Введение
Недавно мне довелось побывать в уникальном месте – храме преподобного Силуана Афонского на Новой Ляде.
Поселок Новая Ляда - это родина моей бабушки, там и сейчас живут ее родственники. Однажды мы с мамой поехали на сельское кладбище, к моему прадеду и прапрабабушке и увидели, что там появился новый храм. Храм поразил меня своей красотой. Он довольно небольшой по размеру, новодел. Однако все убранство было удивительно продуманно. Чувствуется, что его задумывал глубоко воцерковленный человек. Стены храма расписаны полностью: и фрески, и иконостас выполнены в едином стиле.
Меня удивила забота священника о семьях с детьми, которые посещают храм, т.к. рядом с церковью с большой любовью оборудована небольшая детская площадка на искусственном газоне.
Вечером, по приезду домой, мы встали на молитву, и я услышал, как мама произносит: «всеблаженне отче Силуане, ты зову Матере Господа сил внемляй,…». Таким образом уже второй раз за день я услышал имя святого. «А откуда у нас эта икона?», - спросил тогда я. Оказывается, нам подарил ее настоятель нашего храма священник Иоанн Масягин, а еще масло, освященное на мощах святого. Мне стало интересно, кто же такой Силуан Афонский и как он связан с Тамбовским краем?
Я знаю, что день памяти святого 24 сентября, а я родился 23 сентября поздно вечером, по церковному календарю – это уже начало нового дня… Может такое совпадение не случайно и св. Силуан Афонский является моим покровителем?!
Подробному изучению жития святого и храма, освященного в честь св. Силуана Афонского и посвящена моя работа.
Цель: обогащение личных духовных знаний
Задачи:
· изучить историю создание храма, освященного в честь Силуана Афонского в поселке Новая Ляда Тамбовской области.
· изучить житие св. Силуана Афонского.
· провести опрос среди одноклассников;
Объект исследования: изучение жития св. Силуана Афонского и историю храма, освященного в честь святого.
Предмет исследования: духовные подвиги Силуана Афонского, храм, освященный в честь святого.
Методы исследования:
•опрос;
•анализ;
•беседа;
•фотографирование;
•изучение литературы.
Был проведен опрос среди обучающихся класса, который показал, что только два человека знают святого Силуана Афонского.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
VII Детские духовно-образовательные Питиримовские чтения
Исследовательская работа
«Частица святой горы Афон в моей жизни»
Выполнена учеником
6 «Г» класса МБОУ «СОШ»
Коваленко Дмитрием Сергеевичем
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ" г. Котовска
Минаева Ольга Сергеевна
Котовск, 2018
Содержание
Введение
История создания храма
Особенности храма
Житие святого Силуана Афонского.
Лорд Дэвид Бальфор и Силуан Афонский.
Вывод
Литература
Введение
Недавно мне довелось побывать в уникальном месте – храме преподобного Силуана Афонского на Новой Ляде.
Поселок Новая Ляда - это родина моей бабушки, там и сейчас живут ее родственники. Однажды мы с мамой поехали на сельское кладбище, к моему прадеду и прапрабабушке и увидели, что там появился новый храм. Храм поразил меня своей красотой. Он довольно небольшой по размеру, новодел. Однако все убранство было удивительно продуманно. Чувствуется, что его задумывал глубоко воцерковленный человек. Стены храма расписаны полностью: и фрески, и иконостас выполнены в едином стиле.
Меня удивила забота священника о семьях с детьми, которые посещают храм, т.к. рядом с церковью с большой любовью оборудована небольшая детская площадка на искусственном газоне.
Вечером, по приезду домой, мы встали на молитву, и я услышал, как мама произносит: «всеблаженне отче Силуане, ты зову Матере Господа сил внемляй,…». Таким образом уже второй раз за день я услышал имя святого. «А откуда у нас эта икона?», - спросил тогда я. Оказывается, нам подарил ее настоятель нашего храма священник Иоанн Масягин, а еще масло, освященное на мощах святого. Мне стало интересно, кто же такой Силуан Афонский и как он связан с Тамбовским краем?
Я знаю, что день памяти святого 24 сентября, а я родился 23 сентября поздно вечером, по церковному календарю – это уже начало нового дня… Может такое совпадение не случайно и св. Силуан Афонский является моим покровителем?!
Подробному изучению жития святого и храма, освященного в честь св. Силуана Афонского и посвящена моя работа.
Цель: обогащение личных духовных знаний
Задачи:
Объект исследования: изучение жития св. Силуана Афонского и историю храма, освященного в честь святого.
