Исследовательская работа проводилась с целью изучение исторического прошлого и сегодняшний день село Ишим.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 74.77 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
« Есть ли будущее у нашего села»
Исследовательная работа
Направление: духовно – патриотическое
Автор: Загаин Кирилл
Обучающаяся 3 класса, МБОУ
«Ишимская ООШ»
С. Ишим, Яйского района,
Кемеровской области
Руководитель: Загаина Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Ишимская ООШ»
Ишим
2023
Содержание
-Цель
- Задачи
- Актуальность
Новизна
-Жизнедеятельность проекта
-Ожидаемые результаты
-Привлекаемые участники
2. Этапы работы
- I этап разработка проектного задания
-II этап разработка проекта
-III этап основная часть
3. Заключение
Введение
Цель: изучение исторического прошлого и сегодняшний день село Ишим
Задачи:
знать историю происхождения
1.Изучить архивные материалы взятые в сельском музее
2. Записать рассказы старо жителей односельчан , очевидцев об истории села
3. Пробудить интерес к познанию истории своего села
4. Формировать навыки исследовательской работы.
Гипотеза: - Рождение малого количества детей
- Переезд молодежи в город
- Высокая смертность
-Отсутствие рабочих мест
Актуальность проекта: самое основное в жизни человека - это родина. Ведь Родина- это то место, где родился и вырос человек . Родину как и родителей невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении
Новизна проекта: этот проект является новизной моей деятельности, тем самым я хочу многое узнать о своей малой Родине и истории связанной с ней и передать окружающим.
Методы исследования: анализ, сравнение, поисковый, сопоставление, обобщение.
Объект исследования: село Ишим, Яйского района, Кемеровской области
Предмет исследования: фотографии, архивы, устные воспоминания
Этапы работы над проектом
I этап
Разработка проектного задания.
Задачи этапа - определение темы, уточнение цели, выбор и распределение заданий, определение источников информации.
№п\п | Подпроект (задание) | Деятельность детей | Результат деятельности |
1 | Собрать материал к созданию проекта | Беседы с родителями, бабушками, односельчанами. Отобрать из сельского музея информацию о нашем селе с начало его существования и до наших дней. | Отбор информации |
2 | Приготовить сообщение на тему «Моя малая Родина» | Беседа с сельским библиотекарем, односельчанами. | Выступление на классном часе |
3 | Найти пословицы и поговорки о Родине. | Работа с дополнительной литературой, интернетом. | Создан лэпбук с пословицами и поговорками о малой Родине с фотографиями |
II - этап Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации о селе и история моей малой Родины.
(опрос населения)
Помощь и корректировка информации учителем.
III этап. Основная часть.
Задача этапа – защита проекта.
Тема исследовательской работы «Есть ли будущее у нашего села?» (слайд 1)
Эта тема особенно актуальна, так как многие деревни исчезают с карты (слайд 2) России. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Хочу начать защиту проекта со стихотворения, которое я услышал по радио, когда с папой ехал в машине: Умирает село, умирает... (слайд 3)
Это сразу заметно теперь.
Не поёт здесь никто, не рожает
И не строится новая дверь.
Лишь шумят тополя-старожилы,
Словно памятник жизни былой.
Зарастает усадьба крапивой,
Где нахмурился домик пустой.
Не гуляют стада за деревней,
И не радует поле зерном.
Что ж случилось с тобою , Россия?
Без села мы же все пропадём!
Вот так услышав это стихотворение я спросил у родителей: «А наша деревня тоже умрет или продолжить жить?», поэтому я и выбрал тему своего проекта: «Есть ли будущее у нашего села?»
Кузбасс богат углем и лесом, рудой и кварцем, но самое главное богатство – это люди с их большой и открытой душой и интереснейшая история наших сел. В этом можно убедиться, побывав в нашем селе Ишим.
Много легенд и нерассказанных историй хранит это старинное, красивое село на берегу реки Яя. (Слайд 4)
Я решил изучить историю развития нашего села и выяснить, есть ли у него будущее. (Слайд 5) Образовано оно в 1726 году переселенцами крестьян из Ишимской волости Тобольской губернии, ранее проживавшими на реке Ишим - притоке Иртыша. Как говорят старожилы, что село названо в честь Родины первых жителей.
Наше село входит в состав Кемеровской области, Яйского муниципального округа, Улановского сельского поселения, расположено на правом берегу бассейна реки Яя. Главная улица Декабристов (в прошлом Трактовая), с 1925 – 1932годах село являлось районным центром Ишимского Томского округа. Местность пересеченная, вокруг села смешанный лес. Село имеет выгодное географическое расположение, поэтому в основном нет пустых брошенных домов ( покупают дачники с Томска) за селом идет автомобильная трасса. Рядом находятся населенные пункты Медвечеково и Тихеевка. Почва плодородная (еще один плюс для дачников).
Первое, что я сделал встретился с основателем краеведческого музея нашего села Торгашиной Ольгой Викторовной и задал ей главный интересующий меня вопрос «Есть ли будущее у нашего села?. Она ответила, что будущее есть, но нужно изменить отношение района и главе сельского поселения к селу, а именно оно должно поддержать местное население, особенно молодежь. Взяв архивные данные у Ольги Викторовны о возникновении села и она дала архивные данные. Я составил диаграмму.
