Введение
В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений. В наши дни мир стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость. Перестают цениться такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение. Знание прошлого своей страны, своего края вооружает человека нравственно, обогащает духовно.
Актуальность моего исследования заключается в том, что в последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся церкви. Каждый человек должен обладать добрыми человеческими качествами, знать и гордиться историей и культурой своей страны.
Цель моего исследования: изучить историю Вознесенского женского монастыря с момента первых исторических сведений о нем и до наших дней.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- познакомиться с историей создания Вознесенского женского монастыря;
- описать современное состояние Вознесенского женского монастыря;
- изучить литературу по данной теме;
- провести социологическое исследование;
- обобщить результаты проделанной работы.
Объект исследования: Вознесенский женский монастырь.
Предмет исследования: история возникновения монастыря.
Гипотеза: возможно ли влияние исторических событий и политики государства на рождение, закрытие и последующее возрождение церкви.
Методы исследования: теоретические и практические.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.59 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа"
города Котовска Тамбовской области.
Исследовательский проект
Номинация «Православие без границ»
«Вознесенский женский монастырь»
Выполнила ученица
6 «Г» класса МБОУ «СОШ»
Попова Елена Сергеевна
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ"
Минаева Ольга Сергеевна
2019
Содержание
1.Введение………………………………………………… ..3
2.Главы основной части…………………………………… 3- 5
2.1. Основание женского монастыря……………………3
2.2. Расцвет женского монастыря……………………......4
2.3. Разрушение монастыря……………………………...5
2.4 Возрождение монастырской обители……………….5
3. Социологический опрос……………………………...6
4. Востребованность проекта…………………………...7
5. Заключение……………………………………………7
6. Список литературы…………………………………...8
7. Приложение…………………………………………...9-19
Введение
В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений. В наши дни мир стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость. Перестают цениться такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение. Знание прошлого своей страны, своего края вооружает человека нравственно, обогащает духовно.
Актуальность моего исследования заключается в том, что в последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся церкви. Каждый человек должен обладать добрыми человеческими качествами, знать и гордиться историей и культурой своей страны.
Цель моего исследования: изучить историю Вознесенского женского монастыря с момента первых исторических сведений о нем и до наших дней.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- познакомиться с историей создания Вознесенского женского монастыря;
- описать современное состояние Вознесенского женского монастыря;
- изучить литературу по данной теме;
- провести социологическое исследование;
- обобщить результаты проделанной работы.
Объект исследования: Вознесенский женский монастырь.
Предмет исследования: история возникновения монастыря.
Гипотеза: возможно ли влияние исторических событий и политики государства на рождение, закрытие и последующее возрождение церкви.
Методы исследования: теоретические и практические.
2. Основная часть
2.1 Основание женского монастыря.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Наш край того времени был диким, не просвещенным светом Христовой веры. Его населяли в люди языческой веры, татары-мусульмане, раскольники, ссыльные и беглые преступники. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю. Епархия была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения.
Тамбовский женский монастырь основан в 1690 г. епископом Тамбовским и Козловским Святителем Питиримом. Монастырь располагался на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки (сейчас - пересечение улиц Московской и Бориса Васильева). Первой игуменьей монастыря была родная сестра Питирима - Екатерина.
Акты и грамоты об основании монастыря сгорели во время пожара 1724 г. Монастырь возродился только к 1744 г., была построена монастырская стена.
Во время реформы Екатерины II 1764 г. Вознесенская обитель получила статус штатного третьеклассного монастыря с суммой содержания в 375 рублей.
В 80-х годах XVIII столетия был составлен новый план города Тамбова, и по этому плану место женского монастыря определялось за рекой Чумарса. Фактически обитель нужно было построить заново на другом месте, что было практически невозможно. Только личное участие тогдашнего губернатора Г.Р. Державина спасло монастырь от разорения, и он был оставлен на прежнем месте.
В 1791—1798 годы в монастыре построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами св. Николая чудотворца и св. вмч. Екатерины. Ее архитекторами были послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Епископ Феофил, помогавший возведению храма, освятил его в 1798 году.
В 1816—1820 годы построена церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Первый камень в основу возводимой церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний.