Предмет исследования: духовные подвиги Силуана Афонского, храм, освященный в честь святого.
Методы исследования:
•опрос;
•анализ;
•беседа;
•фотографирование;
•изучение литературы.
Был проведен опрос среди обучающихся класса, который показал, что только два человека знают святого Силуана Афонского.
История создания храма
До революции храма в Новой Ляде не было, хотя ранее церковь стояла в селе Малая Талинка, которое сейчас входит в состав р. п. Новая Ляда. Первоначально это был деревянный храм. Затем в начале XIX века генерал-майор И. Т. Сазонов, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года, чьё имение располагалось неподалеку, построил новую каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь простояла более 100 лет. По сведениям старожилов села, в годы Великой Отечественной войны в ней размещался склад зерна, затем церковь снесли.(Приложение Рис.1.)
В 2010 году группа тамбовских предпринимателей, уроженцев Новой Ляды, во главе с А. П. Малиным и Г. В. Арзамасцевым приняла решение построить на своей малой родине сельскую церковь. Для строительства было выбрано место рядом с местным кладбищем.
К работам по сооружению храма были привлечены опытные мастера. Разработчиком проекта являлся воронежский архитектор А. А. Радин. Работы по художественному оформлению интерьера, росписи стен выполнили в основном художники из Санкт-Петербурга.(Приложение Рис 2., Рис.3., Рис.4.)
Было решено, что новый храм будет освящен в честь преподобного Силуана Афонского, уроженца Тамбовской губернии. Как сказал один сербский епископ, посещавший отца Силуана на Святой Горе Афон, этот дивный подвижник был простой монах, но богач в любви к Богу и ближним, к которому многие монахи со всех сторон Святой Горы прибегали за советом. В нем они видели своего отца духовного, возрождавшего их своею любовью.
4 декабря 2014 года митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил чин малого освящения храма в честь преподобного Силуана Афонского и возглавил Божественную литургию в сослужении клириков Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова. После богослужения митрополит Феодосий обратился к присутствующим в храме с архипастырским словом. Он заметил, что на Тамбовской земле это первый храм, освящённый в честь преподобного Силуана Афонского, и первый построенный храм в современное время, росписи стен в котором выполнены в древнерусском стиле. (Приложение Рис 5.)
C 9 по 12 сентября 2016 года в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон в городе Тамбове пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. 10 сентября 2016 года ковчег посетил храм в р.п. Новая Ляда. (Приложение Рис.6.)
Особенности храма.
Храм построен в древнерусском стиле. Прихожан встречает входная группа, состоящая из тысячи деталей, отлитых из латуни. Работа над ней заняла четыре года. Дубовый тябловый иконостас вырезался вручную полтора года в Санкт-Петербурге. Более двух лет с соблюдением всех старинных технологий иконописи писались иконы. Настоящим украшением храма выглядят две мозаичные иконы, написанные мастерами из Академии художеств Санкт-Петербурга. Для внутренней росписи использовалась специальная краска на натуральной основе, которая наносилась на соответствующую штукатурку. При использовании современных технологий удалось получить эффект фрески. Роспись храма произведена в академическом стиле. На стенах прихожане могут найти жизнеописание преподобного Силуана Афонского и лицезреть уникальную фреску. Она выполнена по фотографиям фрески из сербского храма, оригинал которой был утрачен в результате авиаударов американских войск по территории Югославии. Купол, изготовленный в Волгодонске, покрыт не сусальным золотом, а более долговечным нитротитановым покрытием. (Приложение Рис 7., Рис. 8.).
Житие святого Силуана Афонского.
В формуляре Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне о нём говорится следующее: «схимонах Силуан; мирское имя - Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г; на Афон приехал в 1892 г; в мантию пострижен в 1896 г; в схиму в 1911 г. Послушания проходил: на Мельнице, в Старом Нагорном Руссике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 г. (Приложение. Рис.10. Рис.11.)
«От "родился" до " скончался" - всё бедно, не о чем рассказать. Его жизнь осталась незамеченной для внешнего мира, а между тем старец Силуан - один из величайших святых XX века. Об этом дивном монахе можно сказать лишь одно - сладостная душа. Сладостность его души ощутили все паломники святой Афонской горы, которые общались с ним. Силуан был высоким, крупным, с большой черной бородой, и своим внешним видом не сразу привлекал незнакомого человека. Но одного разговора с ним было достаточно, чтобы человек его полюбил.
И при этих словах глаза его всегда наполнялись слезами.
