Георгий Яковлевич Андреев всегда был там, где трудно. В суровые дни Великой Отечественной войны совместно с другими солдатами самоотверженно сражался за светлое будущее своих учеников. Он учил бойцов помогать в бою товарищам, ценить их, быть храбрым, решительным, ответственным, бескорыстным.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_shagnuvshiy_v_vechnost.docx | 20.44 КБ |
Учитель, шагнувший в вечность
Жизнь – это горение.
Януш Корчак
Об этом учителе я часто слышала от моих родных. Его учениками были мои бабушка и дедушка, тетя и дядя и другие, близкие и дальние родственники. Учителем истории он проработал 47 лет, с 1944 года по 1991 год, до ухода на заслуженный отдых. А ещё он создал музей «Боевой и Трудовой Славы», своё детище и гордость, которым руководил 29 лет. Я посетила этот музей, посмотрела экспонаты, среди которых есть вещи, документы и фотографии родных мне людей, которые приближали победу в ходе Великой Отечественной войны. Мне захотелось узнать об этом удивительном учителе и рассказать о нём.
Георгий Яковлевич Андреев родился 2 февраля 1922 года под Таганрогом. Его мама умерла очень рано, когда ему было всего 9 месяцев. Воспитывать малыша стала бубушка. В возрасте 8 лет Георгия забрала в Таганрог крёстная, где он пошёл в школу имени А. П. Чехова. В школе был активистом, хорошо учился, много читал, интерес к педагогике и наставничеству Георгию привили вожатые из педагогического техникума. В школьные годы парень научился играть на баяне, скрипке и домре, принимал участие в школьной самодеятельности.
После окончания 7 класса Георгий поступил в Таганрогский педагогический техникум. Он занимался спортом, хорошо учился, играл на музыкальных инструментах, возглавлял комсомольскую организацию. После расформирования техникума Георгий продолжил обучение в Ростове-на-Дону. Выпускной вечер из ростовского педагогического училища Георгия Яковлевича совпал с началом Великой Отечественной войны. Огненный выпуск 1941 года. Работать не пришлось, вместо фронта просвещения предстояли бои на различных фронтах Великой Отечественной войны. Он мужественно защищал Донской край от фашистских захватчиков.
Георгий Яковлевич всегда был там, где трудно. В суровые дни Великой Отечественной войны совместно с другими солдатами самоотверженно сражался за светлое будущее своих учеников. Он учил помогать в бою товарищам, ценить и любить их, быть храбрым, решительным, ответственным, бескорыстным. Всегда смело шёл первым в бой, был пулемётчиком. В марте 1943 года был направлен на Миус-фронт. События, происходившие в 1941-1943 годах на Миус-фронте, по своей важности, ожесточённости боёв и масштабам потерь сопоставимы с крупными сражениями Великой Отечественной войны. Бои оттягивали силы противника в критические моменты его наступления под Москвой, на Курской дуге и других фронтах. Это создавало предпосылки для общего перелома в ходе войны. Смело и точно, мощно и метко строчил пулемёт Георгия Яковлевича, уничтожая врага и прикрывая свои фланги. За мужество и самоотверженность он был награждён медалью «За боевые заслуги». Командиры и красноармейцы, воевавшие на Миус-фронте, заслуживают, чтобы их имена знали и помнили.
18 августа 1943 года, участвуя в прорыве Миус-фронта, Георгий Яковлевич был ранен. После лечения в госпитале, в 1944 году был демобилизован из рядов армии и направлен на работу учителем истории в Конзаводскую школу. Совместно с другими учителями, он ремонтировал и восстанавливал сельскую школу, изготавливал мебель, наглядные пособия, учебное оборудование. Заготавливал дрова для печи, высаживал огород, чтобы кормить детей. Проводил учёт детей, потерявших родителей и подлежащих обучению в школе.
Георгий Яковлевич хорошо играл на баяне, вся школьная самодеятельность держалась не нём. По вечерам учитель нёс свои знания взрослым односельчанам. Он был одним из лучших пропагандистов Конного завода. Его рассказы были живы, доходчивы, интересны. Все люди верили в искренность его слов. Он организовывал концерты учителей, выступающих накануне праздников перед населением.
