• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «У Господа Иисуса он живой» ( Иеросхимонах Митрофан (Засыпкин))

Опубликовано Ольга Сергеевна Минаева вкл 29.01.2025 - 22:25
Ольга Сергеевна Минаева
Автор: 
Коваленко Дмитрий

Введение

В октябре месяце я участвовал в областном заочном конкурсе творческих работ «Несвятые святые Тамбовского края» в номинации «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе», где я занял призовое место. При написании стихотворения, я изучал биографию Николая Засыпкина. Читая много литературы про священника, просмотрев видеосюжеты я и решил написать исследовательскую работу, которая посвящена подробному изучению жизни Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина).

Цель: обогащение личных духовных знаний, за счет изучения нового материала.

Задачи:

· изучить житие Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)

· оформить результаты в виде презентации для выступления.

· Объект исследования: изучение жития Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)

· Предмет исследования: жизнь Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)

 Методы исследования:

•анализ;

•фотографирование;

•изучение литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_zasypkin.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области

Зональная духовно - патриотическая конференция учащихся

«Свет православия»

Номинация:

«Несвятые святые рядом с нами».

Исследовательская работа

«У Господа Иисуса он живой»

Выполнил: Коваленко Дмитрий

МБОУ СОШ г. Котовск, 6 Г класс

научный руководитель:

Минаева Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

2019 г.

Содержание

Введение

Житие Иеросхимонаха Митрофана

Вывод

Введение

В октябре месяце я участвовал в областном заочном конкурсе творческих работ «Несвятые святые Тамбовского края» в номинации «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе», где я занял призовое место. При написании стихотворения, я изучал биографию Николая Засыпкина. Читая много литературы про священника, просмотрев видеосюжеты я и решил написать исследовательскую работу, которая посвящена подробному изучению жизни Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина).

Цель: обогащение личных духовных знаний, за счет изучения нового материала.

Задачи:

  • изучить житие Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)
  • оформить результаты в виде презентации для выступления.
  • Объект исследования: изучение жития Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)
  • Предмет исследования: жизнь Иеросхимонаха Митрофана (Николая Засыпкина)

 Методы исследования:

•анализ;

•фотографирование;

•изучение литературы.

В селе Хапёрка, Мордовского района

Родился мальчик, звали Николай.

И с детства в церкви, Богом защищенный,

В семье крестьян сынишка подрастал.

Иеросхимонах Митрофан (Засыпкин) родился 30 ноября 1930 года в православной семье крестьян деревни Малая Хоперка Мордовского района Тамбовской области. Это было небольшое сельцо — во времена Столыпина были так называемые отруба: люди уходили из больших сел, чтобы получить земельный надел, организовывали маленькие поселения. Таким образом поступил и прадедушка отца Николая по отцовской линии. В этом отрубе было всего около 30 домов. Семья, где родился батюшка, была бедной: ни наемной силы не было, ни излишков особых. Все делали родители своими руками. «Годы коллективизации я уже помню хорошо» - рассказывал отец Николай. «Всех тогда загоняли в колхозы, а мои родители не пошли. Их стали называть единоличниками и принялись «кулачить». Отобрали все, в том числе и корову, сломали надворные постройки. Вот так и начиналась моя сознательная жизнь. Это были 35-36-е годы.»

Родители отца Николая были люди верующие. Он помнит храм, в который они ходили, в котором венчались его родители, а потом и батюшку крестили. Это было в селе Шульгино. Этот небольшой деревянный храм располагался в шести километрах от поселка. Закрыли его в 36-м году, а священника, отца Алексия, потом сослали куда-то. Все окружение семьи было церковное: дядя отца был псаломщиком, а остальные родственники были просто верующими.

Потом был школа. Из воспоминаний отца Николая: «Учился я хорошо, нравилось мне учиться. Но, надо сказать, много приходилось и терпеть. Помню, был такой случай. Увидели у меня одноклассники крестик на шее. И вот девочка, наша соседка, побежала к учительнице: «Александра Фоминична! У Засыпкина крестик!» Та, правда, Царствие ей Небесное, меня ругать не стала — подозвала и говорит тихонько: «Ты сделай так, чтобы не видно его было, спрячь получше». Потом началась пионерия. Я не стал вступать в пионеры, как-то Господь хранил. Потом, в средней школе, начались вступления в комсомол. И тоже никто меня особенно-то никуда не вызывал. В 1947 году я окончил семь классов. Отец погиб на фронте, и маме одной было очень трудно по хозяйству. Но все-таки она настояла на том, чтобы я получил специальность, и я поехал в Тамбов поступать в фармацевтическую школу.»