В похозяйственных книгах, которые есть в музее я узнал, что в селе сегодня составляют 350 жителей (Слайд 7)
1859 год- 1566 человек
1893 год – 1230 человек
1911 год - 1629 человек
1929 год – 1629 человек
1968 год – 471 человек
1989 год – 500 человек
2002 год – 486 человек
2022 год – 351 человек
Если приглядеться к старым фотографиям , которые изображены на слайде. То в 1909 году у нас были двухэтажные дома
(Слайд 9) Как мы видим из диаграммы, что наибольший состав населения приходится на период XIIIV – XIV вв., а в советский период происходит постепенное угасание села.
В сельской амбулатории я выяснил состав населения с. Ишим
- дошкольники - 14человек
- школьники – 49 человек
Молодежь от 18 до 25 лет – 31 человек
Взрослое трудоспособное население –146 человек
Пенсионеры – 98 человек
Итого: 348 человек
(Слайд 10)
Так же я задал этот же вопрос главе Улановского сельского поселения Сергею Петровичу Битюкову. На что он ответил:
- Будущее вашего села есть однозначно, так как на территории есть детский садик, школа, современный медпункт. Для этого нужно только не лениться, не нужно бояться работы, возвращаться в село, участвовать в жизни села. Будущее зависит от вас молодежи.
Вывод: эти данные говорят о том, молодежи в села остается все меньше и меньше, чем людей пенсионного возраста, но для восстановления селе нужны молодые люди, которые могут трудиться и способны поднять село.
Предприятия села на 1980 – 2022г.
В данную таблицу я поместил все предприятия и учреждения, которые действовали или действуют до сих пор в нашем селе (Слайд 11)
Предприятия, учреждения | 1980 год | 1990 год | 2000 год | 2022 год |
Дом культуры | + | + | + | + |
Контора | + | + | + | - |
Свиноферма | + | + | - | - |
Библиотека | + | + | + | + |
Магазины | + | + | + | + |
Школа | + | + | + | + |
Лесхоз | + | + | + | - |
Почта | + | + | + | + |
Медпункт | + | + | + | + |
Пекарня | + | + | + | - |
Сельский совет | + | + | + | - |
Колхоз | + | + | + | |
Кафе | - | - | + | + |
Фермерские хозяйства | - | - | + | + |
Из таблицы видно, что начиная с 2000года перестали действовать некоторые предприятия. А если исчезли предприятия, значит и нет рабочих мест для жителей. И уже уходят в историю такие профессии как швея, сыродел, и другие.
Вывод: на протяжении нескольких лет исчезли важные для населения предприятие, значит исчезли рабочие места.
Мне очень бы хотелось подвести положительный итог моих иследований, но данные говорят об обратном. Тогда у меня осталась последняя надежда и я решил проехать по другим населенным пунктам и провести опрос учащихся нашей школы о будущем села.
(Слайд 11, 12) Проехав по другим селам, мы видим из фото отчета, что в нашем селе очень мало брошенных домов, конечно это благодаря дачникам, но некоторые дачники остаются в селе на постоянное местожительство.
Проехав по Улановки я увидел пустые улицы не просто пустые дома, в деревни Тихеевка осталось всего 2 жилых дома.
Опрос
Анализ данных проведенного опроса
Опрошено 30 человек детей нашей школы
(Слайд 13)
Да – 20 Нет – 5 Не знаю - 5
Да – 10 Нет – 9 Не знаю – 11
- учитель – 6 человек
- врач (фельдшер) – 4 человека
- воспитатель – 2 человека
- предприниматель – 5 человек
- продавец – 3 человека
- полицейским – 4 человека
- шофер – 3 человека
- парикмахер - 1
- фармацевт – 1
- не знаю – 1 человек
4. Назови 5 предприятий и учреждений, которые обязательно должны работать в селе:
Школа, детский сад, магазин, фермер, клуб, медпункт.
Заключение
Гипотеза моего исследование подтвердилась наполовину:
Приведет к исчезновению села, но если часть молодежи будет оставаться в селе, на свет появятся их дети. Сейчас люди стали очень часто покупать натуральную сельскую продукцию, поэтому должны появиться новые рабочие места, либо молодые семьи будут разводить сельское хозяйство, то есть надежда, что село будет развиваться и жить дальше. Я очень на это надеюсь.
Вывод: у нашего красивейшего села Ишим есть будущее. Но то только при определенных условиях.
(Слайд 15) Село Ишим – это маленький уголок нашей огромной страны, но причины исчезновения российских деревень одинаковы. Селу нужна поддержка государства. Создание новых рабочих мест, приведет к увеличению численности населения.
Я хотел бы остаться жить в родном селе , ка и 10 человек из моей школы. А если мы объединимся, то наше село обязательно будет жить! Я очень об этом мечтаю. (Слайд 16)
По морям вокруг Земли
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Снегири и коты
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Горка