В 1820 г. состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (главный престол), правый придел - в честь пророка Божия Илии, левый придел – в честь преподобного Алексия, человека Божия.
В 1889-1890 г.г. церковь расширили пристройкой, в которой разместили хоры и ризную.
В 1891 году вдоль улицы Московской построен корпус для престарелых монахинь с домовой церковью во имя Антония Печерского.
В 1868 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот (Ольгинская школа), для которого за монастырской стеной в 1898 г. был построен двухэтажный кирпичный особняк ( в нем находился центр образования молодежи). 2006 году это здание передали монастырю.
2.2 Расцвет женского монастыря
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета.
Построены, каменные ворота с аркой, ещё двухэтажный каменный корпус, за чертой обители - двухэтажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка.
В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником.
На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
2.3 Разрушение монастыря.
Разрушение монастыря началось с декабря 1918 года.
В 1925 году Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 году храм передали горсовету «для использования в культурно-просветительных целях», с колокольни сняли колокола.
Скорбященский храм в 1929 году был передан в ведение окружного архива и взят «под охрану» государства. С начала 1930-х годов Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась.
5 декабря 1979 года решением Облисполкома № 513 монастырь взят под охрану государства как памятник местного значения.
В 1988 году, в связи с тысячелетием Крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) определил иерея Николая Торопцева в Скорбященский храм.
2.4 Возрождение монастырской обители
22 декабря 1992 года началось возрождение монастырской обители. Усилиями верующих началось восстановление храма и монастыря.
В 1996 году была построена водосвятная часовня, в 1998 г. часовня над могилой монахини Миропии . На месте часовни сейчас стоит Вознесенский храм. Построены привратные постройки (пекарня, монастырская лавка и кафе). Затем был построен ансамбль монастырских зданий:
- двухэтажный корпус с крестильным храмом святого праведного Иоанна Кронштадского, освященный Святейшим Патриархом Алексием II в августе 1998 года; Сейчас там находится сестринский корпус.
- двухэтажный келейный корпус;
-двухэтажное здание воскресной школы для детей и взрослых, где обучается около 200 человек
-трапезный корпус и гостиница для паломников.
При Вознесенском монастыре функционирует библиотека. 7 июля 2007 года Вознесенский монастырь принял первую группу из 12 послушниц.
Для справки: в 1917г. было 500 послушниц. Сейчас там находятся 439 послушниц, 70 монахинь .
В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находятся мощи святой подвижницы Тамбовского края преподобной Марфы Тамбовской (в миру Марфы Петровны Апариной, † 14 сентября 1800 г.), которые были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 23 сентября 2005года.
Настоятельницей монастыря является игумения Тавифа (Ковылова Нина Павловна), назначенная на эту должность Определением Священного Синода в 2006 году.
30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством был освящен Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря города Тамбова.
23 октября 2018 года, в день памяти прп. Амвросия Оптинского, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении клириков городских приходов совершил Божественную литургию в соборном храме Вознесенского женского монастыря г. Тамбова.
Заасфальтированы дорожки и площадь перед храмом, устроены цветники, окаймленные узорными чугунными оградами. Вознесенский женский монастырь превратился в одну из красивейших обителей Тамбовской епархии
3. Социологический опрос.
Во время исследования я провела социалогический опрос среди учащихся 6 Г класса средней школы города Котовска. В анкетировании приняли участие 26 человек.
Основным методом исследования был анкетный опрос. Анкета носила индивидуальный раздаточный характер, с возможным заполнением ее на месте и состояла из вопроса: «Какие Церкви и монастыри Тамбовщины вы знаете?» На основе опроса была составлена диаграмма.
Вывод: опрос среди учащихся 6Г показал, что Вознесенский женский монастырь является самым известным.
4. Востребованность проекта.
Определяется возможностью использования на уроках истории, исторического краеведения, а также во внеурочное время - во время проведения классных часов и других мероприятий, связанных с духовно- нравственным воспитанием.
5. Заключение
Подводя итоги исследовательской работы можно прийти к выводу, что исторические события и политика государства повлияли на историю церквей: как на открытие, так и на закрытие и уничтожение, и на возрождение. Современное общество поддерживает церковь, благодаря этому восстанавливаются разрушенные прежде храмы и строятся новые.
Церковь играет большую роль в жизни людей. Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями. Следовательно, гипотеза доказана.
6. Список литературы

Калитка в сад

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Смекалка против Змея-Горыныча

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Круговорот воды в пакете