• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование и описание роли куклы в зарубежной литературе ХIХ века

Опубликовано Копылова Надежда Евгеньевна вкл 29.06.2025 - 6:35
Копылова Надежда Евгеньевна
Автор: 
Федосеева Дbfyf

         Исследовательская  работа  Федосеевой Дианы по зарубежной литературе  XIX века «Исследование и описание куклы в зарубежной  литературе ХIХ века»  соответствует требованиям, предъявляемым к  работам данного вида. Работа состоит из введения, где поставлены цели и задачи, аргументирована актуальность обращения к данной теме,  указаны методы исследования.   

         В основной части содержится  материал исследования отрывка из романа В.Гюго «Отверженные» рассказ «Козетта», а также сказка Э. Гофмана «Щелкунчик», которые не включены в школьную программу. Ученица обращается к проблемному анализу  данных произведений. Немаловажное место в работе занимают  проведенные практические исследования роли игрушки в жизни человека, которые ведут к логическому заключению. В исследовании  просматриваются  основные структурные компоненты построения научной статьи. Автор ставит в своей работе конкретные задачи и решает их логически последовательно.

Используя методы аналитического чтения, проблемного анализа художественного текста сравнения и сопоставления; социологический опрос, анкетирование; анализ результатов, обобщение полученных данных выявлены особенности влияния кукол на героев, при этом  учитываются принципы  историчности, последовательности, логичности.

  К числу положительных моментов следует отнести методы, использованные в исследовательской работе:

1.     методы историко-культурного и проблемного анализа

2.     сравнительно-сопоставительный анализ;

        Решение поставленных задач  позволило сделать  конкретные выводы.

       В целом  работа довольно насыщенная, содержит интересный познавательный материал для изучения и исследования учащимися. Работа построена традиционно, логически и стилистически выдержана. Она привлекательна для изучения, соответствует возрасту ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx51.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г.Улан – Удэ

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ХХ городская научно – практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: литература

Тема: «Исследование и описание роли куклы в

зарубежной  литературе ХIХ века»

Выполнила: Федосеева Д. С.,

ученица 7А класса МАОУ «СОШ №19»

Научный руководитель: Копылова Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                                     

г. Улан – Удэ

2023                                                                                                                                        

Оглавление

Введение        3

Роль куклы как художественной детали в произведении        4

Кукла - чудесный помощник        6

Практическая часть        8

Заключение        10

Список литературы        10

     

 

Введение

Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

 без понимания сущности куклы

 невозможно понять и человека

М.Е. Салтыков-Щедрин

   Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, с игрушки. Играя с ней,  ребенок познает мир, пытается строить реальный сюжет из жизни.  Позже, когда ребенок подрастает и становится школьником, то и игрушки меняются.

     Во многих произведениях художественной литературы встречаются примеры, когда игрушка играет важную роль в жизни героя, чтобы изменить мир, она даже оживает. В своей работе я бы хотела остановиться  на  роли куклы в жизни человека, а также попытаться ответить на вопрос, какое значение  зарубежные  писатели ХIХ века придают ей в своих произведениях. Я выбрала произведения Гофмана и В.Гюго, где действия , в произведениях происходят накануне Рождества, потому что чудеса сбываются.

    Актуальностью работы является то, что кукла является одним из средств воздействия на художественное постижение человека, направляющим свои силы на борьбу со злом, на восстановление справедливости и гармонии в жестоком мире, как способ развития его творческих способностей, художественного вкуса, нравственных начал.

      Цель работы – проанализировать образы кукол в литературных произведениях и влияние ее на жизнь ребенка и окружающих.

    Задачи:

- определить  место игрушки в структуре всего текста;

- осмыслить роль куклы в литературе, приемы и художественные особенности их изображения;

- рассмотреть проблему взаимоотношения  игрушки с окружающими их героями;

- провести анкетирование ;

-  обобщить полученные данные, сделать вывод.

      Новизна работы в том, что в ходе анализа произведений Гофмана «Щелкунчик»,  В.Гюго «Козетта», дается характеристика поведения и внутреннего мира героев и куклы, рассматривается их роль в жизни общества, влияние на окружающих.

       В качестве материала исследования используются такие художественные тексты: Эрнст Теодор Амадей Гофман сказка «Щелкунчик»,  отрывок из романа Виктор Гюго «Отверженные».

     Гипотеза – куклы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.

Объектом исследования в работе выступают произведения Э.Гофмана «Щелкунчик», отрывок из романа В.Гюго «Отверженные».

     Предмет исследования – художественные эпизоды рассматриваемых произведений, куклы в произведениях литературы.

