Работа выполнена, опираясь на прочитанный текст художественного произведения В.Закруткина "Матерь человеческая".
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.05 КБ |
Абрамкина Дарья, 9 «Д» класс,
ГБОУ СО «Лицей №57
(Базовая школа РАН)»,
учитель Погорелова Оксана Николаевна
Дорога к храму
(на основе художественного анализа повести
В.А.Закруткина «Матерь человеческая»)
Дорога к храму — дорога к себе, к самопожертвованию, к милосердию. Стоит ли следовать этому непростому, даже тернистому пути, когда определение благого дела столь расплывчато и необъятно, а понятия нравственных ориентиров, силы духа и самоотречения, казалось бы, уже не столь значимы в обществе? Ответ на этот вопрос, как и своеобразное подробное исследование нравственного конфликта несокрушимой доброты и извечной жестокости можно отыскать в весьма известном произведении В.А.Закруткина «Матерь человеческая».
Эта история, несмотря на свою безусловную популярность в рамках знаковой русской литературы, нередко видится школьникам как трогательная, но не слишком увлекательная повесть. В действительности, большая часть художественной прозы, затрагивающей тематику Великой Отечественной войны, не рассчитана на аудиторию младших и средних школьников, однако это произведение — исключение из подобной классификации. Причиной тому является абсолютная простота и в то же время важность тем, поднимающихся в «Матери человеческой». Даже название отсылает нас, читателей, к значимости идей сущности материнского начала, человеколюбия, гуманности. В повести рассматривается вопрос противостояния добра злу, наверное, единственным действенным способом — нескончаемым потоком любви ко всему живому. Но обо всём по порядку.
Обстоятельства произведения погружают нас в коммунистический, тяжелейший XX век — век потрясений и радикальных перемен, в том числе военных преобразований. Главная героиня повести, Мария, была рождена в обычной, любящей семье, однако один за другим родители покинули её - отец коммунист погиб от рук белогвардейцев, а когда Марии исполнилось шестнадцать лет, умерла её мать. Образование главной героини составило всего лишь четыре класса общеобразовательной школы, и в силу трагических обстоятельств девушке пришлось очень много работать, чтобы просто выжить. К счастью, неравнодушие людей присутствовало в её жизни - помогала семья Ивана, ее будущего мужа. Она рано вышла замуж, в семье родился сын Вася, и, казалось бы, судьба улыбнулась Маше, однако её счастье не продлилось долго. С приходом фашистов в хутор упорядоченный быт и относительное спокойствие рушатся на глазах, пытаясь сломать, покалечить, изуродовать душу главной героини. И её муж, и сын были убиты с чрезвычайной жестокостью за призывы к противостоянию угнетению со стороны захватчиков, как и остальные жители деревни. Мария чудом остается жива, однако на её пути постоянно появляются новые испытания, испытывающие не только способность к выживанию в пустынном, разорённом месте, но и присущую ей силу духа, отвагу, умение сопереживать и сострадать любому существу, в этом нуждающемся. В ней бьётся нескончаемая необходимость жить, работать, созидать и оставаться прежде всего человеком. Только русская женщина может быть способна на такое, может так рассуждать: «Допустим, отсижусь я тут, как волчица в норе, и дитя рожу, и раздобрею на даровых колхозных харчах, и, скажем, дождусь того дня, когда придут наши. Вот придут они и спросят: как ты тут жила, передовая колхозница-доярка, жена казнённого врагом колхозника коммуниста Ивана, мать славного, погибшего вместе с отцом пионера Васятки? О себе только думала, а о людях забыла?..».
