Начиная со II половины XX века советские люди уже должны были забыть само слово Бог, так как советская власть за годы своего существования с помощью пыток, ссылок, расстрелов не только священнослужителей, но и простых верующих, все сделала для того, чтобы воспитать несколько поколений безбожников. И такого понятия как «христианские мотивы в творчестве» в принципе не должно было существовать.
Христианские значит – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца. Но они, вопреки всему, есть и мы обращаемся к творческому наследию русских поэтов, потому что духовные произведения позволяют приостановить процесс духовного вырождения современного общества., в них отражается личное отношение автора. Христианские мотивы звучат и в творчестве наших краснокутских поэтов.
Представляем читателям новое поэтическое имя – Наталья Сихварт.
О том, что Наталья Сихварт пишет стихи, знает лишь самый близкий круг: родные, друзья. В интервью «Семь вопросов автору» - её воспоминания, размышления, раздумья о жизни, о себе.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.52 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение – Средняя Общеобразовательная Школа №3 г. Красный Кут Саратовской области
Творческая работа
Христианские мотивы в стихах Натальи Сихварт
Авторы:
Малхасян Мариам и Шаламанова Александра,
ученицы 11 А класса МОУ-СОШ №3
г. Красный Кут Саратовской области
8-967-800-75-35; 8-927-151-48-80
Научный руководитель
Шапиянова Галия Уахасовна,
учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №3
г. Красный Кут Саратовской области
телефон: 8-927-125-99-51
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение…………………………………………………………….4-6
II. Основная часть.
2.1. Об авторе «Семь вопросов автору» …………….. …………….7-10
2.2. Жизненное и поэтическое кредо Натальи Сихварт…..........………………………………………………………10-11
2.3. Христианские мотивы в лирике поэтессы……………………...12-18
III. Заключение. ………………………………………………………18-19
IV. Литература …………………………………………………………19
Цель работы: привлечь внимание к проблемам духовности в современном обществе и выявление христианских мотивов в творчестве краснокутской поэтессы Натальи Сихварт.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблемам духовности.
2.Исследовать христианские мотивы в творчестве Н.Сихварт.
3.Провести анализ стихотворений в контексте данной темы.
4. Составить сборник духовных стихов поэтессы.
Актуальность работы:
Стихи, содержащие христианские мотивы, воспитывают в молодёжи чувство доброты, любви к окружающему миру, духовную стойкость, приобщают их к христианству, что является очень важным в наше жестокое информационное время.
Практическая значимость:
Сборник стихов « Стою пред Богом…» и презентацию можно использовать на уроках литературы, классных часах, на разных мероприятиях.
Конечный продукт – выпуск сборника стихотворений Сихварт Н. «Стою пред Богом…»
ВВЕДЕНИЕ
Духовность-это основа любого общества. Снижение духовности общества ведет к его деградации. Проблема «оскудения духа» как нельзя более актуальна в современном мире. Вот как оценивает эту проблему Председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов): « Не создано ни одного произведения…ни в прозе, ни в изобразительном искусстве, ни в кинематографе, ни в поэзии, ни в театре … Горько, но судя по всему, это действительно так».
Действительно, в современном обществе потребления наблюдается резкое снижение духовности и на первый план выступают такие ценности как карьера, личный успех. С разрушением нравственных приоритетов особенно ощутима стала потребность в возрождении духовного потенциала личности. Одним из начал духовного возрождения является православная культура. Православная культура являлась и является константой, определяющей духовно-нравственные приоритеты на Руси в течение ряда веков.
Как человек приходит к Богу? Это загадка. Скорее всего, Бог сам создает условия в жизни человека, при которых он начинает задумываться о смысле бытия. Происходит это в разное время и у каждого по-разному. Но ни люди, ни мода, ни строй не могут этому помешать. Начиная со II половины XX века советские люди уже должны были забыть само слово Бог, так как советская власть за годы своего существования с помощью пыток, ссылок, расстрелов не только священнослужителей, но и простых верующих, все сделала для того, чтобы воспитать несколько поколений безбожников. И такого понятия как христианские мотивы в творчестве в принципе не должно было существовать. Христианские – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца. Но они, вопреки всему, есть и мы обращаемся к творческому наследию русских поэтов, потому что духовные произведения позволяют приостановить процесс духовного вырождения современного общества. Именно в лирических произведениях наиболее явственно отражается личное отношение автора.
Христианские мотивы звучат и в творчестве наших краснокутских поэтов - земляков.
