• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Человек в лирике Ф.И.Тютчева. Между отчаянием и верой.

Опубликовано Чех Мария Игоревна вкл 05.01.2025 - 18:16
Чех Мария Игоревна
Автор: 
Орлова Александра

Сочинение стало результатом глубокого изучения и анализа поэзии Ф.И.Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_tyutchev.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Александра 11 класс

Учитель: Чех М.И.

Человек в лирике Ф.И.Тютчева. Между отчаянием и верой.

    Известно, что Л.Н.Толстой, который в принципе не признавал поэзию, исключение делал только для Ф.И.Тютчева. «Когда-то Тургенев, Некрасов и Ко     едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта», - так вспоминает о поэте автор «Войны и мира». Дело в том, что Толстой – это художник и в такой же мере мыслитель, философ. То же можно сказать и о Тютчеве. Недаром его поэзию называют «поэзией мысли». И одна из этих мыслей – о человеке, о смысле его жизни на земле, о мучительной раздвоенности его существования. Тютчев, как Толстой и Достоевский в прозе, в своих стихотворениях проявил дар великого «сердцеведца».

       Одной из главных тем в поэзии Тютчева становится тема трагической раздвоенности человека:

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы
двойного бытия!..

      Душой устремлён ввысь, телом прикован к земле, человек страдает от этой раздвоенности. Лирический герой Тютчева с завистью смотрит на коршуна, который взвился в небо, и с тоской восклицает:

А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..

      «Царь земли» звучит с горькой иронией. Могущество человека призрачно. Человек только думает, что он свободен и владеет миром. На самом же деле, он единственное существо на земле, которое лишено внутренней гармонии и покоя.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,—

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

       В конце стихотворения звучит вопрос: «Откуда, как разлад возник?» На него мы находим ответ в других стихотворениях поэта. Причину трагического разлада человека с природой, отсутствия гармонии с самим собой Тютчев видит в болезненной греховности. Человек пребывает в «духовном обмороке», безверие «палит» и «иссушает» человеческую душу, жизнь кажется ему бессмысленным сном:

Чего желать? О чем тужить?

День пережит — и слава богу!

         Как схожи эти строчки с теми, которые вырвались из-под пера другого русского романтика – М.Ю.Лермонтова:

И жизнь, как посмотришь

с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка.

         Однако если в поэзии Лермонтова почти нет просвета, нет указания на путь к спасению, то в лирике Тютчева эта мысль звучит настойчиво, ясно и громко.

Человек, страдающий от тоски и неверия, стоит перед замкнутою дверью. От него требуется только одно – в смирении призвать:

Впусти меня! -  Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!

           Единственное спасение для человека Тютчев, как и Достоевский, видел в вере. Только смирение перед Христом, только глубокое осознание своей немощности способно наполнить жизнь человека гармонией, радостью и покоем.

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

          Мария Магдалина, падшая женщина, блудница, проявив смирение, пережив искреннее раскаяние, обрела у ног Христа не только покой, но и святость. Такой путь должна пройти душа человека, запутавшегося в грехах, измученного страстями и сомнениями,  - путь покаяния, смирения и обретения веры и истины.

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…

         Хрупкий, как тростник, обречённый на смерть, немощный перед этой смертью, перед собственной судьбой, человек всё же, по мысли Тютчева,  велик в своём стремлении к  высокому, беспредельному. В этом стремлении и заключается его спасение от хаоса, от растления и вечной муки.

         Завершить своё размышление мне хотелось бы словами Владимира Соловьёва, философа, историка, писателя. Он, сравнивая гений Гете и Тютчева, писал: «И сам Гёте не захватывал, быть может, так глубоко   …  тёмный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную силу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждится и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества».


Поделиться:

Рисуем "Ночь в лесу"

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Какая бывает зима

Эта весёлая планета

Смекалка против Змея-Горыныча