• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение личности автора через призму его произведения на основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Опубликовано Юлия Анатольевна Головчанова вкл 18.04.2024 - 11:34
Юлия Анатольевна Головчанова
Автор: 
Никифорова Кристина

Данная работа была проведена не только для изучения романа, жизни автора и их взаимосвязи, а также для создания научно-популярной статьи. Данная статья будет отличным дополнением для проведения уроков по литературе. С помощью нее учителя могут не только рассказать о биографии Достоевского и о самом романе, но и о том, как мысли, мировоззрение и понимание мира Федор Михайлович выразил через героев своего произведения и их действия. Ученики же могут использовать данную статью  для подготовки к итоговым экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ), контрольным работам и при подготовке к итоговому сочинению. Также данная статья будет полезна для любителей литературы, для тех, кто увлекается или только знакомится с творчеством русского писателя золотого века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Изучение личности автора через призму его произведения на основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

 Проблема исследования указанной темы заключается в сложности изучения личности автора. Проводя анализ романа, можем отметить, что некоторые аспекты жизни Федора Михайловича Достоевского могут быть скрыты или представлены в искаженном виде. Проведение данной работы требует комплексного подхода к анализу текста, биографии писателя, исторического контекста времени, в котором было создано произведение.

 Данное исследование актуально по нескольким критериям. С научной точки зрения проект актуален, так как анализ Достоевского через его произведение позволяет расширить наше понимание связи между творческим процессом и внутренним миром писателя. Открываются возможности для дальнейших исследований и обсуждений в научном сообществе.  Так же благодаря данной работе  мы можем получить глубокое понимание культуры, общества и моральных стандартов того времени. Личные истории персонажей и их поступки также отражают влияние социальной среды на принятие ими решений

Целью данной статьи является  выявление личности Ф.М. Достоевского за счет изучения его произведения «Преступление и наказание».  

Если мы предположим, что личность Ф. М. Достоевского отражается в его произведении «Преступление и наказание», тогда анализ этого романа позволит лучше понять внутренний мир, убеждения и ценности автора. 

Главным героем социально-психологического романа «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников, бывший студент юридического факультета. Молодой человек проживает в Петербурге. Достоевский не раз в своем произведении пишет: «желтый Петербург», «город униженных и оскорбленных». Петербург — это уже не просто фон, на котором разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше похожие на бред. Противоречие в образе Петербурга - отражение противоречий в характере главного героя.

С самого начала Родион Раскольников предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится. В момент полного отчаяния в голове Раскольникова рождается теория. Главный герой считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные, то есть «твари дрожащие» и необыкновенные, «право имеющие».

Создав теорию о «людях-гениях», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос: «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

 Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки Алены Ивановны  и ее сестры Лизаветы.

Теория Раскольникова была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - процентщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова.

Именно в этот момент теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Это и губит Раскольникова,  по-другому быть не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее?

 Одним из ключевых образов романа «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Она представляет собой образец доброты, сострадания и самопожертвования, христианской любви и всепрощения. Внутри Сонечки  спрятана огромная душевная сила, в которой она ищет силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям.

  Роль Сони в судьбе Раскольникова огромна. К ней первой Раскольников пришёл со своей исповедью. «В ней искал он человека, когда ему понадобился человек».

Соня предстает как антипод Раскольникова и его теории. Она тоже преступила нормы человеческой морали. Но если преступление Раскольникова противопоставило его людям, то поступок девушки продиктован любовью и состраданьем к ближним.

      Перейдем к биографии автора. Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, публицист, мыслитель и философ. Классик мировой литературы

Осенью 1848 года Достоевский был принят в тайное общество, создателем которого был Николай Спешнев. В коем гнездились юные и восторженные заговорщики. Главная цель общества - «произвести переворот в России».

Утром 23 апреля 1848 года он, вместе со многими товарищами по несчастью, был арестован жандармами и заключен в Петропавловскую крепость. 13 ноября 1849 года был оформлен и приговор. Военно-судная комиссия постановила:

«Отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть cмepтнoй казни paccтpeляниeм.»

22 декабря 1849 года, после процедуры "гражданской казни" приговоренных приставили к столбам перед строем солдат. И под бой барабанных палочек караулу скомандовали в ружье.В последний момент заговорщиков Император помиловал. Приговор был заменен на 8 лет принудительных работ. Впоследствии изменен на 4 года.

На каторге были тяжелые условия для жизни. Запрещалось писать и читать, по ночам в казармах проходили обыски, надзиратели вытряхивали из матрасов табак, вино, игральные карты, рукописи, книги,  виновных строго наказывали. Достоевскому приходилось лишь обдумывать будущие романы и запоминать их сюжеты на будущее.

