2024 год - Год лейтенантской прозы. В 60-е годы в литературу пришли писатели так называемого лейтенантского призыва, создавшие большой пласт военной прозы. Столетний юбилей отмечают писатели-фронтовики: Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василий Быков и Борис Васильев. В их произведениях бои изображались изнутри, глазами рядового бойца. Когда читаешь его, перед глазами проходят образы полюбившихся героев – лейтенантов Константина Симонова, Юрия Бондарева, Василия Быкова, тех молодых людей, которые со школьного порога шагнули в пламя огня Великой Отечественной.
« Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках».
(С.С. Орлов). Эти строки говорят о жизни поэта и его поколения, которое так и именуют «фронтовым». Когда мы говорим о литературе, что ее строки опалены огнем войны, это не метафора, а действительность, реальность.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85 КБ |
МБОУ «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция по русскому языку и литературе
Творческая работа по литературе
« Их имена забыть мы не должны»
(«Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках» (С.С. Орлов): 100 лет со дня рождения писателей-фронтовиков Ю.В.Бондарева, В.В. Быкова, Б.Л.Васильева)
Выполнила:
учащаяся 11 класса МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Князева Мария Николаевна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Клементьева Мария Алексеевна
с. Нарышкино 2025
Содержание
1.Вступление.
2.Основная часть. Осмысление темы Великой Отечественной войны в русской литературе
2.1. Окопная проза» писателей – лейтенантов
2.2. В.В. Быков
2.3. Б.Л.Васильев
2.4 Ю.В.Бондарев
3.Вывод.
4.Литература
Цель: проникнуть в глубину и суть «лейтенантской» прозы названных писателей, выявить общность и разность тем и мотивов их произведений.
Задачи:
- проследить пути осмысления военной тематики в произведениях русских писателей;
- рассмотреть причины обращения писателей - участников войны к теме войны, определить основы ее философского осмысления;
- выявить особенности «лейтенантской прозы» таких писателей, как Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков.
Гипотеза: подробное выяснение отношения молодого поколения к историческому наследию своей страны, её прошлому, её людям, которые составили славу государства своими подвигами и своим беззаветным служением Родине.
Введение
А.Н. Толстой в 1945 году высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств ч).
Несмотря на разность подходов в выборе тем и идей, мотивов, героев и т.д., можно смело утверждать, что литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелейших испытаниях, «крови, страданиях и смерти», писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться никогда.
Литература о войне уже имеет свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на военные годы, когда преобладали публицистические и лирические жанры.
В первые дни войны писатели откликнулись на трагические события. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передавшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Вначале война отражалась в оперативных малых жанрах - очерке и рассказе, запечатлевались разрозненные факты, случаи, отдельные участники боев. Они строились на контрасте: Советская Родина - фашистская Германия; справедливый, гуманный советский человек – убийца, захватчик, фашист.
Два чувства владели писателями - любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, в единстве лучших качеств. Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков.
Несмотря на страшную реальность войны, уже первые повести были наполнены уверенностью в победе, оптимизмом.
Человек на войне - это не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо
В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х – начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая «вторая волна» военной прозы. Она связана с приходом в литературу «поколения лейтенантов», людей, которые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне.
2024 год - Год лейтенантской прозы. В 60-е годы в литературу пришли писатели так называемого лейтенантского призыва, создавшие большой пласт военной прозы. Столетний юбилей отмечают писатели-фронтовики: Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василий Быков и Борис Васильев. В их произведениях бои изображались изнутри, глазами рядового бойца. Когда читаешь его, перед глазами проходят образы полюбившихся героев – лейтенантов Константина Симонова, Юрия Бондарева, Василия Быкова, тех молодых людей, которые со школьного порога шагнули в пламя огня Великой Отечественной.
« Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках».
(С.С. Орлов). Эти строки говорят о жизни поэта и его поколения, которое так и именуют «фронтовым». Когда мы говорим о литературе, что ее строки опалены огнем войны, это не метафора, а действительность, реальность.
Проза о войне 60-70-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая своего героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. 2024 год - Год лейтенантской прозы. Столетний юбилей отмечают писатели-фронтовики: Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Василий Быков и Борис Васильев.
Эти писатели сознательно пытались преодолеть картинное представление о войне. В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели «второй волны» противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка..
