VII Пушкинский областной фестиваль "Руслан и Людмила" 2025 год
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.05 КБ |
VII-й Пушкинский областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Руслан и Людмила»
Конкурсное сочинение
учащейся 11 «А» класса
МБУ «Школа № 21» г. Тольятти
Смагиной Вероники
на тему
«Любимица Пушкина»
г. Тольятти, 2025
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» воистину уникально. Оно имеет отличительные черты от многих отечественных и зарубежных произведений того времени. Популярные в начале XIX века английские и французские романы о нелюдимом, загадочном и сложном главном герое, о том, как между ним и главной героиней вспыхивает любовь, и обязательно всё заканчивается свадьбой, отличаются от романа А.С. Пушкина. Русский поэт показал, как в действительности оканчиваются подобные любовные истории. Уместным будет сказать, что «счастье любит тишину», в ней и кроется вся романтика, а не в гротескной драме, не имеющей конца. Герои Пушкина реальны, им сопереживаешь, и, глядя на них нет ощущения, что это не живые люди, а «куклы». «Куклой» не является и главная героиня Татьяна Ларина, которую Фёдор Достоевский обозначил как «апофеоз русской женщины». Каков же образ и уникальные черты Татьяны?
Она не простая девушка. Её личность – настоящая загадка, которую читатель разгадывает на протяжении всего романа. При первом своём появлении Татьяна предстаёт таинственной, не понимаемой никем, и даже печальной девушкой. Невзирая на юный возраст, она уже обрела такие свойства характера, как спокойствие и внешняя отчуждённость:
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Никогда не играла с куклами, предпочитая им чтение романов. Вероятно, с их помощью героиня отстранилась от реального мира, погрузившись в трогательные любовные истории, что тоже сделало Татьяну чужой для других детей. Также, учитывая, что романы девушке полюбились рано, можно понять, что она и повзрослела раньше своих сверстниц. Татьяна была одинока не только среди остальных девочек своего возраста. Она отличается от всех членов семьи:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Особую параллель автор проводит между сёстрами: красивой внешне, румяной, весёлой, но непостоянной, беспечной, лишённой глубокого содержания Ольгой и бледной, непривлекательной, печальной, задумчивой Татьяной. Такая разница возникает не из-за разного воспитания и разного отношения к дочерям в семье. К Татьяне тоже все относятся тепло, с нежностью, несмотря на то, что она «другая». Разница между ними в характере, в темпераменте, в образовании, в интересах, во взглядах на жизнь.
И отношение автора к девушкам абсолютно разное. Ольга красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом сентиментальном романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…».
Вспоминая образ Татьяны, невольно ощущаешь симпатию автора к своему персонажу, который Пушкин создал как свой личный идеал женщины и женской красоты. Писатель находит прелесть в милой простоте Татьяны, её задумчивости и романтичности. Красота является красотой, даже если она нестандартна и непонятна всем. Многие привыкли к той красоте, что тотчас бросается в глаза и разбивает сердце, но не многим понятна красота, что незаметно западает в душу, и вот уже испытываешь любовь и не представляешь, как жил до этого. Красота Татьяны сокрыта от поверхностного взгляда, однако «некрасивая вышивка» на платье не означает, что его носит некрасивая девушка. Героиня, наоборот, во многом превосходит большинство красивых девушек, поскольку этот персонаж сложен и имеет глубину, в отличие от той же прелестной, но поверхностной Ольги. Достаточно вспомнить, с какой лёгкостью сестра предаёт любовь Ленского, поддавшись соблазну Онегина, а через незначительное время после гибели жениха на дуэли выходит замуж. Татьяна же всю жизнь любит только одного Евгения. Но выйти замуж по любви ей было не суждено: возлюбленный ее отверг, и мать вынудила старшую дочь выйти замуж по расчёту за генерала:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж.
