Выполнив текстовый анализ романа «Преступление и наказание», пояснив особенности символики цвета в психологии и в романе, проанализировав литературно-критический материал по теме работы и цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета, выявив восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями школы, сделали вывод о том, что использование цветов в романе не должно рассматриваться как случайное или малозначащее явление, оно является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.49 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Витимская средняя общеобразовательная школа" села Романовка
Баунтовского эвенкийского района
Республики Бурятия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема:
Символика цвета в произведении
Ф.М. Достоевского ''Преступление и наказание"
Выполнила:
Голубенкова Анжелика,
ученица 10 класса
МБОУ«Витимская СОШ»
Руководитель:
Григорьева Т.А., учитель
русского языка и литературы
2023
Содержание
1.Введение
Актуальность темы, цель, задачи работы
2. Основная содержание
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в цвете
2.1. Чёрный цвет в произведении Достоевского
2.2. Белый цвет в произведении Достоевского
2.3. Жёлтый цвет в произведении Достоевского
2.4. Красный цвет в произведении Достоевского
2.5. Голубой цвет в произведении Достоевского
2.6. Зелёный цвет в произведении Достоевского
3. Заключение
4. Источники информации
Введение
Люди с давних времён придавали особое значение «языку красок». Цветовые предпочтения во многом определяют настроение человека, отношение к действительности, характер и зависят от многих причин: культурного уровня, возраста, пола, образования, особенностей темперамента и характера и др.
Цветопись в художественном произведении - передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.[5] Достоевский использует цвета в своём произведении, как описания состояния героев и интерьера дома.
По мнению С.М.Соловьёва художников слова можно разделить на два типа: 1) колористов (например, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет»[1]. В книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» учёный отдельную главу посвящает воздействию цвета на читателя, отмечает широкое использованием желтого, красного, зелёного цветов в романах Ф.М.Достоевского. С точки зрения С.М.Соловьёва, «цветовая насыщенность произведений писателей 60-х годов XIX века, в том числе Ф.М.Достоевского является весьма низкой»[2.стр.82]. Л.Дмитриева же в статье «Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» отмечает, что роман «очень цветовой» и обилие в нём всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие произведения»[3.стр.26]. О.Н.Каленкова в статье «Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского» пишет: «Ф.М. Достоевский не принадлежит к писателям-колористам, но при чтении его романа возникает впечатление насыщенной цветовой гаммы»[4.стр.38]. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.
Актуальность: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М.Достоевского.
Цель: Проанализировать цвета в романе Ф.М.Достоевского и определить как цвет влияет на эмоциональное состояние героев, способствует пониманию произведения
Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:
1) проанализировать литературно-критический материал по теме работы;
2) выполнить текстовый анализ романа «Преступление и наказание»;
3) пояснить особенности символики цвета в психологии и в романе «Преступление и наказание»;
4) проанализировать цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.
2. основная часть
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в цвете
2.1. Чёрный цвет в произведении Достоевского
В психологии чёрный цвет - это символ отказа, упорства, Достоевский использует этот цвет для описания безысходности и неизвестности. В распивочной Раскольников уселся в тёмнои углу - "Он уселся в тёмном и грязном углу, за липким столом..."[1.стр.12]. Идя к старухе "...по чёрной, тёмной и узкой лестнице..."[1.стр.7], Раскольников не знал, решится ли он на убийство. Когда старуха открывала ему двери на Раскольникова устремились сверкавшие из темноты глаза - "Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки..."[1.стр.7]. Выйдя от неё, Раскольников начал переживать об убийстве - "...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце!..."[1.стр.11]. Такая атмосфера Петербурга - тёмные и узкие лестницы, тёмные и грязные углы, распивочные - основа этого мрачного города, из-за которого в голове Раскольникова появляются такие же тёмные мысли.
2.2. Белый цвет в произведении Достоевского
Белый цвет в психологии ассоциируется с невинностью и чистотой. У Сони Мармеладовой были белые волосы - "...белокуренькая..."[1.стр.22], "...хорошенькая блондинка..."[1.стр.223]. У Авдотьи Романовны был белый шарфик - "...а на шее был повязан белый прозрачный шарфик..."[1.стр.259]. Так же во сне Аркадия Ивановича Свидригайлова присутствует немало белого цвета - "...на покрытых белыми атласными пеленами столах...", "...был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем...", "...в белом тюлевом платье..."[1.стр.620], это значит, что в Свидригайлове осталась человечность.