 Сам Достоевский так обозначил основные контуры своего будущего произведения: «Это – психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения.»

 Но вот что интересно. В  сентябре 1865 года. Газета «Голос» публиковала отчет по делу об убийстве купеческим сыном Герасимом Чистовым двух пожилых         женщин - кухарки и прачки – с целью ограбления. Орудием убийства послужил топор. Известно, что Достоевский был ознакомлен с отчетом по этому делу.

Проводя анализ сюжетных поворотов и образов персонажей романа, я так же провела анализ жизни Достоевского. Впоследствии чего выявила взаимосвязь между героями и их поведением в «Преступлении и наказании», с главными событиями в жизни автора.

  1. Именно  в  момент отмены казни в 1849 году Достоевский становится глубоко религиозным человеком.  Эта религиозность автора выражается в образе «вечной» Сонечки. Именно вера в Бога спасает Мармеладову, а впоследствии благодаря девушке и самого Раскольникова.
  2. На каторге в Сибири были строгие правила. Заключенным, в том числе и Достоевскому, запрещалось писать и иметь при себе любые книги, кроме Евангелие. Именно Евангелие впоследствии принесла Сонечка Раскольникову в тюрьму.
  3. После чистосердечного признания Родиона Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь. Он отбывает наказание в том же месте, где когда-то был сам Достоевский. Обоих приговорили к 8 годам принудительных работ.
  4. Считается, что общение на каторге Достоевского с преступниками  могло повлиять на внешность и характер главного героя романа.
  5. В произведении Раскольников убивает двух женщин топором. Такой выбор оружия Достоевский делает не просто так. Автор проводит параллель с реальным убийством 1865 года.
  6. Раскольников, как и сам Федор Михайлович сталкивается с моральными дилеммами и внутренними конфликтами.
  7.  Достоевский большую часть своей жизни провел в Петербурге, причем жил он достаточно бедно. Эта бедность отразилась в романе. Грязный и «желтый» Петербург Достоевского-город «униженных и оскорбленных». Город пьяниц и бездомных.
  8.  Отражение социальных проблем и социальной несправедливости, как в романе, так и в жизни автора.
  9. Исцеление человеческой души после наказания за совершенное преступление. И Федор Михайлович, и Родион Раскольников прошли этот путь. Достоевский Раскольников   проходят путь от преступления до наказания.  
  10. Раскольников, как и сам Достоевский сталкивается с вопросами справедливости, морали и нравственности в мире, где правда часто смешивается с ложью, а добро со злом.
  11. Через образ Сонечки Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности.
  12. Во время ссылки в Сибири запрещалось читать, разрешалось иметь при себе только Евангелие. И именно Евангелие от Иоанна и появляется в эпилоге романа. Раскольников, неверующий в самом начале романа, уже на последних страницах хранит книгу о Боге у себя под подушкой.
  13.  Достоевский еще на каторге общался с различными людьми: убийцами, ворами и революционерами. Он изучал психологию преступника и пытался понять, что может заставить человека отойти от Бога и совершить преступление. Его собственный опыт ареста и ссылки помогли составить образ главного героя Родиона Раскольникова.

«Преступление и наказание» наиболее известное и влиятельное в истории русской литературы. Через главного героя романа автор показывает, как преступление может привести к наказанию не только внешнему, но и внутреннему, как душевные терзания и страдания могут быть намного тяжелее, чем физическое насилие.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так падет каждый, кто нарушит этот закон.  Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.

Федор Михайлович рассматривал ценность человеческой жизни и принципы морального поведения. Писатель пытался понять, что заставляет человека поступать так, а не иначе, какие последствия могут возникнуть в результате его действий.

Данная работа была проведена не только для изучения романа, жизни автора и их взаимосвязи, а также для создания научно-популярной статьи. Данная статья будет отличным дополнением для проведения уроков по литературе. С помощью нее учителя могут не только рассказать о биографии Достоевского и о самом романе, но и о том, как мысли, мировоззрение и понимание мира Федор Михайлович выразил через героев своего произведения и их действия. Ученики же могут использовать данную статью  для подготовки к итоговым экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ), контрольным работам и при подготовке к итоговому сочинению. Также данная статья будет полезна для любителей литературы, для тех, кто увлекается или только знакомится с творчеством русского писателя золотого века.


Поделиться:

Серебряное копытце

Весенняя сказка

Прекрасное далёко

Два плуга

Мать-и-мачеха