Автор детально описывает подробности быта и труда одинокой женщины: «Снова работала Мария до темноты, и опять ныли от смертной усталости её руки и ноги. Но она, как всегда, подоила коров, собак покормила, потом при слабом огоньке жирника до полуночи приводила в порядок подземное своё жильё. Она привыкла делать это каждый вечер, и с каждым вечером у неё прибавлялся какой-нибудь предмет, и тёмный погреб стал всё более походить на жилую комнатушку-келью. Из нескольких найденных в окопах патронных ящиков она соорудила стол. Подсушенную на ветре шкуру убитого немецкого коня постелила на земляном полу. Пригодились и доски, унесённые из немецких блиндажей. Мария сбила из них нары. Нарвала и положила по углам пучки полыни, чтобы вывести блох у Дружка и Дамки. Собак она ночью держала с собой, боясь, что в случае появления немцев они выдадут её своим лаем. И обе собаки тихонько рычали и посматривали на Марию, как будто спрашивали у неё: надо ждать тихо, или можно залаять?» Детальное описание чёрной, тяжёлой работы не самоцель – оно подчинено раскрытию души, сознания Марии. Чрезвычайной символичностью обладает эпизод, в котором главная героиня наткнулась на раненого немецкого солдата и, воспылав в праведном гневе, была на грани мести. Однако стоило беспомощному захватчику произнести лишь одно слово — и вместо мстительницы Мария предстаёт перед ним спасительницей. И это слово «мама». Рассказ имеет несколько кульминационных точек, а в финале главная героиня встречает семь выживших после крушения поезда детей, становясь им безусловной матерью. Таким образом, в произведении поднимается тема снисхождения, сопереживания даже формальному врагу, силы человечности русского народа. Внутренняя сила Марии становится главным лейтмотивом произведения, внушающем читателю веру и надежду в победу добра.
Неслучайным является и глубокий символизм произведения, а именно библейские сюжетные параллели в авторском раскрытии В.А.Закруткина. Доподлинно известно, что идея повести пришла к нему во время созерцания и ваяния Мадонны. Автор загорелся желанием показать русскому народу образ более трагичный, нежели библейский — образ простой русской женщины, вынужденной даже в катастрофических условиях жизни не сдаваться, не падать духом, а нести свет и любовь. Персонаж Марии является собирательным, основанном на множестве личных рассказов жителей деревень, которые писатель успел собрать, будучи военным корреспондентом, однако основным прототипом послужила история конкретной женщины, пережившей пришествие немцев в родное село и полное уничтожение всех жителей. Аналогично, собирательными образами являются и другие герои произведения. Юный немец Вернер Брахт представляет собой всех тех граждан, которые были отправлены на боевые действия при помощи силы, неспособные противостоять силе авторитарного государства. За персонажем пятнадцатилетней комсомолки Сани Зименковой стоят все дети и подростки, которые внесли свой крохотный, но от того не менее важный вклад в победу над фашизмом. Автор, работая в жанре реализма, хотел воспроизвести для читателя максимально точную картину отчаянности, но не потерянности всех людей в военное время, поэтому абсолютно каждый герой поступает в рамках уровня своей нравственности, противостоя разрухе, голоду, бесчеловечности так, как может.
«Матерь человеческая», несомненно, не теряет своей актуальности и в наше время не только потому, что память о подвигах нашего народа во имя добра священна, но и потому, что история, рассказанная Закруткиным, оказалась столь близка каждому из нас. Вечные проблемы не только детско-родительских отношений, сохранения человечности на войне, гуманизма даже по отношению к врагу, но и распределения приоритетов военного времени: правительство нашло силы и способы эвакуировать скот, однако многие женщины и дети так и остались в зонах, подверженных активным нападениям фашистов. Автор сумел раскрыть проблематику, знакомую каждой русской семье, а в простоте и трагичности сюжета кроется восславление человеколюбия, жертвенности, материнства, как подвига. Виталий Александрович преобразовал литературный мотив «дороги» в путь поиска смысла жизни, показывая на примере главной героини произведения несгибаемый стержень людской души, способной преодолеть все трудности и горести и верить в свет даже в полной темноте. Таким образом, повесть «Матерь человеческая» наставляет нас следовать дороге милосердия, добра вне зависимости от социально-исторического контекста, вне политических и культурных обстоятельств. Понимание идейного замысла этого произведения - это, своего рода, дорога к храму души между желаниями, эмоциями и возможностями человека.

На горке

Любимое яичко

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

Рождественские подарки от Метелицы

Два плуга