Например, известный краснокутский поэт Владимир Лобанов искренен в своих признаниях:
О, Сын Господень, я весь – твой:
Душой, и сердцем, и делами.
И потому-то образ твой
Всегда стоит перед глазами.
У нашей землячки, поэтессы Татьяны Панчуриной, своё видение молитвы. Она считает, что обращение к Богу должно быть без посторонних, наедине:
Я не против Бога.
Люблю Его, служу.
Я против публичного моления.
Я против службы на миру.
Я не против Бога.
Я не против святости Его.
Я против людного моления на миру.
Я против показного благоговения.
Бывшая учитель русского языка и литературы школы №3, известная поэтесса Потапова Татьяна убеждена, что у каждого свой путь к Богу. Кто-то придёт раньше, кто-то - перед последним вздохом. Но Он терпеливо и сострадательно выслушает всех:
Мы к Богу все когда – нибудь придём
И принесём на покаянье душу.
И будет тет - а - тет для нас приём,
И Он нас терпеливо будет слушать.
Мы не посмотрим в Боговы глаза –
Так чист и ясен взгляд у Бога будет!
С последним вздохом чистая душа
Уже его прощенья не забудет.
Людям, наделенным даром Божиим и возможностью обращаться к читателям со словом, важно осознавать свою личную ответственность за каждое написанное ими слово, ибо «порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность». Это предупреждение святителя Иоанна Златоуста особенно актуально в наше время — время массовой культуры, пропаганды культа жестокости и насилия.
Представляем читателям новое поэтическое имя – Наталья Сихварт. Наталья Владимировна Сихварт родилась в 1982 году в городе Энгельс Саратовской области. В 1999 году окончила среднюю школу №3 г. Красный Кут, затем - Рыльский авиационный технический колледж гражданской авиации. В настоящее время живёт г. Красный Кут, работает мастером маникюра. Замужем, воспитывает двух сыновей.
О том, что Наталья Сихварт пишет стихи, знает лишь самый близкий круг: родные, близкие, друзья. В интервью «Семь вопросов автору» - её воспоминания, размышления, раздумья об истоках духовности, о жизни, о себе.
2.1. Семь вопросов автору.
- Наталья Владимировна, в своих стихах Вы с такой теплотой и любовью пишете о бабушках, что читатель понимает : они – ориентир Вашей духовной жизни.
- Да, именно бабушки учили меня вере. Истинной вере. Хотя сами не были воцерковлены. И вот я часто задавалась вопросом: откуда в них, безграмотных, с трёхклассным образованием, тонкое чувство сопричастности к Божественному началу? С годами пришёл и ответ: в их тихой, но твёрдой вере в Бога. В детстве на меня большое впечатление произвела молитва бабушки, маминой мамы. Она запомнила «Отче наш» по-детски наивно, слова в ней, как я сейчас уже понимаю, были искажены, скорее всего, её детским восприятием. Но она читала эту небольшую молитву, содержащую просьбу Богу обо всем, что необходимо человеку, так искренне, так душевно, что в её устах она звучала как волшебство. Бабушка молила меня на ночь. И перекрещивала своею рукою. Вот эти нежные прикосновения, эти слова молитвы запомнились мне навсегда, потому что от них веяло теплом, умиротворённостью и покоем.
- Ваши родители родились и формировались в советское время – время всеобщей веры в идею построения коммунизма. А они соблюдали ежедневные или праздничные христианские обряды, обычаи?
- Да, мои родители родились, выросли в СССР. Они успешно прошли все этапы настоящих членов социалистического общества: октябрёнок-пионер-комсомолец-коммунист. Тем не менее в нашей семье родители, бабушки крещёные. Ежедневные религиозные обряды, как и в любой советской семье, конечно, на совершались. Мы с родителями только встречали Пасху и праздновали Рождество. Поэтому и знание религии было поверхностным, отрывочным.
- Мы прочитали все ваши стихи, но нас заинтересовали духовные. Когда пришло осознание того, что настало время писать о духовности, о вере и безверии?
- Как и многие начала писать стихи в 16-17 лет. Это была пора первой влюбённости, пора познания мира, познания себя. А вот стихи с христианскими мотивами стала писать относительно недавно, лет 5 назад. Но перечитывая старые стихи, с удивлением отметила, что в них так или иначе лейтмотивом звучат христианские идеи, идеи мира, добра, веры. Так что осознание того, что происходящее в нашей жизни не простое стечение обстоятельств, судеб, историй, а нечто другое, жило, видимо, во мне давно.