После войны, окончив школу фармацевта,

Он - прихожанин в соборе Покрова.

И вера в Бога - лучше терапевта!

Среди людей о нем пошла молва.

Хозяйка дома, где жил батюшка— общежитий тогда не было, — повела его на Покров в Покровский собор, который был тогда единственным действующим храмом не только Тамбова, но и всей епархии. Он впервые попал на архиерейскую службу: служил преосвященный Иоасаф (Журманов). Торжественная служба, пение архиерейского хора — все это необыкновенно поразило его. И можете себе представить, в тот же день закладывали камень на месте храма, где потом служил отец Николай. В следующем, 1948-м, году он приехал в Тамбов на второй курс и пришел в храм в честь апостолов Петра и Павла на богослужение. Ему так там понравилось, так тронула уютная обстановка и домашний покой этого храма, что батюшка подумал: хорошо бы всегда сюда ходить, молиться здесь.

В 1950 году окончил учебу, а мест в Тамбовской области не было. Выбор был — Дальний Восток или Псковская область. Отец Николай выбрал Псковскую, но поехать туда так и не довелось: не прислали подъемные, а самому ехать было просто не на что. В конце концов он поехал в одно село подменять ушедшего в отпуск аптекаря, потом в другое, в третье... Потом нашли постоянное место — село Градский Умет.

Женившись на девице Зинаиде

В семье родилось четверо детей.

Он встал на путь, он душ наших спаситель

Духовником назначен иерей.

В этот период Николай Засыпкин женился на девице Зинаиде, и в семье родилось четверо детей. Потом семья переехала в родные места, в Мордово. Там они провели пять лет. Но и оттуда пришлось уехать. Дело в том, что в мордовском храме служил двоюродный дядюшка отца Николая, а он часто ходил в церковь. И вот вызывают его почему-то в райком партии и говорят: или прекратите ходить в церковь, или уезжайте. Так в 1959 году пришлось переехать в село Шахмань Петровского района Тамбовской области, где Николай Засыпкин проработал фармацевтом более двадцати лет.

По благословению своего духовного отца Макария (Болотова) Николай Засыпкин с середины 60-х годов занимался фотографией. Благодаря этому его архив содержит множество уникальных фотопортретов оптинца-исповедника схимонаха Иоасафа (Моисеева), схимонахини Серафимы (Белоусовой), святителя Зиновия, митрополита Тетрицкаройского, схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и самого отца Макария.

В начале 1980 – х отец Макарий благословил его на священство и пытался отправить в одну из соседних епархий для рукоположения. По некоторым причинам Николая выполнить это благословение не удалось.

В 1985 году семья переехала в Тамбов.

Однажды отец Николай приехал к своему духовному отцу схиархимандриту Макарию, который был насельником Почаевской лавры, а когда ее закрыли приехал в Тамбовскую епархию, и он дарит два наперсных креста, причем один обычный, а другой наградной. Отец Николай ужасно удивился и говорит: «Батюшка, зачем мне это?» А он: «Бери, на склоне лет пригодится». А потом получилось так, что его старшая дочь приехала в Покровский собор окрестить свою дочь, внучку внучку отца Николая. Крестить должен был отец Николай Степанов — он был настоятель Покровского храма. Николай с ним уже был знаком. Говорю: вот, батюшка, внучку окрестить... А он: «Окрестить-то мы окрестим, а вот когда ты свою аптеку наконец бросишь и к нам придешь?» И знаете, эти слова просто оглушили! Как сказал отец Николай: «Я выхожу из крестильной комнаты, дочка мне говорит: «Пап, что-то ты прямо изменился лицом как-то». Я отвечаю: «Да отец Николай сейчас такое сказал, что я не могу прийти в себя». И все — с тех пор эта мысль уже не выходила из головы. А отец Макарий в это время временно жил в Виннице, на Украине. Николай отпросился в аптеке на несколько дней, взял билет на самолет, прилетел в Винницу. По дороге молился, что Господь открыл свою волю отцу Макарию, и войдя к нему, даже не успел свой вопрос задать вслух. «Благославляю, благославляю, благославляю! Бог благословит!» Николай обрадовался, но не надолго, потому что отец Макарий, благославляя в рукоположение, объявил ему: «Место тебе на кладбище! Все, ни на что ты больше не годен стал, твое место – кладбище. Года два послужишь священником, а там…» - но последнюю фразу отец Макарий не закончил. Ну ж что ж, кладбище так кладбище – смирился Николай с ожиданием скорой смерти, но раз уж получил благословение на рукоположение, принял сан, чтобы хоть недолгое время перед смертью послужить Господу.