Цель работы: проникнуть в глубину и суть «лейтенантской» прозы названных писателей, выявить общность и разность тем и мотивов их произведений.
Нами были выделены следующие задачи:
- проследить пути осмысления военной тематики в произведениях русских писателей;
- рассмотреть причины обращения писателей - участников войны к теме войны, определить основы ее философского осмысления;
- выявить особенности «лейтенантской прозы» таких писателей, как Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков.
.
Осмысление темы Великой Отечественной войны в русской литературе
Книги о Великой Отечественной войне вызывали и продолжают вызывать интерес многих поколений писателей. В военной прозе сходятся все волнующие современного человека проблемы: проблема долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, проблемы нравственного выбора и исторической памяти. В литературе военная тема воспринимается как глубоко современная, т.к. в это роковое время обнажались коренные, сущностные устои жизни, до конца обнаруживалось, чего стоит человек. Писатель фронтового поколения В.Быков подчеркивает: в эпохе войны «заключено очень многое – как совершенно новое, самобытное, так и явившееся следствием и продолжением предшествующих ей периодов».
Не случайно поэтому настойчивое обращение современной литературы к классическому наследию, прежде всего к творчеству Л. Толстого.
Как было уже сказано, литература о войне начинает складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую оборонную литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства: «Кипучая, могучая, никем не победимая», «И врага на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом» и др.
Новое осмысление войны в период «оттепели» связано с опытом писателей военного поколения. В 50-60-е годы были опубликованы произведения, в которых, как и в некрасовских «Окопах…» был показан совершенно новый, непривычный облик войны. Одна за другой выходят повести. Война у этих писателей была показана словно «изнутри», глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны. Так появилась проза, получившая название «лейтенантской», окопной. О творчестве и своеобразии трех писателей – В. Быкова, Б.Васильева, Ю. Бондарева – пойдет речь в следующей главе.
Окопная проза» писателей – лейтенантов .
Быков в своих произведениях сознательно стремится преодолеть картинное представление о войне. В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели «второй волны» противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни передового края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня обои одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Писателем был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изображения. Он раскрыл «анатомию» войны, показал её в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конфликтах, максимально приблизил читателя к фронтовому быту.
Так произошло открытие суровой и героической правды, обогатившее знание читателей о войне, её закономерностях и противоречиях. В произведениях Быкова, усилился трагический акцент в изображении войны. В его книгах отсутствует та «лакировка» событии войны, которая порой встречалась в «панорамных» романах.
Личный военный опыт писателя «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельных сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т п.), так и жанровые формы, наиболее соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяет писателям наиболее сильно и точно передать все, что они лично видели и пережали.
Василя Быкова отличает верность теме борьбы народа с фашизмом, что свидетельствует о стремлении писателя «взглянуть на настоящее и будущее сквозь призму героического прошлого, ставшего неотъемлемой частью нашей современностью». В своих произведениях он на «локальном» материале «глобально» исследуют характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность.
В. Огнев пишет о нём: «Он пришел в литературу, когда старшее поколение наших писателей – Алексей Толстой, Илья Эренбург, Леонид Леонов, Всеволод Вишневский и другие – успело передать эстафету преемственности поколению Константина Симонова, Эммануила Казакевича, а те, в свою очередь, - более молодым, чьи книги получили наименования «прозы лейтенантов».
В. Быков работал с поразительной интенсивностью. В 1963 году появились одно из самых ранних произведений – «Альпийская баллада». В ней писатель обращается к судьбе тех, кто по воле случая попал в фашистки плен, но и тем продолжал борьбу. Таким образом, внешние обстоятельства действия, сам материал, положенный в основу произведения, резко отличают эту повесть от «Журавлиного крика» и от «Третьей ракеты».
В «Знаке беды» писатель ставит героев в исключительные обстоятельства. Безобидные старики оказались на оккупированной немецкими фашистами территории, вырванными из нормальной человеческой жизни и в этом смысле предоставленными сами себе, как бы вольными устраивать свой быт и совершать поступки по собственному усмотрению..
Таким образом, герои повести «Знак беды» открыто бросают вызов врагу, гордо и непокоренно принимают смерть. Они как бы распрямляются во весь свой человеческий рост, раскрывают в себе то главное, что лежало до поры невостребованное, но что неминуемо проявлялось в критическую минуту.