- Кто-то из великих сказал: «Писатель – не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать…» Можно это высказывание отнести к Вам?
- Нет, конечно! Во-первых, как вы отметили, это великий сказал о великих. Во-вторых, основное моё занятие – работа в Хотелось бы писать больше и моглось бы, наверное. Но главный бич нашей современности - отсутствие свободного времени. А пишу тогда, когда что-то тревожит, что-то восхищает, что-то впечатляет, в общем, на верхних или нижних пиках своей души. Иногда строки появляются, когда слышу пронзительно-душевную песню или невероятно красивое чтение стихов, то есть чей-то талант может служить для меня вдохновением. А ещё в эти минуты необходимо "слышать" свои чувства, свою душу. Зачастую для этого недостаёт уединения. Но я, безусловно, тем и счастлива, что не одинока... Бог подарил мне моих замечательных сыновей, со мной рядом любимый муж. Живы родители, бабушка... Они все нуждаются во внимании, и я рада, что могу уделять им своё внимание. А это ведь главное счастье человеческое - быть кому-то нужным!
- Мы знаем, что Библия не древняя и не современная книга. Она вечная книга. А вот если Вы могли спасти только одну книгу в мире, какую бы спасли, и почему?
- Наверное, спасла бы роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Это последнее произведение писателя, куда он вложил душу. Скажем так, Достоевский обернул русскую душу в православный переплёт. Это роман-философия. Роман о душе и для души, о России и для России, о Боге в человеке и для Бога в человеке.
- Наталья Владимировна! Перейдём к, скажем так, земным вопросам. Кем Вы мечтали стать, когда учились в школе? И если мечта не исполнилась, то Вы жалеете об этом?
- Когда я училась в школе, мечтала стать медиком. Но мама была против моего выбора, считая, что им не везёт со здоровьем своим и своих близких. Сказать, что жалею? Скорее всего, нет. Я не имею того хладнокровного, где-то даже жёсткого характера, который помогает остаться в этой профессии. Строки Юлии Друниной как раз обо мне:
«Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась».
- В настоящее время часто сетуют на то, что мало читают, мало увлекаются литературой. Но всё-таки есть ещё ребята, для которых интересна поэзия. Что бы Вы могли пожелать любителям поэзии?
- Всем хочу пожелать пронести интерес к слову через всю жизнь, а любителям поэзии желаю взрастить эту любовь в своих детях. Если бы сама не пробовала писать, ни за что бы не поняла, как можно глубокие мысли уложить в границы рифмы! Слово рождает слово, из слов появляются образы, а потом строки просто льются из души. Разве это не есть промысел Божий?! А посему развивайте его: читайте поэтические строки, наслаждайтесь ими, а если, чувствуете, что слова просятся на бумагу – пробуйте, пишите!
2.2. Жизненное и поэтическое кредо Натальи Сихварт
Один из истоков религии — основы духовного мира человека. Но есть ещё один источник, к которому обращается религия. Это тайна внутреннего мира, души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И ещё - вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадёжные мгновения жизни.
Опора на христианские идеи у Натальи Сихварт прямая и косвенная, образно прозрачная и потаённо глубокая, но всегда придающая стихам основополагающую семантику. Почти каждое её стихотворение включает какой-либо христианский мотив, образ, фразу. Насыщенность христианскими мотивами поэзии автора может показаться парадоксальной, ведь Сихварт (Псышаница) Наташа родилась и воспитывалась в атеистическом советском и постсоветском пространстве. Однако распад Советского Союза, утрата прежних идеологических ориентиров заставили её обратиться к православным идеям.
Стихотворением «Как мало Божьей птахе надо» мы не случайно открываем сборник «Стою пред Богом…» Сихварт Натальи. В нём, как в капельке воды, отражается поэтическая «стихия», творчество Сихварт: Бог, Творец, Всевышний.
Да, славить Бога так, как это делают птицы без всяких просьб и жалоб - это высшее счастье, но человек не птица и порой:
Всё больше в недовольстве пребываем,
В тепле и сытости нам Богом данный день,
Ни солнца свет, ни тёплое жилище
Не греют нам пресыщенной души.
Лирическая героиня вопрошает:
- Где силы взять?
- Проси её у Бога.
Лишь Он один источник без конца!
Чтобы светлей была твоя дорога,
Как птица, пой и восхваляй Творца!
В стихотворении «Как мало Божьей птахе надо» Сихварт Н. прямо заявляет о своём жизненном кредо:
Чтоб в жизни нашей больше света стало,
Делиться нужно и благодарить.