15 мая 1987 года он пришел в храм, стал пономарем, то есть алтарником. Из воспоминаний отца Николая: «Кадило подавал, с тарелкой ходил. Было для меня это довольно-таки сложно, но я все равно это делал. Пономарил полгода, а 1 ноября 87-го года вызывает меня епархиальный секретарь и говорит: «Пиши прошение на рукоположение». Рукоположили меня во диаконы.»

Священный сан по благословению архиепископа Евгения (Ждана) он принял в зрелом возрасте, 19 декабря 1987 года, в день памяти своего небесного покровителя — святителя Николая Чудотворца.

Далее встал вопрос, где будет служить священник. Секретарь несколько раз говорил отцу Николаю, пишите прошение туда-то и туда-то — очень хорошие приходы. Но у него семья, дети, дом в Тамбове. И он сказал: «Никуда я не буду писать прошение. Я верю в то, что воля Божия проявится через волю владыки: куда он пошлет, там я и буду служить. И вот вызывает меня владыка: «Батюшка, я подумал-подумал и решил оставить вас в Тамбове шестым священником, идите к уполномоченному, получайте регистрацию». Тогда еще были уполномоченные. Я иду к уполномоченному, а он и говорит: «Нам шестой священник в соборе не нужен!» Так и сказал: им, мол, не нужен. Я к владыке: так и так. Владыка рассердился и говорит: «Идите назад, батюшка!» Какой уж у них разговор с уполномоченным состоялся, этого я не знаю, только на другой день уполномоченный как ни в чем не бывало выдал мне регистрацию, и я стал служить в Тамбове.»

И через несколько месяцев после рукоположения был назначен настоятелем церковки апостолов Петра и Павла в центре городского кладбища. Так сбылось пророчество духовного отца, так исполнилась давнишняя, еще юношеская мечта священника.

А духовником епархии он стал совершенно неожиданно. В 1991 году ушел за штат бывший духовник епархии протоиерей Владимир Кронфельд. Встал вопрос, кому быть духовником. И вдруг отца Николая ставят перед фактом, что он духовник епархии.

Из воспоминаний отца Николая: «Знаете, какое у меня было ощущение? Не радость — совсем наоборот! Я был ужасно смущен, я устрашился этого. Я пришел домой в слезах. Матушка моя говорит мне: «Ты что это такой расстроенный?» Я объяснил, а она мне: «Ну что ты плачешь? Владыка очень мудро поступил: теперь почаще о своих грехах будешь думать!»

Помнит отец Николай, как состоялось объявление о том, что он духовник. «Собрались мы на исповедь, и батюшки между собой рассуждают: ну кто же будет вместо отца Владимира? Подходит время исповеди, я выхожу, прошу у всех прощения и говорю: так, мол, и так. Я очень волновался, а для всех них это было просто как гром среди ясного неба. Ведь у нас было очень много и опытных, и престарелых священников, которые прошли большую и трудную жизнь, а выбор владыки пал именно на меня. И только когда я стал духовником епархии, я вспомнил другие слова моего духовника: «Послужишь годика два священником, и все». Я-то думал, что это «и все» означает, что я умру через два года, а оказалось, что мне два года служить просто священником, а потом быть еще и духовником епархии.»

Наверное, беспрецедентный случай – духовник епархии на третьем году священства. Однако мудрый архиепископ Евгений (Ждан) понимал, что за плечами бывшего заваптекой годы опыта подлинной духовной жизни.

Без мало 30 лет служил он у престола

И настоятель храма в честь апостолов святых.

Один из почитаемых священников Тамбова

Он всех людей любил, как своих родных.

К нему на исповедь приходили священнослужители и миряне, и для каждого мудрый духовный наставник находил доброе слово, утешение в горести. Взирая на его светлый образ, люди вдохновлялись на добрые дела, находили силы для преодоления жизненных трудностей.