Повесть В. Быкова "Сотников" произвела на меня огромное впечатление. Основой сюжета повести является ситуация нравственного выбора. Писатель художественно исследует моральные основы человеческого поведения. Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылают двоих: Сотникова и Рыбака. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Измученный пытками, шантажируемый фашистами ("Мы всё равно их найдем, а тебя запишем в предатели"), он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. В последний миг перед смертью герой встречает в толпе согнанных на казнь крестьян взгляд мальчика в буденовке. И этот мальчик - продолжение жизненных принципов, бескомпромиссной позиции Сотникова, залог победы. Физически слабый Сотников оказался духовно выше крепкого, выносливого Рыбака.
Я с огромным удовольствием читаю книги Б. Васильева на военную тему и убеждена, что мы должны знать о войне всю правду. Очень понравилась мне повесть "А зори здесь тихие". Далекий 1942 год. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы. Старшина выделяет пять девушек и, думая, что немцев гораздо меньше, решает уничтожить захватчиков. Задание Васков выполняет. Правда, слишком дорогой ценой. В схватке с врагами пять девушек погибают. Последней умирает Рита Осянина. Рыжая красавица Женя Комелькова трижды спасает группу. В третий раз - приняла огонь на себя, уведя от раненой Осяниной фашистов. Общительная, озорная, любящая жизнь, Комелькова пожертвовала собой ради других. Страшной смертью умирает Лиза Бричкина. Она провалилась в трясину. Впрочем, смерть всегда страшна, в каком бы виде она ни была. Эта книга произвела на меня огромное впечатление. Я увидела, что девушки не испугались и не растерялись. Ценою жизни они выполнили свой долг перед Родиной. Особенно восхищает меня подвиг Жени Комельковой. Она сражается с фашистами до последнего. Но смерть не властна над такими людьми, потому что они отстаивают свободу. Да, они совершили подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти.
Главное в подвиге - убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б.Васильева "В списках не значился". Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного состава, и, когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами. Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защитники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда, лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагом стоял седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет. Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему честь. Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть
поправ
Возможно и даже наверняка Юрий Бондарев стал бы писателем и без войны, но писателем таким, каким начал свой путь в литературе, каким является сейчас, он стал именно вследствие обретенного на фронте жизненного, душевного и нравственного опыта Первой повестью Бондарева была повесть «Юность командиров» (1956). Это еще не о войне, вернее не об «огневых сороковых» непосредственно, хотя война весомо и ощутимо присутствует в произведении, но как бы своим отраженным светом. Герои повести – офицеры, прошедшие сквозь фронтовые вьюги, учатся на опыте минувших боев, свой мирный день соотносят с днями военными.
Но внимание критики привлекли все же другие его книги – «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Горячий снег» (1969) и др.
Тут оказались бы сельский врач, учительница, деревенские и городские подростки, геолог, студент, шофер, художник, доцент, профессор, домохозяйка, официант из ресторана, отставной военный, продавщица, пенсионер, писатель
Молодые герои Бондарева ушли на фронт не долюбив, и война, с ее кровью, ужасами, смертями, не вытравила из их сердца это нежное чувство, они влюбляются и любят – сильно, той любовью, которая возвышает, радует, придает стойкости.
Особенно впечатляюще написано об этом в повести «Последние залпы». Здесь последняя ночь Новикова, проведенная вместе с любимой девушкой Леной, и ее безутешное от страшной потери горе, когда она, почти в беспамятстве лежа на носилках, повернулась «на левую сторону груди, где была тоска, снова прижимаясь щекой к колючему ворсу, прикусив зубами воротник шинели, чтобы не закричать от боли», - все это приподнято автором на уровень высокой трагедии.
По своему удельному весу роман «Горячий снег» является первым в творчестве писателя, так как именно в нем явно последовательное возрастание масштабности художественного мышления писателя. Критики считают, что сутью достоинства идейности и художественности произведения являются следующие: широкая панорама сражения, пластично написанные образы героев – от командующего армией до рядового солдата, масштабность человеческих характеров, и прежде всего – масштабы духа людей, стоящих насмерть на том рубеже, где им приказано, яркие батальные сцены и др. Художественная мысль автора выявляла себя в рамках суровой и героической правды.