В начале произведения героиня – молодая, искренняя девушка, которая выделяется на фоне других, в отличие от многих светских дам, скромна и сдержанна, не стремится к показной роскоши и не выставляет свои чувства напоказ. Но Татьяна обладает сильным характером. Она принимает решения, основываясь на своих убеждениях, и несет за них ответственность. Её чувства преобладали над разумом, она жила сердцем. В своём письме героиня пишет: «Теперь я знаю вашей воле меня презрением наказать», а Евгений Онегин отвечает: «Какое Горькое презрение ваш Гордый взгляд изобразил». Это страх презрительного отношения в ответ на чувства влюблённого человека. В письме героиня открыто признаётся в любви. Такое поведение не типично для девушек XIX века, но свидетельствует о силе духа и смелости Татьяны.
Она обращается к Евгению на «ты». Сначала она, конечно, пытается соответствовать всем правилам приличия, которые она и так уже в принципе нарушает, так как она первая пишет письмо мужчине, фактически незнакомому, что было из ряда вон выходящим. Вначале она пытается сдерживать свои чувства, но находясь во власти эмоций, с вежливого и сдержанного «вы» переходит на «ты». Героиня начинает воспринимать Онегина, как родного человека, который сможет её понять. Письмо Татьяны к Онегину – это не просто признание в любви, это откровение души, обнажение ее самых сокровенных переживаний. Она рискует всем, открываясь человеку, которого едва знает, но видит в нём родственную душу. Эта смелость и искренность делают ее образ особенно привлекательным и близким читателю.
Татьяна Ларина, в первую очередь, адресует своё письмо к личности, она влюбляется в Онегина, не зная о нём ничего, не замечая в нём недостатки, «героизируя» его. Но она настолько сильно в него влюблена, что считает: он ей «послан богом», до гроба, он её «хранитель»; и вот поэтому можно считать, что она пишет письмо к личности, в отличие от Евгения Онегина. Когда Татьяна была ещё юной, жила в деревне, Евгения она не интересовала. Но после трёхлетнего путешествия по России молодой человек приезжает в Петербург и встречает на балу шикарную светскую даму, жену богатого генерала, с трудом узнаёт в ней бывшую поместную дворяночку и влюбляется... Поэтому послание Евгения Онегина, написанное всё-таки под впечатлением от нового образа Татьяны, можно считать письмом к человеку, а не к личности.
Но героиня уже не та, что была прежде. Она не хрупкая и нежная девочка, а волевая и мудрая женщина. Татьяна отказывается от своего счастья, хотя ещё и испытывает любовь, но руководствуется чувством верности и ответственности, а не эмоциями:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна Ларина продолжает любить Онегина, но решает сохранить верность мужу, которая не позволяет ответить Евгению взаимностью. У героини чистая и искренняя душа, которая не может поступить иначе. И это черта именно русской женщины.
Татьяна обладает и другими свойствами национального характера. Она близка к народу, схожа с ним простотой и близостью к природе. Крестьяне поклонялись природным силам и были суеверными: гадания, обряды, поверья и приметы. Близкая как к самим крестьянам, так и к природе, которая в литературе зачастую олицетворяет красоту, сокровенные тайны и мистику, Татьяна впитала в себя эту же загадочность. Например, она видит вещий сон о смерти Ленского от рук Онегина, и это уже говорит о её необычных способностях.
Если Онегин олицетворяет «шумный Петербург», но бежит от его шума, то Татьяна – это сама природа, которая не спешит показывать свою красоту каждой встречной паре глаз. Жизнь вдали от города сблизила Татьяну с простыми деревенскими жителями и природой, что оказало на неё влияние. Оттого образ героини не просто загадочный, но и играющий диковинными красками. Татьяна как цветок, что цветёт на лесной лужайке, скрытый от человека. «Апофеоз русской женщины» заключается в простоте Татьяны, близкой к народу деревенской аристократки, но далёкой от людей своей печалью.
Подводя итоги, хочется сказать, что образ Татьяны Лариной – один из самых интересных образов как среди прочих героев романа, так и литературы девятнадцатого века в целом. Александр Сергеевич Пушкин, создав роман в стихах «Евгений Онегин», подарил русской литературе не просто героев, но и вечные образы, отражающие душу народа и его представления об идеале. Среди них особое место занимает любимица автора Татьяна Ларина – девушка, чья внутренняя красота, нравственная чистота и способность к самопожертвованию сделали ее воплощением идеала русской женщины.

Упрямый зяблик

Сторож

"Разделите так, как делили работу..."

Осенняя паутина

В поисках капитана Гранта