Многие верующие города Тамбова обращались к нему за духовным советом в трудных жизненных ситуациях, и для каждого находил слова утешения добрый пастырь, совершавший свое служение по заповеди Божией: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Главным, что отличало батюшку, был дар утешения. Он постоянно вытаскивал людей из всевозможных тупиков, болот уныния – заражал пасхальностью. У отца Николая было необходимое, но очень редкое в наше время умения духовника покрывать любовью множественные немощи человеческие. При этом он мог быть и строгим, но строгость всегда сочеталась с любовью.

Он часто говорил слова для утешенья

«Без нашего участия Господь нас не спасет».

Чтоб мы учились у всех просить прощенья,

Ведь каждый крест по жизни свой несет.

За время своего служения протоиерей Николай Засыпкин неоднократно был удостоен церковных наград:

1989 г. – наперсного креста;

1990 г. – ордена кн. Владимира III ст.;

1993 г. – протоиерейства;

1995 г. – палицы;

1996 г. – креста с украшениями;

1997 г. – архиерейской грамоты;

2000 г. – митры и ордена кн. Даниила Московского III ст.;

2005 г. – ордена прп. Сергия Радонежского II ст.;

2007 г. – права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской;

2010 г. – ордена прп. Серафима Саровского II ст.;

2012 г. – права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»;

2016 г. – ордена прп. Сергия Радонежского III ст.

Монахом став, насельник в Трегуляе

Он носит имя в честь святого - Митрофан.

Любовью к Богу сердцем воспылая,

Он принимает многих прихожан.

После кончины матушки протоиерей Николай принял монашество, а затем схиму с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского, и стал насельником Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. До последних дней своей жизни он был духовником Тамбовской епархии, продолжая молиться о сохранении Святой Церкви и нашего Отечества.

Отец Николай принимал исповедь у людей, которые сами исповедуют людей, он духовник духовников. В чем особенность этого служения, его трудность?

Отвечает отец Николай Засыпкин: «Знаете, главная трудность, скорее всего, в том, что я, как и все люди вообще, несовершенен. У духовника епархии жизнь, мне так кажется, должна быть особая. А я живу обычной жизнью: я семейный человек. Правда, сейчас мы с матушкой уже живем только вдвоем, дети взрослые и живут отдельно. Но все равно это обычная жизнь обычного, несовершенного человека. Так вот, трудность как раз в том, что мне приходится исповедовать людей, которые иногда оказываются намного выше меня по своему духовному опыту. И проблемы порой приходится решать очень-очень сложные. И все-таки, по милости Божьей, мне, кажется, удается справляться со своими обязанностями. Да, конечно, на этом послушании мне было и есть очень тяжело. Но разве послушание бывает легким? А с другой стороны, надо сказать и вот что: может быть, в чем-то исповедовать священников легче, чем мирян. Ведь священники сами хорошо знают, что такое исповедь, что такое покаяние...»

Примером он служил, кто находился рядом

И проповедь в шести томах издал.

Он всех утешит: словом или взглядом,

Но вдруг, в июле его Господь забрал……

Практически до самой своей кончины он трудился над составлением своих проповедей, которые были изданы в 6-ти объемных томах. Светлый образ доброго пастыря стада Христова останется навсегда в памяти его духовных чад и всех православных верующих нашей области. Светлая пасхальная радость всегда светилась в добрых глазах и улыбке иеросхимонаха Митрофана, который в последние годы смиренно переносил недуги и скорби, подчиняя свою волю Господу и подавая благочестивый пример всем, кто находился рядом.

И у стены алтарной, возле храма

Покоиться наш батюшка родной…

Он слышит прихожан молитвы - гаммы

У Господа Иисуса - он живой!!!

Список используемой литературы:

http://nikolay-zasypkin.cerkov.ru

http://www.eparhia-tmb.ru/index.php/otoshel-ko-gospodu-ierosximonax-mitrofan-zasypkin/

https://presviter-ds.livejournal.com/180571.html

https://www.youtube.com/watch?v=HHjwSpJLbKE

http://www.nsad.ru/articles/tambovskie-sudby

https://www.liveinternet.ru/users/4624630/post202308864/


Поделиться:

Рисуем ананас акварелью

Для чего нужна астрономия?

Знакомимся с плотностью жидкостей

Сказки пластилинового ослика

В Китае испытали "автобус будущего"