2.3. Жёлтый цвет в произведении Достоевского
Наиболее часто встречается в произведении "Преступление и наказание". Жёлтый цвет в психологии означает солнце и счастье, но Достоевский использует этот цвет для описания болезни. Лицо у Родиона Раскольникова бледно-жёлтое - "...в его воспалённых глазах и в его исхудалом бледно-жёлтом лице..."[1.стр.188]. Такое же жёлтое лицо у Мармеладова - "...с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом..."[1.стр.14]. Катерина Ивановна имеет тоже бледно-жёлтое лицо - "...бледно-жёлтое, иссохшее лицо..."[1.стр.531]. У Порфирия Петровича тоже больное, тёмно-жёлтое лицо - "...лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого цвета, но довольно бодрое и даже насмешливое..."[1.стр.302]. Так же этот цвет Достоевский использует для описания бедности. В каморке Раскольникова тоже имеется жёлтый цвет - "...это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями...", "...ему стало душно в этой жёлтой каморке..."[1.стр.34], "...на грязных жёлтых обоях с белыми цветочками..."[1.стр.163], "...он оглядел эти жёлтоватые, обшарканые обои..."[1.стр.518]. Жёлтый цвет каморки Раскольникова негативно влияет на него, он сводит его с ума. Жёлтый цвет так же присутствует в комнате Сони - "...желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам..."[1.стр.383]. Но в кабинете Порфирия Петровича жёлтый цвет ассоциируется с богатством - "...все казенной мебели, из жёлтого отполированного дерева."[1.стр.404]. Так же как и в комнате Алёны Иваноны, которая была обклеена жёлтыми обоями с жёлтой мебелью - ''...небольшая комната с жёлтыми обоями...", "...мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева...", "...двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках..."[1.стр.8-9].
2.4. Красный цвет в произведении Достоевского
Красный цвет в психологии символизирует огонь и эмоциональный взрыв, но в романе "Преступление и наказание" этот цвет символизирует кровопролитие. Красный цвет присутствует в сцене убийства старухи - "...кровь хлынула, как из опрокинутого стакана...", "...крови между тем натекла уже целая лужа...", "Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.", "Красное, ну а на красном кровь непреметнее", -рассудилось было ему..."[1.стр.95-97]. В болезненном состоянии Раскольникову снится сон о мужиках и лошади - "...большие такие мужики в красных и синих рубашках..."[1.стр.69]. В сцене смерти Катерины Ивановны тоже есть красный цвет - "Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из её груди горлом."[1.стр.528]. В произведении Достоевского красный цвет так же ассоциируется с болезнью, у Мармеладова были красноватые глаза - "...и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глаза..."[1.стр.14]. Его руки были красные - "...руки были грязные, жирные, красные, с чёрными ногтями."[1.стр.17]. Катерина Ивановна тоже была больна - "...красных пятен на щеках тоже боюсь..."[1.стр.30], "...с раскрасневшимися до пятен щеками..."[1.стр.31], "...Красные пятна на щеках её рдели всё сильнее и сильнее, грудь её колыхалась."[1.стр.471]. Этот цвет подчёркивает болезненное состояние Раскольникова - "...Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи - всё это завертелось и заплясало кругом."[1.стр.205]. Так же красный ассоциируется с богатством, у Раскольникова было кольцо с тремя красными камешками - "...маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками..."[1.стр.78]. В комнате Алёны Ивановны было немало красного цвета - "...укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками.", "...под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром..."[1.стр.97].
2.5. Голубой цвет в произведении Достоевского
Голубой цвет в психологии символизирует лёгкость, нежность, чистоту. Достоевский использовал этот цвет как символ спасения. Перед убийством старухи Раскольникову снится сон об оазисе, в котором голубая водя является для него спасением - "Он же пьёт пьёт воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блёстками песку..." [1. стр.84]. Так же автор выделяет голубые глаза Сони Мармеладовой - "...с замечательными голубыми глазами..."[1. стр.223], "...но зато голубые глаза её были так ясны..."[1. стр.288]. Соня Мармеладова, так же, как и вода в оазисе является спасением для Раскольникова.
2.6. Зелёный цвет в произведении Достоевского
Зелёный цвет в психологии подразумевает защиту и спасение. В своём сне Раскольников видел каменную церковь с зелёным купол - "Среди кладбища каменная церковь, с зелёным куполом..."[1.стр.68]. Перед признанием Раскольникова в убийстве Соня Мармеладова накинула зелёный платок на голову - "Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зелёный драдедамовый платок..."[1.стр.640].
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.
3. Заключение
Выполнив текстовый анализ романа «Преступление и наказание», пояснив особенности символики цвета в психологии и в романе, проанализировав литературно-критический материал по теме работы и цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героеяна основе частотности употребления цвета, выявив восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии, мы сделали вывод о том, что использование цветов в романе не должно рассматриваться как случайное или малозначащее явление, оно является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя. Цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя. На первых страницах романа мы видим «прекрасные тёмные глаза Раскольникова с горящим взглядом» и эти же глаза «с воспалённым», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства показывают перемены, происходящие в герое.
С помощью слов, соответствующих краскам, Ф.М. Достоевский сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений.
В работе мы сделали сравнение символики цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали частотность употребления цвета в произведении. Помимо того описали особенности смысла наиболее употребляемых цветов.
Перспективу нашей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с героями произведения, их внутренним состоянием, но и с событиями романа.
Список использованной литературы:
1. И.Горяева и Е.Фрей Литературно-Художественное издательство Достоевский Фёдор Михайлович "Преступление и Наказание" (г.Казань, 2018)
2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. – М.: Художественная литература, 1978
3. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. – М.: 1979
4. Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – М.: Литература. № 32, 2001
5. Каленкова О.Н. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского – М.: Русская речь. № 1, 1982
6. Википедия
Акварельные гвоздики
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Снежная сказка
Городецкая роспись
Калитка в сад