• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке"

Опубликовано Мединцева Любовь Викторовна вкл 08.02.2025 - 18:49
Мединцева Любовь Викторовна
Автор: 
Айдарова Арина

Автор исследовательского и индивидуального проекта по русскому языку на тему "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке"  рассматривает классификацию разрядов вводных слов по значению, способам выражения, а также определяет основные способы их пунктуационного оформления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке"

Автор работы: Айдарова Арина

Руководитель проекта: Мединцева Любовь Викторовна

Учреждение: МКОУ «СОШ №20» г. Элиста Республика Калмыкия

Оглавление

Введение

  1. Разряды вводных слов по значению
  2. Разбор вставных простых предложений в поэме
  3. Способы выражения вводных и вставных конструкций
  4. Структура вводных и вставных конструкций
  5. Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения
  6. Интонационное выделение вводных и вставных конструкций
  7. Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций

Заключение

Введение


 выявить основания для разграничения вводных и вставных конструкций в современном русском языке.

Задачи:

  • Рассмотреть основные разряды вводных слов по значению;
  • Определить способы выражения вводных и вставных конструкций;
  • Проанализировать структуру вводных и вставных конструкций;
  • Рассмотреть способы включения вводных и вставных конструкций в основное предложение;
  • Проанализировать интонационное выделение вводных и вставных конструкций;
  • Рассмотреть способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций.

Разряды вводных слов по значению

Значение

Вводные компоненты

1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.

1.1. Уверенность, достоверность.

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.

1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение.

Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть и др.

2. Различные чувства.

2.1. Радость, одобрения.

К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др.

2.2. Сожаление, неодобрение.

К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, увы и др.

2.3. Удивление, недоумение.

К удивлению, удивительно, удивительное дело, непонятное дело и др.

2.4. Опасение.

Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.

2.5. Общий экспрессивный характер высказывания.

По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать и др.

3. Источник сообщения.

По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам и др.

4. Порядок мыслей и их связь.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом и др.

5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей.

Словом, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно и др.

6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере и др.

7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание.

Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте и др.

Разбор вставных простых предложений в поэме


Таким образом, вставные простые предложения выделяются скобками намного чаще, чем парные тире и выражают пояснительно-определительную связь, временные и пространственные отношения, качественно - эмоциональную оценку высказывания, а также описание предметов или характеристику лиц.

Вставные конструкции в поэтической речи Лермонтова малоупотребительны и большей частью поэт использует их в поэмах. Такая малочастотность вставок объясняется, по-видимому, тем, что данные структуры, в силу своего назначения – вносить дополнительные, уточняющие сведения, характерны больше для прозы, а в речи поэтической используются не так часто.

Способы выражения вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли. Членами предложения вводные конструкции не являются, выделяются паузами и запятыми.
Например: Скоро, кажется, начнётся дождь.

Отношение говорящего к высказываемой мысли может выражаться вводными предложениями. Например: Вы, я думаю, оцените мои картины. Вводные предложения выделяются интонацией, запятыми или тире.

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, они выделяются скобками или тире.
Например: У Саввы, пастуха(он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали(И.Крылов).

Структура вводных и вставных конструкций

Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному.

Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.

Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно: это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, составное сложное предложение вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция вставной абзац вставное самостоятельное оформленное предложение.

Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения


Способы включения вводных конструкций в предложение может реализовываться с помощью: запятых, тире, интонацией, с помощью определённых слов.
Например: 1) Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды; 2) Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему- было нелегко.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку.

Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.
Например: 1) В жаркое летнее утро (это было в начале июля) нас разбудили птички; 2) Тут- делать нечего- друзья поцеловались.

Интонационное выделение вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. Для вводных конструкций характерна интонация вводностипонижение тона речи, убыстрённый тип произношения. Для вставных конструкций характерна интонация включения-с более длительными паузами.
Например: И представьте себе! Он всё же поставил этот спектакль.

Вставные конструкции резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Кроме того, характер их включения в речь "незапланированный" (тогда как у вводных слов и конструкций "запланированный").

Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
Например: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников.

Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции выделяются запятыми и тире. Так же выделения не требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения:
Вставные конструкции выделяются скобками или тире.

Заключение

Благодаря индивидуальному проекту по русскому языку на тему "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" ученик узнал много о вводных словах и вводных конструкциях, также с их помощью можно выражать разные эмоции и чувства.


Поделиться:

Сказка про Серого Зайку

А теперь — мультфильм

Как зима кончилась

Два морехода

Лепесток и цветок