Цель нравственного конфликта в «Батальонах…» - отыскание истины посредством столкновения двух правд – капитана Ермакова и полковника Иверзева. Проведя Ермакова через ряд жестоких эпизодов, мучительных исканий, автор убеждает его, а вместе с ним и читателя, что истина – в действиях Иверзева, что правда на его стороне, хотя она выглядит горькой и жестокой. Проблематика «Батальонов..» затрагивает право командира – военное и человеческое – жертвовать людьми в бою, точнее, затрагивает даже не само право , а применение его в зависимости от различных условий и обстоятельств. Противопоставляя Иверзева и Ермакова, автор художественной логикой утверждает мысль, что истинная человечность командира – в способности беречь людей в бою, в справедливом отеческом сердце, которого порой недостает Иверзеву.
Своеобразное исследование этой военно-нравственной проблемы мы видим и в «Последних залпах». Капитан Новиков отличается развитым чувством человечности, он стремится делать добро для своих солдат, но и ему приходится в силу неумолимых требований боя посылать в адов огонь, почти на верную гибель молодого телефониста Колокольчикова. Новиков, узнав о смерти Колокльчикова, у которого «матери нет .. сестра одна», глубоко скорбит о нем, его обжигает мысль, «что, если бы он, Новиков, тогда не послал Колокольчикова на линию, он бы не погиб. Сколько раз в силу жестоких обстоятельств посылал он людей туда, откуда никто не возвращался! Сколько раз мучился он один на один с бессонницей, узнав о гибели тех, кого посылал. Но где оно добро в чистом виде? Где? Его не было на войне». В этих словах четкий и ясный ответ на то, что иначе Новиков поступить не мог.
В романе «Горячий снег» художественная мысль автора как бы выходит на оперативный простор, становится раздумчивее, что выражается и в авторском выборе действующих лиц, и в композиции, и в других компонентах произведения.
То есть война стала уже осмысливаться как вошедшее в современность, в диалектическом единстве прошлого и настоящего, а в эстетическом плане – как материализованная память.
Вывод
Талант крупных мастеров современной русской прозы обширен и уникален. У истоков творческих биографий писателей – лейтенантов стояла война. Огнем опалены практически все их герои. А через все творчество писателей проходит дума о тех молодых людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени новым поколениям молодежи.
. В их произведениях всегда зримо и незримо присутствует память о войне. Писатели обозначили и попытались решить нравственно – философские и эстетические проблемы: роль духовных качеств русского человека, характер влияний драматических коллизий на нравственный мир человека. Однако то главное, что хотели сказать они своими произведениями, это вопрос о настоящей военной правде, правде, которая шла вразрез с общепринятым в литературе масштабным изображением войны.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- литература о войне имеет антивоенную направленность, она несет в себе прежде всего споры о войне, ее причинах и следствиях, о чем свидетельствуют и литературные произведения
В своем нравственном аспекте проза писателей – фронтовиков, обращенная к минувшей войне, имеет непреходящее значение.
Столетний юбилей отмечает наша страна писателям- фронтовикам. Мы помним их произведения. Сегодня нам нужно, чтобы каждый человек честно, ответственно выполнял свое дело, проявлял самоотверженность, героизм, защищал Родину. На таких произведениях должны воспитываться мы, молодое поколение.
Литература
2.Богатко И. Мужество века. – М.: Просвещение, 1979. – 79с.
3.Бондарев Ю. Предельные ситуации. – Собрание сочинений. М., 1979, т.3.-396с.
4.Быков В. Как создавалась повесть «Сотников». \\ Литературное обозрение. – 1973. - №7. – 101с.
5.Быков В. Собрание сочинений: В 4-х томах. Том 2-4. \\ Вступление статья Д. Бугаева. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 414с.
6. Елкин А. На огненной черте. Литературный портрет // Москва. – 1973. - №2. – с.214-220
7.. Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. - №3. – с.189-190
8 . Журавлев С. Ответственность памяти: К 60-летию Ю.Бондарева // Молодая гвардия. – 1983. -№10. –с.192-202
.

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Круговорот воды в пакете

Пчёлки на разведках

Четыре художника. Осень

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен