• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Рассказ

Опубликовано Ханда Цыдендоржиевна Бальжирова вкл 30.04.2023 - 18:35
Ханда Цыдендоржиевна Бальжирова
Автор: 
Авраев Жалсан, 11 Б

Авраев Жалсан, учащийся 11 Б класса, написал рассказ о военном детстве своей бабушки. С этим рассказом Жалсан принял участие в районном конкурсе "Бримовские чтения" в номинации "Проба пера", где занял 1 место. "Детство Тони" было опубликовано в январском номере газеты "Жизнь Иволги".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассказ о военном детстве бабушки26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Детство Тони.

1

Тихим осенним утром на заре аларская земля все ещё наполняется солнечным светом. Задолго до восхода солнца люди начинают выпас скота. В этот момент время как будто останавливается и влечёт остановиться вместе с ним. Но некогда. Работа не ждёт. После жестокой и разрушительной войны надо восстанавливать страну. Буквально собирать по крупицам. Эта забота и легла тяжёлым грузом на плечи всех без исключения жителей необъятной нашей родины, за которую боролись и отдавали жизни наши прадеды. Моей бабушке Антониде Антоновне пришлось жить в этот период, как и всем детям войны, которым выпала тяжёлая доля военного и послевоенного времени.

2

В этот день надо было вновь возвращаться домой.
Тоня собрала сумку и направилась в сторону радиостолбов. Каждый километр - это пролет между столбами. Этот день выдался пасмурным, а к вечеру поднялся ветер. Тяжко было идти по сугробам в такой ветер, но дома ждали. Добралась только вечером, когда уже спустились сумерки. В полной темноте Тоня услышала собачий лай и поняла, что добралась до деревни. Руки и ноги окоченели от мороза и не гнулись. Как только она подошла к дому, раздался лай Шарика.

- Этот голос я среди тысяч угадаю, - подумала Тоня.

Шарик встретил её радостным визгом и всё норовил опрокинуть Тоню.  

- Отстань, отстань, кому сказала!

 Она зашла в дом и сразу же увидела мать, лежащую в постели. Она периодически кашляла и была очень бледная. Тоня молча подошла к столу, сложила учебники, разделась и тихонечко подошла к матери.

- Мама что с тобой?

Мать лишь смотрела уставшими равнодушными глазами.
- Мать простудилась, - проговорила бабушка, сидевшая возле кровати. Внутри что-то дрогнуло и вдруг появилось какое-то волнение, страх. Ведь мама болела не один раз, каждый раз ей приходилось простужаться, пася отару поздней осенью, одевшись легко, или весной, в слякоти обмочив прохудившиеся старые сапоги. Бабушка, будто читая её мысли, сказала:

- На этот раз что-то серьёзное. Пять дней как слегла.

- Как пять? – от неожиданности испуганно спросила Тоня.

- В понедельник простудилась и слегла...

Повисла гнетущая тишина. В этой тишине было слышно, как кипит вода в чайнике и воет вьюга за окном. Тоня молча встала, ещё раз взглянула на лежащую бледную мать, которая дремала.

-Садись есть,-  вдруг прервала тишину бабушка. - Небось за столько километров проголодалась да замёрзла. Бабушка поставила миску с большим куском мяса, положила несколько кусков хлеба и ушла за печь. Поужинав, Тоня решилась довязать варежки маме, ведь старые порвались. Молчание перебивало тиканье старых часов, которые опаздывали.


3

Начало марта. Снег начал потихоньку таять и появился наст. Не сладкое время для скота  и лесных зверей, ведь наст острее стекла. Но все же, как известно, весной все начинает оживать. Вот и тут по суровым законам природы на благодатной аларской земле все оживает и расцветает. Обычно в такое время после суровой сибирской зимы наступает тепло, вместе с теплом оживает, зарождается любовь, но нынешняя весна с самого начала для всех жителей огромного советского государства ознаменовалось страшной новостью...

- Умер наш великий вождь, отец и учитель Иосиф Виссарионович Сталин, - дрожащим голосом проговорила учительница с заплаканными глазами. В классе повисла тишина, но вскоре стали слышны всхлипы и один за другим все начали плакать. Поднялся рёв.

- Нет больше с нами нашего товарища Сталина, - повторила учительница скорбящим тоном. Тоня тоже плакала со всеми учениками и со всей страной.

Через день Тоня вновь собралась в путь. На просторах степи местами снега уже не было, образовались проталины и чернела пятнами земля. Солнце пробивалось через густые облака и дул легкий ветерок.