     Используя методы аналитического чтения, сравнительно-типологического анализа художественного текста сравнения и сопоставления; социологический опрос, анкетирование; анализ результатов, обобщение полученных данных выявлены особенности влияния кукол на героев, при этом  учитывая принципы  историчности, последовательности, логичности.

        Практическая  значимость работы состоит в возможности использования материалов в школьном курсе изучения зарубежной литературы.

Роль куклы как художественной детали в произведении

      Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была  кукла.

     В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [1]объясняется, что  кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Английское слово – doll (кукла), по наиболее распространённой версии, происходит – от греческого eidolon( идол).

    На сегодня наиболее органичной и всеохватывающей классификационной системой кукол является система, разработанная знаменитым философом и культурологом Ю.М.Лотманом[2]:  Кукла-игрушка (куклы для игры, основное отличие которых является способность двигаться или быть объектом игр или манипуляций): игрушка; театральная кукла; обрядовые куклы; кукла для шествий; утилитарная кукла; мультипликационные и телевизионные куклы.

     Кукла занимает особое место среди игрушек, потому что она – отображение человека. С ее помощью дети, разыгрывая бытовые сценки, ищут собственное «я».

     В рассказе «Козетта», отрывке из романа В. Гюго «Отверженные», написанном в 1862 году, главная героиня Козетта, маленькая восьмилетняя девочка, оставленная матерью на воспитание у чужих людей, превращена приемными родители в служанку и лишена детства. Сильное воздействие на психологическое и социальное развитие  Козетты играла красивая дорогая кукла в лавке с игрушками. «Даже в ту минуту, когда Козетта вышла с ведром в руке, мрачная и подавленная, она не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла её».  Рассматривая издалека куклу, героиня удовлетворяла свою познавательную активность. «Козетта ещё не видала этой куклы вблизи. Вся лавочка казалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением». Девочка испытывает эстетическое удовольствие, ее переполняют различные чувства: «…восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее перед маленьким жалким существом, поверженным в нужду».  Героиня, всегда носившая лохмотья, была худа, измождена и поэтому некрасива. Ее кормили объедками под столом – так же, как живущих в доме собаку и кошку. На нее всё время кричали, били плеткой, поэтому Козетта понимала, «какая пропасть отделяет её от этой куклы. Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть такой вещью. Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаз от волшебной лавки. Чем больше она смотрела, тем сильнее изумлялась».[3]

    Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и для игры? Несомненно, нет. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какой-нибудь оловянной сабелькой, единственной игрушкой, которая была у девочки, а ведь рядом с Козеттой живут другие дети, им играть разрешается и у них есть игрушки, но Козетте до этих игрушек нельзя дотрагиваться, что кажется невероятной жестокостью. Как любой ребенок, героиня Гюго засматривалась на куклу девочек.  «Кукла у сестер Тенардье была полинявшая, старая, поломанная, но Козетте она казалась восхитительной — ведь у нее за всю жизнь не было куклы, настоящей куклы, — это выражение понятно всем детям». Желание поиграть настоящей куклой было настолько велико, что девочка, зная, что ее за это  сильно накажут, тайно берет игрушку и, прячась под столом, играет.

   В канун Рождества  Жан Вальжан выкупает девочку из ее формального рабства, а затем забирает ее к себе, предварительно подарив ребенку ее мечту в виде желанной куклы. Забитый ребенок испытывает в одно мгновение различные чувства от отчаяния и испуга до восхищения: «Козетта глядела на волшебную куклу с чувством какого-то ужаса. Её лицо было ещё залито слезами, но глаза постепенно светлели, излучая сияние счастья. Ей казалось, что, лишь только она дотронется до куклы, раздастся удар грома. До некоторой степени это было верно, так как она не сомневалась, что хозяйка выругает её и прибьёт». 

     Кукла незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка  способна дать столько, сколько даёт простая кукла. «Козетта посадила Катерину на стул, а сама села перед нею на пол и, неподвижная, безмолвная, погрузилась в созерцание».

    Таким образом,  взрослый человек смог исполнить мечту ребенка подарив желанную невероятно дорогую куклу в розовом платье с блестящими волосами – «даму», как называет ее сама Козетта. История про Козетту самым полным и понятным образом удовлетворяет детское стремление к справедливости и потребность в счастливом конце, а также является средством связи мира взрослых и детей, способствует возникновению диалога ребёнка со взрослым. Именно игрушка «оживила» героиню, наполнила ее жизнь радостью и смыслом.

