечные фигурки животных из коры тополя. После окончания средней школы в Чадане и срочной службы в Советской Армии в 1971 году он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, где проявил себя одаренным резчиком по дереву и начинающим скульптором.
В 1972 году по совету педагогов Кызылского училища искусств он перевелся в Алма-Атинское художественное училище на скульптурное отделение, которое с отличием окончил в 1974 году. В этом же году Товарищтай Ондар поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова.
В 1980 году он окончил мастерскую профессора П. И. Бондаренко с дипломной работой «Пастух», которая была представлена на Всесоюзной художественной выставке дипломных работ в г. Ереване (Армения). После окончания вуза его направили на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР.
Творческая деятельность Т. Ондара началась задолго до того, как он стал профессиональным ваятелем. Его первые работы, выполненные из дерева и камня, экспонировались на выставках в начале 1970-х годов. «Маленький всадник» из корня лиственницы экспонировался на республиканской выставке самодеятельных художников в Кызыле (1971). Камнерезная скульптура из агальматолита успешно демонстрировалась на Всероссийской выставке «60 лет Великого Октября» в Москве (1977).
С портрета Р. А. Аракчаа, первой женщины-камнереза Тувы, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, выполненного в гипсе, (1981) начинается создание целой галереи пластических образов деятелей культуры, политики и тружеников нашей республики.
Выполнен замечательный портрет народного писателя Тувинской АССР С. А. Сарыг-оола (1983). Эти портреты отличает мощная лепка, выделяющая характерные черты лица изображаемого персонажа.
В последующие годы Т. Ч. Ондар выполнил портреты строителя А. Калзана, педагога К. Алдын-оола, камнереза Б. Дупчура, композитора А. Чыргал-оола.
Его первой монументальной работой стало создание бронзового памятника-бюста С. К. Тока в сквере перед Тувинским муздрамтеатром к 40-летию Советской Тувы. Глиняную модель в четыре натуральных величины Т. Ч. Ондар лепил в основном по фотографиям и воспоминаниям родственников партийного лидера. Пространственное решение подиума и пьедестала выполнил московский архитектор В. Бубнов. Этим крупным произведением Ондар проявил себя как скульптор-монументалист.
В начале 1990-х годов он задумывает эскиз монументального памятника, посвященного жертвам политических репрессий в Туве. Этому замыслу предшествовал конкурс, объявленный обществом «Мемориал», в котором участвовали Т. Ондар и А. Монгуш, выпускник художественного отделения Кызылского училища искусств. Модель памятника скульптора Ондара была рекомендована к воплощению в монументальной форме.
Памятник двухнатурной величины был отлит в бронзе на Московском комбинате монументального искусства. В 1994 году он был установлен в сквере перед музеем жертвам политических репрессий в Туве. Памятник изображает фигуру сильного молодого арата. Широко расставив ноги, сжав кулаки, он гневно и твердо смотрит, показывая несгибаемую волю и стойкость перед мучителями, перед расстрелом
Наиболее удачной в творчестве Т. Ондара считается монументальная скульптура «Кадарчы», посвященная чабанам-скотоводам Тувы. За основу этой композиции автор взял свою дипломную работу «Пастух», которую доработал в монументальных размерах в 1993 году. Монументальную композицию также отлили в бронзе на Московском комбинате, установили на холме возле девятого километра дороги Кызыл – Эрзин в 1997 году.
Чабан с возвышенности спокойно и величаво осматривает тувинские пастбища и степи. Он изображен в национальной одежде с традиционным ножом и кресалом; здесь ваятель моделирует фигуру обобщенными формами, не прибегая к излишней детализации. Своеобразно показаны раскинутые руки, опирающиеся на палку, этим движением чабан словно охватывает родные просторы.
В последний год жизни Т. Ч. Ондар увлеченно работал над памятником М. Буян-Бадыргы, вылепив несколько портретов политического деятеля по старым архивным фотографиям. В конце 1998 года он создал эскизный вариант небольшой модели этого памятника, изображая историческую личность на камне в задумчивой позе. В композиционном отношении работа вызывала некоторые споры, но в идейном замысле она очень интересна, потому что затрагивает сложные исторические аспекты присоединения Урянхайского края к Российской империи.
Товарищтай Чадамбаевич Ондар внезапно скончался в январе 1999 года, так и не завершив главной в своей жизни задачи — создание монументального памятника Монгуша Буян-Бадыргы. В Национальном музее хранятся более тридцати его скульптурных произведений из дерева, гипса, агальматолита.
Воспоминание родственника –племянника:
В детстве любил вырезать игрушечные фигурки животных из коры тополя.
Он окончил школу и поступил Кызылское училище искусств . Потом он перевелся в Алма-Атинское художественное училище на скульптурное отделение. Училище закончил и поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Когда он учился там, мама отправила посылку. Он попросил чтобы отправить быштак (сыр).Он вылепил дипломные работы из тувинского сыра. Преподаватели института им В.И. Сурикова очень ценили его работы из сыра (быштак)
Воспоминание одноклассницы Товарищтая Ондара -Ветеран труда Монгуш Наталья Очур-ооловны:
Он был необычным человеком. Всегда веселый. В школе хорошо учился. На уроках рисовании отлично рисовал портреты, натюрморт ,животные. Особенно отлично получается когда он рисовал портреты писателей, музыкантов. Он подарил Наталье фигурки из тополя змею и ягненка. В классе все любили и уважали его.
Одним из монументальных работ Ондара был памятник тувинского добровольца Великой Отечественной войны Ооржак Мурзууна Сундуй оглу который находится в нашем селе Ишкин.
Для достижения целей и задач проекта осуществлены следующие действия:
1.Работа с литературными источниками: делал конспекты из газет, журналов, книг о жизни и творчестве скульптора.
2 .Интервьюировал родственником и одноклассником.
3.Собрал фотографии его работ.
Вывод
Действительно, многое в жизни значат талант и знания, но вершин в своём творчестве достигает только человек, отдающий всего себя своей высокой мечте и, именно таким человеком был наш земляк скульптор-монументалист Товарищтай Ондар, который с раннего детства выбрал тернистый путь ваятеля.
Список использованной литературы:
1. Интернет ресурсы.
2 сайта Национального музея им. “Алдан-Маадыр”.
3. Статьи из газет «Шын»1994г; 1998г.
4. . Жизнь и творчество первого скульптора Т.Ч.Ондара
Приложение № 1
Мороз Иванович
Как нарисовать лимон акварелью
Как нарисовать небо акварелью
Финист - Ясный сокол
Отчего синичка развеселилась