Однажды, когда Семёну было года четыре, к ним в дом пришёл книгоноша и, беседуя с отцом, убеждал его, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразил слова: «Где Он, Бог - то?». И он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Позже, когда Семен узнал о святой жизни Иоанна Сезеновского, о чудесах на его могиле, то подумал: «Если он -святой, то значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его». При этой мысли юное сердце загорелось любовью к Господу. Семен много молился с плачем, тогда же он ощутил в себе влечение к монашеству. Он даже просил отца отпустить его в монастырь, но отец категорически наказал закончить сначала военную службу.
Однако весьма скоро юноша, обладавший огромной физической силой, стал жить обычной жизнью и играть на гармонике.
Но Господь снова напомнил ему о его избрании. Однажды, после не целомудренно проведенного времени, Семен задремал и в состоянии легкого сна увидел, как внутрь него проникла через рот змея. Он ощутил сильнейшее омерзение и, проснувшись, ясно услышал: «Ты проглотил змею во сне и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». По глубокому убеждению старца, этот тихий и сладкий голос принадлежал Божьей Матери. Семен ощутил глубокий стыд за прошлое и начал горячо каяться перёд Богом. Решение уйти в монастырь вернулась к нему с умноженной силой. И на военной службе не забывал Семен о Боге. Армейские товарищи вспоминали: «Мы в трактире пьём водку и веселимся, а Семен умом на Афоне и на Страшном Суде».
После службы Семен становится послушником Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Брат Симеон был терпеливый, незлобивый, послушливый; в монастыре его любили и хвалили за исправную работу и хороший характер. В духовный подвиг он вводится многовековым укладом афонской монашеской жизни. Молитва в келий наедине, длительные богослужения в храме, посты и бдения, частая Исповедь и Причащение, труд и послушание... Уже на первом году монастырской жизни подвижник сподобился дара непрестанной Иисусовой молитвы. Моление за весь мир становится главным делом монаха.
Однако молодому иноку не удалось сохранить дар непрестанной чистой молитвы. К нему стали приходить помыслы: «Ты живешь свято, грехи тебе прощены, ты всё делаешь хорошо». Тревога проникала в сердце послушника, но по неопытности он не понимал, что с ним происходит. Однажды келия Симеона наполнилась страшным светом. «Прими, это благодать», - говорил помысел, и душа послушника смутилась. Потом ему открыто стали являться бесы, с которыми он по наивности разговаривал. Иногда они говорили: «Ты теперь - святой», а иногда: «Ты не спасешься». На вопрос Симеона - почему они говорят по - разному, бес насмешливо ответил: «А мы никогда правды не говорим». Мучительность демонических нападений всё возрастала, и в душе молодого послушника росли страх гибели и отчаяния.
И вот однажды, когда Симеон в отчаянии подумал: «Бога умолить невозможно», - Господь непостижимо явился ему - он увидел в храме у Царских ворот живого Христа. Этот случай ещё раз напоминает, что Бог являет Свою помощь тогда, когда человеку кажется, что спасение уже невозможно.
Через много лет после этого, когда подвижник был уже пострижен в схиму с именем Силуан, бесы в очередной раз не давали ему молиться.
С болью в сердце монах стал взывать к Богу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» В его душе прозвучал ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, - сказал Силуан, - научи меня, что я должен делать, чтобы слушалась моя душа». И снова в сердце он получил ответ: «Держи ум твой в аде и не отчаивайся».
Господь прямо указал иноку «серединный» путь: необходимость постоянного сокрушения о грехах, которое, вместе с тем, не должно дойти до гибельности отчаяния.
Заповеди Божий не были для старца Силуана какой-то отвлеченной теорией. Он очень живо чувствовал, как мельчайшее их нарушение отлучает человека от Бога. Старец всех любил и жалел, никто не разу не слышал от него слова осуждения, со всеми он был приветлив. Сокрушался, «напрасно» убив муку: «Иной раз жалко и зеленый лист без нужды сорвать».
Быть с Богом - вот что было для него превыше всего. Однажды Силуану пришлось путешествовать по России на поезде. Сидевший рядом купец предложил папиросу, и в ответ на отказ стал говорить, как это хорошо и полезно. Тогда Силуан предложил: «Господин, прежде чем закурить, помолитесь, ну хотя бы скажите один раз «Отче наш». Купец замялся: «Как-то не идёт перед курением молиться!». «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать», -подвел итог старец Силуан.