Кукла - чудесный помощник

     Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен? Кукла — художественный феномен, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен[4]. Эрнст Теодор Амадей Гофман  в своем произведении сделал старинную куклу для раскалывания орех главным героем и назвал в ее честь  сказку «Щелкунчик».  Такие игрушки с XVIII века пользовались большой популярностью в Германии.  Их изготавливали вручную, а потом раскрашивали. По существу, это самые обыкновенные щипцы для колки орехов.  Но стоит только включить фантазию, и перед нами уже волшебный принц, красивая кукла, которая в сказке оживает.

   Гофман сочинял «Щелкунчика» для детей своего друга Гитцига в 1816 году. Если внимательно ее читать, странные вещи начинают происходить ещё до основных чудес, до оживания игрушек и их битвы с мышами.[5]

     Главная героиня девочка Мари в канун Рождества получает множество подарков: «Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду…», но больше ее внимание привлек «замечательный человечек.», который «… вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков», она играет и разговаривает со своей любимой игрушкой Щелкунчиком. «Когда она упомянула имя Дроссельмейера, Щелкунчик вдруг скорчил злую мину, и в глазах у него сверкнули колючие зеленые огоньки. Но в ту минуту, когда Мари собралась уже по-настоящему испугаться, на нее опять глянуло жалобно улыбающееся лицо доброго Щелкунчика, и теперь она поняла, что черты его исказил свет мигнувшей от сквозняка лампы». Девочка заботится о своей игрушке, укладывает спать в кукольную кроватку «бережно и заботливо уложила туда Щелкунчика, обвязала ему пострадавшие плечики очень красивой ленточкой, которую носила вместо кушака, и накрыла его одеялом по самый нос»[6].

     Игрушки ночью ожили, и Щелкунчик оказался храбрым и доблестным солдатом, воюя с полчищем мышей. «Вдруг поднялся Щелкунчик… он выхватил  свою крохотную сабельку, замахал ею в воздухе…». Мари проявила мужество и помогла Щелкунчику победить семиголового мышиного короля.

     Когда героиня повзрослела, то перестала видеть в Щелкунчике игрушку, теперь она видит  в нем заколдованного молодого человека,  она узнала, «что Щелкунчик на самом деле молодой Дроссельмейер, племянник советника суда, она перестала носить его и баюкать, перестала ласкать и целовать, и ей даже было как-то неловко слишком часто до него дотрагиваться». Отзывчивая немецкая девочка привязывается к маленькой неказистой кукле. Мари вместе со своим новым другом отправляется в путешествие по кукольному царству, представляющее собой мир сладостей и являющееся очередной гофмановской трактовкой классического романтического символа возвышенной мечты – в данном случае, мечты детской. Маленькая мадемуазель Штальбаум видит вокруг себя идеальное с точки зрения ребёнка пространство, чья основа состоит из леденцов, апельсинов, миндаля, изюма, лимонада, миндального молока, пряников, мёда и конфет. Жители Кукольного царства отличаются удивительной красотой и изяществом и выполнены либо из сладостей, либо драгоценных металлов и камней.  [7]

     Возвращение Мари из Кукольного царства происходит утром, после пробуждения; превращение Щелкунчика в племянника Дроссельмейера осуществляется, когда Мари говорит о том, что никогда бы не отказалась от него из-за непривлекательной внешности, и с резким грохотом падает со стула. Волшебство продолжается и после завершения истории о Щелкунчике (она становится женой племянника Дроссельмейера и вместе с ним отбывает в сказочную страну), что говорит о том, что девочка выросла и ее любимая кукла превратилась из игрушки в ее мужа. Писатель уверен, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его.

     Таким образом,  Щелкунчик дал героине умиротворение и новое ощущение жизни. Кукла помогала решить главную задачу - уникальное и непосредственно переживание героини к пониманию своей сущности и бытия. 

 Практическая часть

Работая над проектом, я провела исследование, опросив 141 человека разного возраста и задав им следующие вопросы:

  1. Много ли у вас в детстве было игрушек?

да

нет

135 человек (95,75%)

  1. человек (4,25%)

Вывод: почти у всех  в детстве было много игрушек (95,75%)
2.  Считали ли вы свою игрушку настоящей (живой)?

да

нет

  1. человек (55,32%)

63 человек (44,68%)

Вывод: дети 55,32%   относились к игрушке как живой.

3.Были нелюбимые игрушки?

да

нет

  1. человек (34,8%)

91 человек (65,2%)

Вывод: у 65,2% опрошенных не было нелюбимых игрушек.
4. Как вы относились к игрушкам?

С любовью – 38 человек (27%)

Бережно – 24 (17,04%)

Хорошо – 22 (15,6%)

Нормально – 17 (12, 05%)

Отлично – 14 (9,93%)

Как к живым- 14 (9,93%)

Никак – 12 (8,51%)

Вывод: 91,49% опрошенных проявляли различный интерес к игрушкам и лишь 8,51% остались равнодушными.