Внешность учителя мне описала моя бабушка: «В 1946 году я пошла в первый класс. В школе увидела мужчину–учителя, который ходил на работу в военной шинели, с прожжёнными дырами. Он был среднего роста, с красивой осанкой и русыми волосами. Вместо правого глаза у него был протез. Иногда он вынимал его, протирал носовым платком и вставлял обратно. Позже, с 5 по 10 класс он преподавал историю. Был всегда хорошо одет. Красив, строен, имел вид оратора и дипломата одновременно. Строгий. Умело орудовал указкой и картой, очень интересно рассказывал учебный материал. Казалось, мы участвуем в исторических событиях вместе с ним».
Задумка создать музей в школе у Георгия Яковлевича появилась в 1948 году, когда за парты сели, вернувшиеся с фронта ученики школы. Вместе с молодым учителем истории они побывали на Миус-фронте, посетили места боёв, где воевали. Привезли экспонаты: котелки, гильзы, каски и организовали уголок «Немые свидетели войны». Георгий Яковлевич руководил кружком «Юный историк». Ребята организовали работу с населением: записывали рассказы о войне, работали с документами и фотографиями, собирали экспонаты для музея. Возникла необходимость создать комнату Боевой и Трудовой Славы. Так появился в 1962 году в школе музей.
Георгием Яковлевичем проделана огромная работа по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне. Это его заслуга, что школьники на заработанные деньги установили первый обелиск в Ростовской области на территории школы воинам 87 дивизии, освободившим в 1943 году Конзавод № 157 от немецких захватчиков. Воины 87 стрелковой дивизии были частыми гостями в школе, много рассказывали детям и местным жителям о боевом пути. В 1981 году, спустя 40 лет после начала войны, выпускники школы 1941 года собрались на встречу, на которой решили о необходимости установить обелиск, посвященный памяти не вернувшихся с войны учителей и учащихся школы. Члены исторического кружка, краеведы школы под руководством Георгия Яковлевича Андреева проделали колоссальную работу: собирали данные о погибших учителях и учениках, вели переписку с родственниками, находили документы и фотографии, узнавали о героических подвигах выпускников школы. 9 мая 1985 года обелиск был установлен на территории школы.
Супругой Георгия Яковлевича была замечательная учительница русского языка и литературы Валентина Никитична. В 1943 году она добровольцем отправилась на фронт. Освобождала Краснодарский край, Украину, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Первую награду–медаль «За боевые заслуги» получила за обеспечение телефонной связи с минёрами, разминировавшими мост через Днепр. В дальнейшем она получила ещё 7 медалей, включая медаль «За освобождение Будапешта». После окончания войны окончила педагогический институт и стала работать в родной школе.
Более сорока лет Георгий Яковлевич и Валентина Никитична отдали делу воспитания детей. Супруги своей цели достигли – их ученики стали учителями, медиками, учеными, военными, инженерами и просто рабочими. Все они трудолюбивые, целеустремлённые, настоящие люди–патриоты своей Родины. До сих пор многие поколения выпускников Конзаводской школы помнят, с каким интересом они слушали рассказы о войне, как увлеклись и полюбили школьный музей и краеведческую работу.
Музей «Боевой и Трудовой Славы» Конзаводской школы в 2023 году стал лучшим сельским школьным музеем! В каждом экспонате музея – частичка души и сердца учителя, его беспокойные дни и бессонные ночи. Его нет сегодня с нами, но дело, начатое Георгием Яковлевичем живо. Рассказывать об учителе можно бесконечно, что он любил свой предмет, свою работу, свою школу, детей, Родину…Его жизнь была на виду, он постоянно шёл к людям со светлым словом негасимой правды. В этом был смысл его яркой жизни. Давайте всегда будем помнить учителей эпохи Великой Отечественной войны!
Голубая лягушка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Философские стихи Кристины Россетти
Сверчок
Ворона