Подвижник вёл очень строгий образ жизни: вкушал очень мало, спал урывками, по два - три часа в сутки и то сидя, занимался тяжелыми физическим трудом, но, может быть, самым его главным подвигом была горячая молитва за весь мир. На иконе Силуан изображен плачущим; в руках он держит свиток со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!»
Лорд Дэвид Бальфор и Силуан Афонский.
Духовному миру известна история о переходе лорда Дэвида Бальфора из католичества в православие после его встречи и беседы со старцем Силуаном Афонским.
Лорда Дэвида Бальфора с детства готовили к служению католической церкви, он окончил иезуитский колледж, потом получил высшее богословское образование и принял монашеский постриг в Париже. После пострига семья лорда выделила причитающуюся ему часть наследства, и он поехал в Рим, чтобы поднести её папе. Папа принял его ласково и назначил, несмотря на молодость, настоятелем монастыря, организованного в Дании для того, чтобы изучать Православие и бороться с ним. Лорд Дэвид изучил русский и церковнославянский языки (греческий и латынь он знал в совершенстве) и решил поехать на Афон познакомиться с православным монашеством.
Лорд Дэвид побывал в нескольких монастырях Афона, но не нашел ничего особенного для себя и решил посетить Русский Пантелеймонов монастырь. Подъехав к монастырю, постучал в ворота. Открылось окошко, из которого показалась голова старца с великолепнейшей бородой. Старец спросил, что нужно страннику, на то Бальфор ответил, что хочет поработать в монастырской библиотеке. После благословения наместника монастыря старец открыл ворота и повёл лорда по узким лестницам и коридорам. Подойдя к одной из дверей, старец сказал: «Когда закончите, зайдите сюда, в мою келью, мы поговорим». Бальфор удивился: о чем ему разговаривать с малограмотным и простым на вид монахом? Осмотрев библиотеку, он думал, было не заходить в эту дверь, но всё же зашел.
Старец с любовью встретил его, усадил, сел напротив и стал рассказывать лорду Дэвиду Бальфору о его жизни. При этом рассказывал такие подробности, какие мог знать сам Бальфор, вспоминал даже события, о которых Дэвид успел забыть. Бальфор был потрясен. В конце старец ответил на мучующие Дэвида вопросы и разрешил все его сомнения. Оставаться в монастыре лорду было нельзя, и поэтому он вновь приехал к старцу и долго с ним беседовал. Кончилось всё тем, что Бальфор перешёл в Православие и стал духовным чадом старца.
Вывод
Этот Дивный духовник был простой монах, но богач в любви к Богу и ближним. Сотни монахов со всей Святой Горы приходили к нему, чтобы согреться огнем его пламенной любви. В нем они видели своего духовного отца, который возрождал их своей любовью.
В старце Силуане меня удивляет его исключительная чуткость, поразительная духовная интуиция. Старец Силуан был человек удивительно нежного сердца, умиленной любви, чрезвычайной отзывчивости на всякую скорбь и страдание. Это был человек вполне бесстрашный и свободный. Бесстрашный, он пред Богом жил в страхе. Большего мужества, он в то же время был исключительной кротости. Мужество и кротость - какое редкое и необычной красоты сочетание.
Старец никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. Это был воистину благородный муж, как может быть благородным только христианин. Для него слово Христа было Животворящий Дух, сама вечная жизнь, Бог в Своем действии. Весь православный мир сегодня чувствует боль расставания с преподобным Силуаном Афонским.
Литература:
3. Православный альмонах «Задонский паломник» , №54, 2006.
4. «Непознанный мир веры» , - М., Издательство Сретенского монастыря, 2002.
6. Архимандрит Сафроний «Старец Силуан» - М.,Сретенский монастырь, 2000г.
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Преподобного_Силуана_Афонского_(Новая_Ляда)
2.

Как нарисовать лимон акварелью

Девочка-Снегурочка

Агния Барто. Сережа учит уроки

Пичугин мост

Зимний лес в вашем доме
Комментарии
Частица святой горы
Ольга Сергеевна и Дмитрий, вы провели большую исследовательскую работу по изучению храма, но на проект "Вахта памяти" отправляют работы с рассказами о боевом пути солдата. Эта работа должна быть на проекте Алые паруса. Но вы можете дополнить эту работу данными о храме во время войны. Рассказать, как духовная жизнь помогала выстоять в борьбе с фашизмом, рассказать о служащих храма в суровые годы войны и о людях, живущих рядом, кто верил, что победа будет за нами.Дополните приложением, рассказами о прихожанах военного времени. Спасибо за работу!
Спасибо за комментарий!
Спасибо за комментарий! Дополним!