Для Натальи Сихварт ценность благодарности Творцу несомненна.
Христианские мотивы в лирике поэтессы
«Потаённый уголок души» - так называется одно из стихотворений Натальи Сихварт:
В потаённых уголках души,
Где чужому быть не допускается
И куда она всегда спешит
Жизненный тайник мой помещается.
По отделам малым и большим,
Всяким разным ящикам и створкам
Спрятан весь багаж моей души,
Прошлое моё и настоящее.
Что же находится в тайнике, куда так спешит душа? Автор не говорит об этом прямо. Явно одно: лирическая героиня только чуть приоткрывает для читателей «багаж своей души», своё прошлое и настоящее. Откровенна она лишь со Всевышним.
То, о чём тихонько загрущу,
Я подальше уберу, под ключ закрою.
Только лишь у Бога попрошу
Одним из доминирующих мотивов поэзии Натальи Сихварт является упование на Бога и обращение к Нему как надежному защитнику:
Ты направь нас, Боже милый,
Жить правдиво и счастливо:
Ты наполни сЕрдца наши
Состраданьем и Любовью!
Мотив упования на Бога перекликается в стихах с обращением к Нему за прощением:
Всевышний, Ты возьми нас в покаянье
И к сердцу Отчему неверущих прижми.
Прости, воздвигни вновь нас в достоянье
Направь, помилуй, веру сохрани!
Высокое и низкое, библейское и обыденное сплетены в одно языковое «макраме» в стихотворении «Сердце ждёт больших поступков».
Жить пытаемся «на зависть»,
Позабыв про «Не завидуй».
И когда кому-то в радость,
Нам становится обидно.
И когда кому-то больно,
Губы прячем мы в усмешке.
Не спешим жалеть от сердца,
Отворив душ наших дверца.
В стихотворении «Под покровом Матери Небесной» перед нами смиренный проситель. Желая добра и счастья каждому, лирическая героиня Н.Сихварт молит Матерь Божью и Христа:
Прости, и вразуми, и всех настави,
Чтобы с молитвою достойно крест нести.
Не отвернись, от себя нас не избави
Дай сил! Прости! Мы все – Твои сыны.
Своеобразное преломление получает религиозная тема в стихотворении «Очень странная свобода – выбирать себе богов». Говоря о том, что
Кто-то выбрал – Хари Кришну,
Тот – свидетель Иегов.
Вот поют о Хари Раме.
Тут возносится Аллах,
автор определяет общий для всех ищущих ориентир:
Только бы с пути не сбиться,
Только б нам всем исцелиться
От безверья слепоты.
Интересно в этом отношении стихотворение «О, Господи, я ведала: Ты есть»! Лирическая героиня признаётся, что всегда верила в существование Христа, но она не знала пути к Нему. Только когда приходит понимание, что надо « жалеть, любить, страдать…но не себя», когда человек научается « уметь прощать…Прощая, не кажась великодушней и мудрей других», только тогда становится ясен и открыт путь к Господу. И героиня Натальи Сихварт с какой-то внутренней радостью выдыхает:
О, Господи, я ведаю: Ты – есть!
Теперь я знаю, как к Тебе добраться!
В поэтической картине стихов Н.Сихварт именно вера в Бога побеждает и бесовское наваждение, и утробный искус, помогает преодолеть физические и нравственные испытания:
Как странно: ждёт Душа поста,
Утробе ж пост, похоже, мУка
И в спорах дней идёт чреда,
Как у Крылова Лебедь, Рак и Щука…
У Бога чистый помысел об мне,
У бесов сбить с пути – задача.
Бог говорит: «Гряди ко мне»!
Лукавый шепчет всё иначе…
Но у лирической героини «сердце радостно поёт», оттого что
… уж грядёт апрель-
Пресветлой Пасхи торжество!
Стихотворение «Мой добрый, милый сердцу старый храм» отсылает читателя к словам Иисуса Христа, сказавшего: « Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Натальи Сихварт отмечает, что этот «старый храм» отражал суть времени: был разрушен, оставлен, расхристан, но ничто не одолело его.
Церковь в стихотворении- символ спасения человека, путь на небо, который доступен тем, кто искренне раскаялся в своих грехах:
Ты двери отворил, когда в тебе нуждалась,
Когда я зримо осознав свой срам,
В душе взмолилась и спасения искала…
Автору немного тревожно, что станет со старой церковью, ведь рядом растёт «новый храм-красавец. Просто чудо!»:
Уж новая обитель к небесам
Вздымает плечи молодо, упруго.