-Весна пришла нынче слишком рано, - подумала Тоня. Чувствовала она себя легко и дошла довольно быстро. Дома её ждали бабушка и больная мать. С тех пор она так и не поправилась.

-Какой месяц уже хворает! Что же за напасть-то такая! - сокрушалась бабушка. Из-за болезни дочери ей приходилось самой следить за отарой и вести хозяйство.

Так прошёл месяц, наступил апрель. Однажды ночью матери стало хуже, в последнее время кроме слабости появились ужасные боли в животе. Становилось все хуже и хуже, и они не знали, что делать. Мать корчилась от боли, не издавая ни единого стона. Пришлось везти мать в больницу на санях. Запрягши лошадь, они погрузили её в сани, сумеречная дорога вела их в райцентр. Дороги не было видно. Но все же им удалось доехать. В небольшом доме, где находился фельдшерский пункт, светилось лишь одно окно. В приёмной дежурил врач по фамилии Ильин, он и принял их. Доктор Ильин пощупал живот и сделал укол. Мать успокоилась, ей стало легче. Тоня с бабушкой оставались до самого утра, пока доктор не отправил их домой.

- Вы поезжайте, она останется здесь, ей нужно лечение.

- Нужно так нужно, поехали, -сказала бабушка.

День был пасмурным, и на душе остался какой-то осадок.


4

Ранним майским утром, уже по-летнему тёплым, Тоня, как всегда, вывела пастись скот. С того момента, как заболела мать, Тоня, бросив учёбу, пошла работать в колхозе. Ведь надо было кормить себя и бабушку. Каждый день Тоня чувствовала себя неуютно, переживала о маме. Скучала и не понимала, почему именно её мать заболела неизвестной и, по-видимому, страшной и долгой болезнью. На неё накатывали воспоминания, ведь все тяжелое детство, вся прожитая ею жизнь связана лишь с одним человеком, с мамой. И сейчас, когда мама болеет, она ни на минуту мысленно не оставляет её, не смеет забыть. И кажется, мать чувствует это, чувствует поддержку своей любимой и единственной дочери и ей становится лучше. Но в одну ночь ей вдруг стало хуже.
В один из монотонных дней Тоня, как обычно, пасла овец. Она безмятежно сидела на камне и думала только о маме. В знойной степи было слышно, как стрекочет саранча и щебечут птицы, неподалёку мирно пасутся овцы. И вдруг среди этих звуков Тоня услышала чей-то крик.

-Тоня! Тоняяя! - к ней бежал местный почтальон.

-Что случилось? - подумала Тоня.- Неуж-то что-то с мамой?- мелькнула мысль. И она не ошиблась. Почтальон, отдышавшись, передал ей письмо. Письмо было от доктора Ильина. В письме было написано:

-Тоня! Срочно приезжай в больницу, объясню все здесь. Доктор Ильин.
В голове всё перемешалось. Она покачнулась и, вдруг сорвавшись, побежала домой. Быстро запрягла лошадь и поехала в райцентр. Конь за все время отдохнул и скакал лёгкой рысью. Доехав до больницы, она привязала коня и забежала в больницу. В регистратуре сидела одна бабушка лет шестидесяти.
-Тебе куда, дочка?
-К врачу, - впопыхах сказала Тоня.
-К Ильину? - спросила бабушка.
-Да, да, - ответила она.
-Иди прямо по коридору и заверни налево, там будет первый кабинет, туда тебе, дочка.
- Спасибо! – убегая, крикнула Тоня.
Постучав в дверь, Тоня услышала голос доктора:
-Да, да, войдите.
- Здравствуйте! - поздоровалась Тоня.
-А, здравствуй,- ответил доктор. - Ты присаживайся.
Тоня села и с тревогой посмотрела на врача. Ильин вытер пот со лба и начал тяжёлый разговор.
-Вчера твоей маме стало плохо. Мы вкололи ей дозу обезболивающего. Ей стало легче, но не надолго. Сейчас она спит. Тоня слушала внимательно и очень волновалась. Она чувствовала, как её сердце стучало с неимоверной скоростью. Волнение сковало  её, и она не могла пошевелиться. Ильин продолжал:

- Как бы тебе сказать… Скажу прямо. У твоей мамы тяжёлая и неизлечимая болезнь. Рак желудка. У нас здесь нет нужной аппаратуры, - Ильин говорил тяжело и чувствовалось, как он волнуется. -Прости.
Тоня уже не слышала ничего и не понимала до конца слова доктора. Глаза были затуманены и покрыты пеленой слез.