5. Какая была ваша любимая игрушка в детстве?

Мягкая игрушка (котик, тигр, обезьянка, крокодил и др.) - 47 (33,33%)

Кукла – 31 (21,98%)

Плюшевый медведь – 24 (17,02%)

Машина -15 (10,64%)

Конструктор «Лего» -13 (9,21%)

Солдатики – 5 (3,54%)

Пистолет – 3 (2,88%)

Мяч -1 (0,70%)

Робот-1 (0,70%)

Вывод: на 1 месте наиболее любимой забавой были мягкие игрушки в виде различных животных. 33,33%;  на 2 месте –куклы 21,98%;  на 3 месте плюшевый медведь – 17,02%.

6. Какую роль играла игрушка в ваших играх? 

Разные роли —28ч (19,86%)

Ребенок—28ч (19,85%)

Главная роль—24ч (17,02)

Друг—15ч (10,63%)

Подруга—13ч (9,21%)

Лучшая роль—9ч (6,38%)

Питомец—7ч (4,96%)

Мама—5ч (3,54%)

Не было ролей —5ч (3,54%)

Оружие—3ч (2,13%)

Герой—3ч (2,12%)

Папа—1ч (0,76%)

Вывод: у большинства опрошенных игрушка чаще исполняла роль ребенка. 
     Обработав и проанализировав полученные данные, я сделала некоторые выводы о месте куклы  в жизни современного человека. В анкетировании приняло участие 141 человек. Из 141 человек игрушки в детстве были у 135 человек (95,75%), из них  91 человек (65,2%) имели любимые игрушки. Это говорит о том, что у детей было самое настоящее счастливое детство.

Дети (55,32%)  относятся к игрушке как  живой. 91,49%  проявляли различный интерес к игрушкам и лишь 8,51% остались равнодушными. На 1 месте наиболее любимой забавой были мягкие игрушки в виде различных животных. 33,33%; на 2 месте –куклы 21,98%; на 3 месте плюшевый медведь – 17,02%. У большинства опрошенных  игрушка играла разную роль, но чаще исполняла роль ребенка или главную роль в игре.

Заключение

В ходе моего исследования я узнала, что  игра в куклы является важной характеристикой персонажа, этот игровой предмет используется при описании его отличительных персонально-личностных и эмоционально-чувственных черт. Большинство упоминаний куклы в указанных контекстах связано с выделением и подчеркиванием ее особой роли в жизни ребенка, реже – взрослого человека. Она является важным символическим предметом, вокруг которого организуется его жизнь и при помощи которого автор характеризует его как персону (социально значимые личностные признаки) и как личность. [8]

 В ходе анализа выбранных мною произведений были установлены следующие функции куклы как художественной детали: дополняет психологический портрет хозяина;  выступает в роли «чудесного помощника»; оказывает влияние на персонажа и отражает его внутренний мир;  символизирует мечту, цель жизни;  способствует взрослению, становлению личности;  является средством связи мира взрослых и детей, способствует возникновению диалога ребёнка со взрослым;  способствует определению социальной роли ребёнка в будущем: «репетиция» социальных ролей.

Список литературы

Артамонова Е.В. Куклы. М.: Издательство ЭКСМО Пресс, ЭКСМО, 2000 с. 8.

Гофман Э.Т.А. Новеллы. М.:  издательство «Правда» , 1991 Предисловие А.Карельский. 5-14с.

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король. Издательство «Махаон», 2020. с.47 Романтический мир Э.Т.А.Гофмана. Д.Чавчанидзе. М.: Детская литература, 1981. 346 с.

Гюго В.Козетта. М.: «Детская литература» 1984 с. 7-8

   Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллинн, 1992, с. 377-380

 Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988. №2. С.123-129.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский  язык»,1989. с.313


[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский  язык»,1989. с.313

[2]    Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллинн, 1992, с. 377-380

[3] Гюго В.Козетта. М.: «Детская литература» 1984 с. 7-8

[4] Гофман Э.Т.А. Новеллы. М.:  издательство «Правда» , 1991 5-14с.

[5] Артамонова Е.В. Куклы. М.: Издательство ЭКСМО Пресс, ЭКСМО, 2000 с. 8.

[6] Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король. Издательство «Махаон», 2020. с.47

[7] Берковский Н.Я. Предисловие / Гофман Э.Т.А. Новеллы и повести. Л.: Государственное издательство Художественная литература, 1936. 800 с.

[8] Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988. №2. С.123-129.


Поделиться:

Кто самый сильный?

Прощание с летом

Знакомые следы

Волшебная фортепианная музыка

Весенняя сказка