• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тема: «Вклад в образование РБ Берельтуевой Дарьи Муханаевна»

Опубликовано Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна вкл 05.11.2024 - 9:16
Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна
Автор: 
Будаева Соелма Олеговна

Тема: «Вклад в образование РБ Берельтуевой Дарьи Муханаевна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

671631 Республика Бурятия, с. Алла, ул. Ленина, 41, тел.8(30149) 95243, факс 65243

Научно- практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Секция: «Гордое имя учитель...»

Тема: «Вклад в образование РБ

Берельтуевой Дарьи Муханаевна»

Выполнила: Будаева Соёлма,

ученица 4 класса

Руководитель: Тудупова Ж.Ч.,

учитель начальных классов

с. Алла, 2023г.

Содержание:

Введение                                                                                                3

Основная часть    

Семья                                                                                                    5

Обучение и начало педагогической деятельности                          5

Достижения Дарьи Муханаевны                                                       7

3. Заключение                                                                                            7

4. Перечень использованных источников                                              8

5. Приложения                                                                                          9

                                                         

Учитель! Перед именем твоим

                                                                     Позволь смиренно преклонить колени!

                                                                                              Н.А.Некрасов.

1.Введение

Актуальность.

В меняющемся мире профессий, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Профессия учителя (педагога) одна из древнейших, это даже не профессия, а Призвание. Потому что для того, чтобы стать педагогом, необходимо этого хотеть, уметь находить подход к детям и быть готовым безвозмездно отдавать частичку себя другим.

«Сердце отдаю детям», - так назвал одну из своих книг В.А.Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.

Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта; новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, воспитатель, организатор и руководитель проектов -любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Он формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества.

Цель: изучение педагогической деятельности и вклада в развитие образования  с большой буквы –кандидата филологических наук, почетного работника ВПО РФ, члена Общественной палаты РБ  на основе интервью, воспоминаний родственников.

Гипотеза: Изучив вклад Берельтуевой Дарьи Муханаевны в деле обучения и воспитания подрастающего поколения  в самом начале работы, и, познакомившись с наградами за ее доблестный труд, мы с уверенностью сможем утверждать, что Дарья Муханаевна – учитель, перед чьим именем можно преклонить колени.

Задачи:

- познакомиться с биографией  Берельтуевой Д.М.

- выявить результаты ее педагогической деятельности

- провести интервью с Дарьей Муханаевной и с родственниками

- познакомиться с наградами: медалями, почетными грамотами и званиями учителя

Методы исследования:

- интервью с Дарьей Муханаевной и с родственниками

-изучение архивных материалов;

Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках как образец настоящего патриота,  добросовестно выполнявшего  свой профессиональный долг в тяжелые  послевоенные годы нашей Родины, на классных часах и внеклассных мероприятиях по изучению истории своего села и развития образования в родном селе.

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»                                      Юлий Ким

2.Основная часть

2.1 Семья

Дарья Муханаевна родилась 20 июня 1956г в местности Тазы Курумканского района. При советской власти там кипела жизнь, жили эвенки, приехавшие из разных мест, а еще буряты и русские. Все они говорили на эвенкийском языке, потому что основное население было эвенкийское. В этой местности было много заимок, чабанских отар. Ее отец был в то время бригадиром овцеводческих бригад, после того как пришел с войны. А мама окончила курсы ветеринаров и работала вместе с ним. Но последствия войны давали о себе знать, он стал болеть. В 1960 году семья переехала в село Алла Курумканского района. В то время это было крупное поселение, центр Дыренского совхоза.

2.2 Обучение и начало педагогической деятельности

 Дарья Муханаевна окончила МБОУ «Дыренскую среднюю общеобразовательную школу» в 1973г, после по направлению поступила на Северное отделение филологического факультета Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Многие эвенки Бурятии окончили этот институт и вернулись на родину. В нашей школе работали выпускники этого вуза: Анна Николаевна Делбонова окончила исторический факультет и впоследствии стала директором Дыренской средней школы; Цыдып Цыренович Майоров окончил биолого-химический и всю жизнь проработал химиком в своей школе.

Когда Дарья Муханаевна завершала учебу,  была распределена в Хабаровский госпединститут.  Преподаватель Михаил Григорьевич Воскобойников предложил Дарье Муханаевне пройти стажировку, что она и сделала. А затем поступила в аспирантуру, по окончании вернулась Хабаровск, где проработала 30 с лишним лет.

В аспирантуре у Дарьи Муханаевны была специальность «Языки народов СССР», поэтому она занималась исследованиями именно по эвенкийскому языку. В Хабаровске работала на кафедре русского языка примерно четыре года, защитилась и ушла на кафедру мировой художественной культуры, где вела дисциплины, которые связаны с культурой народов Дальнего Востока. Через год при художественно-графическом факультете они открыли новое направление – «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и родной язык». В этом направлении решили с коллегами все объединить, чтобы полностью погрузить студентов в среду носителей языка, чтобы у них создалось видение собственного мира. Дарья Муханаевна с ребятами выезжала на пленэры в места компактного проживания коренных малочисленных народов. Ведь у современных студентов не всегда есть возможность соприкоснуться с собственной культурой. У них обучались все тунгусоязычные народы, которые проживают на Дальнем Востоке, самая большая группа была нанайская.

2.3 Достижения Дарьи Муханаевны

Берельтуева Дарья Муханаевна- кандидат филологических наук, почетный работник ВПО РФ, член Общественной палаты РБ. Автор 75 научных публикации, 2 учебно- методических изданий, научный руководитель, соавтор 3 учебных и 8 электронных справочных пособий по языкам КМНС.

Заключение

В заключении хочу сказать, что вклад в образование РБ Дарьи Муханаевны очень огромен. Она занималась углубленным изучением собственной эвенкийской культуры. По сей день она оказывает методическую помощь. В 2020г. она вошла в состав авторского коллектива, работающего над созданием учебного пособия по удэгейскому языку для 3-го класса.

На мой взгляд, только люди неравнодушные и знающие цену жизни своего народа независимо от его численности способны сегодня делиться своими знаниями и навыками с другими, открывать этот мир тем, кто желает о нем узнать. Путь непростой, требующий усилий и выдержки.Но важно еще, чтобы сами представители коренных народов стремились сохранить сове этническое «я», осознавая необходимость развития языка предков.  

3.Перечень использованных источников

1. Интервью с Дарьей Муханаевной, родственниками- Ларисой Андреевной, Елизаветой Баировной.

2. Я из рода Тэпкэгир, г. Улан-Удэ, 2011г.

3. Эвенки Бурятии, г. Улан-Удэ, 2016г.

4. Словесница искусства, г. Хабаровск, 2023г.


Поделиться:

Юрий Визбор. Милая моя

Одна беседа. Лев Кассиль

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Солдатская шинель

Два петушка