- Она умрёт? - спросила Тоня.
- Надеюсь, что нет, - успокаивал её доктор и винил себя за такую ложь. Он встал, набрал воды в стакан подал Тоне.
-Попей.
-Тогда можно я заберу сегодня маму?
-Да, когда она проснётся.
-Только у меня нет телеги чтобы увезти её, - сказал доктор.
-Спасибо, - буркнула Тоня.
Вечером, когда очнулась мать, они погрузили её в телегу.
-До свидания, Тоня!
- До свидания, доктор. Спасибо вам, -сказала Тоня. Пряча глаза, она залезла в повозку и тронула коней.
Дорога домой была быстрая и лёгкая, несмотря на то, что конь медленно плелся. Солнце уходило за горизонт, и Тоня равнодушно и задумчиво смотрела куда-то вдаль.

5


В колхозе жизнь била ключом. Перед ним поставили задачу: в кратчайшие сроки выполнить план по хлебозаготовкам. Работа в колхозе кипела, и важен был каждый день. Тоня работала вместе со всеми, а за мамой смотрела бабушка.
Шло лето, шли недели, дни, и Тоня видела, как мать буквально высыхала. Болезнь сжирала её, и было тяжело это осознавать.
Однажды вечером Тоня пришла после смены. Переодевшись, она подошла к маме, она лежала и безмятежно смотрела куда-то в сторону. В её глазах были  пустота и равнодушие ко всему. Тоня погладила её худую руку, наклонилась, поцеловала её в бледный лоб.
- Тоня, иди кушать, - послышался голос бабушки.
-Я попозже, - сказала Тоня.
Так сидела минуту две, пока она не заметила пристальный взгляд матери. Мама смотрела на неё, не отрывая глаз и не моргая.
-Тоня, - вдруг послышался слабый голос мамы. Тоня наклонилась над ней, заботливо глядя в глаза.
-Как сегодня прошёл день?  - спросила она.
- Нормально, мама, - ответила Тоня.
- Извини меня. У меня больше нет сил. Ты моя единственная дочь. Береги бабушку. Я тебя люблю...
-Мама, что ты такое говоришь, я тебя тоже люблю.

Мать лишь незаметно кивнула и закрыла глаза.
-Тоня, иди кушать, стынет, - крикнула бабушка.
Тоня ещё раз посмотрела на мать, и опять хотела отказаться, но бабушка настойчиво звала ужинать. Позже после ужина она, как всегда, сидела рядом с мамой допоздна. Сегодня мать спала необычайно спокойно.
На следующее утро мама уже не проснулась.
* * *
Тоня выехала в лес за дровами. В лесу было тихо, снег блестел и переливался, а сосны потихоньку покачивались. Кони шли равномерно, и все казалось безмятежным. Тоня сидела в санях, отпустив повод, и думала о своём.
На вершине сосны прыгнула белка и исчезла в гуще сосновых иголок, уронив снег с ветки. В памяти замелькали события из детства. Вспомнилась мама. Она
вспомнила, как в первый раз мать поручила чистить картошку, а она, маленькая, по незнанию начала отрезать вместе с кожурой саму плоть. Мать отругала её, что так неэкономно почистила. Ну что ж, время тогда было тяжёлым. Вспомнилось, как в позапрошлом году летом сдавали яйца в магазин и взамен давали 2 рубля и на эти деньги ходили в клуб смотреть кино. Или, когда оставались хоть какие-то копейки,
в жестяной кружке бабушка покупала полстакана или чуть меньше сахар-песок.
Воспоминания потоком шли друг за другом. Лицо Тони было равнодушным. Она уже не плакала. Слез не было. Жизнь продолжается, и надо её жить, наслаждаться маленькими и большими событиями, решать проблемы и преодолевать их. Надо жить, радоваться, огорчаться, смеяться, плакать, любить и ненавидеть, обижаться и прощать. Это обычное бытие жизни. Ведь после этого уже не будет ничего. И каждый должен будет отвечать за свои поступки. Ведь все под небом ходим.
Солнце достигло своего зенита, деревья, как обычно, тихонько покачивались, а небо было чистым. Тоня подняла голову и долго смотрела вверх. В чистое голубое вечное небо.

8 апреля 2020                                          Жалсан Авраев


Поделиться:

Пустой колос голову кверху носит

Лавовая лампа

Агния Барто. Сережа учит уроки

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Разлука