Но героиня уверена:
Но ты, мой старый, добрый, милый храм,
Останешься в сердцах, тебя любящих.
Стихотворения, в которых Н.Сихварт затрагивает тему СВО («Как злобой вкруг России всё кипит», «Вновь непогода, слякоть, холода…», «Так встанем ж, Братья, сЕстры! Дружно встанем!»), не имеют в своей основе библейских текстов, но и они перекликаются с размышлениями на темы христианского мироощущения.
Стихотворение «Так встанем ж, братья, сЕстры! Встанем дружно!», написанное в первые дни Специальной военной операции на Украине, звучит как лирическая публицистика. Использование высокой лексики
«сонм Господень», «знаменьем крестным», «не закосни», «буди милостив», «воздвигни в достоянье» придаёт стихотворению торжественность, приподнятое или поэтическое звучание. Лирическая героиня призывает «вновь горячо молиться Богу, объяв Святую Русь в кольчугу рук».
И будто клятва звучат слова:
Не обесценим подвиг всех сынов и братьев,
Всех мирозащитников, отцов.
Помолимся… Пусть сил вернуться хватит.
ПомЯнем мы погибших там бойцов.
И лейтмотивом вновь звучат слова:
На брани убиенных не забудем,
Не оскорбим беспамятством своим
И оградим мы ратников молитвой,
Чтоб жив остался, Господом храним.
Сила строк стихотворения «Вновь непогода, слякоть, холода…» в их искренности и простоте:
А где-то – бой! В окопах, на ветру
Мальчишка иль седой боец воюет
За мамку, за жену иль за сестру,
За брата, за отца… За всех воюет!
Эта готовность к самопожертвованию за дрУги своя, за Россию, за всех и отличает русского человека:
Злой ветер рвёт всё яростно вокруг.
Уносит в небо тёплое дыханье
Мальчишки, не дожившего чуть-чуть
До своего двадцатого рассвета.
Тема молитвы – за Русь -Россию, за Родину, за воинов, за будущее – красной нитью проходит через весь сборник «Стою пред Богом…». Неслучайно книга названа именно так, ведь высшая степень любви – это молитва:
Вновь непогода, слякоть, холода…
Пришла я в церковь и стою пред Богом:
О, Господи! Прошу Его моля:
Согрей мальчишку и бойца седого…
Натальи Сихварт свято верит в счастливое будущее России, в победу над неонацизмом, в успешное преодоление любых испытаний, потому что с русским народ вера. И вера, вера спасительная, вера всепрощающая, вера всепобеждающая – в её стихах:
Народ мой не смолчал в беде,
Все дружно встали за нашу Русь святую!
Уверенные в Божьей правоте,
Призвав на помощь Матерь Пресвятую!
В стихотворении «Гремят, пылят большие города» читатель ясно ощущает православную душу малой родины Натальи Сихварт – Красный Кут. Стихотворение наполнено христианской ценностью - благодарностью Создателю за «птичий гомон», за «краски жизни», за «степей благоуханье», за «тюльпанов ярких созерцанье». Благодарностью за главный Его дар- жизнь:
Не разомкнувши утром глаз,
Под птичьи трели просыпаясь,
Я мыслю: «Спасибо, Господи, что любишь нас»!
И краскам жизни улыбаюсь.
И утверждающим гимном Творцу, гимном весне, гимном жизни звучат слова:
Стряхнувши зимний долгий сон,
Мой Красный Кут поёт, щебечет
И радостно встречает он
Весну, когда Господь вочеловечен!
Заключение
В. А. Жуковский называл поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания — характерны для русской поэзии.
Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Разные есть поэты, и тем более важно знакомится с теми, кто с помощью только им подвластного языка, художественных образов, пытаются донести до нас доброе, светлое, вечное. Целью нашей работы было привлечение внимания к проблемам духовности в современном обществе и выявление христианских мотивов в творчестве краснокутской поэтессы Натальи Сихварт.
Стихи Натальи Сихварт, содержащие христианские мотивы, воспитывают в молодёжи чувство доброты, любви к окружающему миру, духовную стойкость, приобщают их к христианству, что является очень важным в наше жестокое информационное время. Поэзию не нужно навязывать, но нельзя о ней и забывать. Изучая ее, мы соприкасаемся с православной культурой.
Нами был создан сборник стихов Натальи Сихварт « Стою пред Богом…», который можно использовать на уроках литературы, классных часах, на разных мероприятиях.
Литература:
Сайт:

Флейта и Ветер

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Военная хитрость

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Привередница