Целью данной работы является анализ основных особенностей и этапов планирования карьеры на предприятии железнодорожного транспорта.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.18 КБ |
Елецкий техникум железнодорожного транспорта – филиал ГРУПС
Проект
«Песня железных дорог»
Выполнил:
Чалых Федосей, П-31
Руководитель:
Разинкова Н.А.
Елец – 2024г.
Планирование карьеры - это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Многие молодые специалисты сталкиваются с проблемой построения карьеры по ранее выбранной специальности. Основной путь ее решения, по нашему мнению, - повышение компетентности выпускников с точки зрения возросших требований к самостоятельности, чувству ответственности, а также умению взаимодействовать с окружающим обществом.
Таким образом, основной проблемой проекта является определение путей планирования карьеры по специальности и выбора профессии в области железнодорожного транспорта.
Актуальность изучения вопросов, связанных с планированием карьеры, обусловлена необходимостью любого человека планировать свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.
Развитие карьеры персонала создает определенные преимущества как для самих работников, так и для организаций. Работники получают удовлетворенность трудом, повышают свою конкурентоспособность на рынке, получают возможности для планирования профессионального роста, высокую лояльность сотрудников. Организация же, в свою очередь, получает повышение производительности туда работников и сокращение текучести кадров.
Планируя свою карьеру, человек получает более высокую удовлетворенность своей работой, более четкое понимание своих личных перспектив, возможность планирования других сторон своей жизни, а также добивается повышения своего материального благосостояния, уровня жизни и личной конкурентоспособности на профессиональном рынке труда.
Личностное самоопределение представляет собой самостоятельный выбор человеком жизненного пути, своего места в жизни и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Сюда также можно отнести выбор ценностей, нравственных норм, жизненного предназначения, религии, профессии, а также условий жизни. В данном случае человек сам решает, кем ему быть и каким быть.
Профессиональное самоопределение, в свою очередь, представляет собой поиск смысла в определенной трудовой деятельности, и вместе с тем форму личностного выбора, которая отражает поиск и приобретение конкретной профессии.
Процесс профессионального самоопределения мы можем определить как действия человека, связанные с самопознанием, самоанализом и самооценкой собственных способностей и ценностей. Также к этому процессу можно отнести действия по пониманию степени соответствия своих способностей требованиям выбираемой профессии и действия по развитию своих способностей в процессе профессионального обучения и подготовки для достижений требований, предъявляемых выбранной профессией.
Таким образом, профессиональное самоопределение является не только актом выбора профессии, но динамической процедурой формирования профессионала на всем жизненном пути.
Я выбрал для себя профессию, связанную с железнодорожным транспортом. Она обладает огромной социальной важностью, так как именно на железнодорожников ложится большая ответственность за организацию и обеспечение перевозочного процесса.
Целью данной работы является анализ основных особенностей и этапов планирования карьеры на предприятии железнодорожного транспорта.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: изучение литературы, анализ, обобщение информации.
II. Основная часть
Железнодорожная сеть РФ занимает первое место в мире по интенсивности использования, обеспечивает 87% грузооборота страны и примерно треть пассажиропотока. Железными дорогами России пользуются свыше миллиарда пассажиров в год.
Лидер отрасли – компания РЖД – является одним из главных заказчиков для отечественного машиностроения, промышленности в целом, для строительного комплекса и системы профессионального образования, обеспечивает многие сектора экономики, науки, технологического бизнеса стабильными, долгосрочными заказами. Так, за последние 20 лет компания закупила свыше 9 тыс. российских локомотивов. На маршруты вышли более 700 новейших магистральных тепловозов.
Сегодня по железным дорогам курсирует свыше 1 млн 300 тыс. грузовых вагонов – больше, чем когда-либо за всю нашу историю. Причем, вагонный парк России – один из самых молодых в мире: средний возраст – около 13 лет. А в ближайшие 3-4 года предстоит полностью завершить обновление парка пассажирских вагонов.
Липецкая область располагает развитой сетью железных дорог. Густота железнодорожных путей на 10000 кв. км: по Липецкой области составляет 314 км путей. Именно на липецкой земле формируется около трети всех грузов (30,5 %), отправляемых по Юго-Восточной железной дороге. Примечательно, что в общем объёме перевезённых по региону грузов железнодорожные занимают 45 %.
За этими цифрами стоит напряженный труд сотен тысяч людей: машинистов и проводников, диспетчеров и ремонтников, путеобходчиков, инженеров и транспортных строителей, многих других специальностей.
Железнодорожники выполняют широкий спектр функций и задач, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и развитием железнодорожного транспорта.
Сфера железнодорожного транспорта включает множество специализаций, каждая из которых требует особые навыки и знания.
Управление движением:
Обслуживание пассажиров:
Техническая эксплуатация и обслуживание:
Логистика и планирование:
Безопасность и экология:
Проектирование и инновации:
Работа на станциях:
Железнодорожная связь:
Бесперебойное функционирование железных дорог обусловлено не только техническим состоянием подвижного состава и инфраструктуры, но и профессиональными и личностными качествами людей, создающих, эксплуатирующих, обслуживающих сложную современную технику, управляющих производственными процессами и коллективами. При этом, как отмечается в докладе замгендиректора компании РЖД Дмитрия Шаханова, сейчас железнодорожная отрасль, как и все производства в стране, испытывает «кадровый голод». Существует большая потребность в специалистах со средним специальным образованием.
Наш регион также не является исключением в этом смысле. На данный момент в открытых официальных источниках размещены 73 вакансии в сфере железнодорожного транспорта Липецкой области.
Железная дорога вошла в мою жизнь еще в детстве. Мне было 10 лет, когда я услышал слова песни «…старый мотив железных дорог, вечная молодость рельсовых строк…». Эти простые слова настолько поразили мое детское воображение, что остались со мной навсегда.
А вместе с ними и «невиданная, загадочная Земная Магистраль, проложенная за Байкалом» (спустя много лет я узнал, что так поэт Николай Добронравов описал Байкало-Амурскую железную дорогу). Детское воображение рисовало мне сказочные картины великого пути, который протянулся на тысячи километров сквозь тайгу и лица удивительных героев, сильных телом и духом, прокладывающих железную магистраль.
Постепенно образы, проникшие в мое детское сознание, превратились в нечто большее: мечту о будущей профессии. Когда в 9 классе нужно было выбирать, где продолжить обучение, я ни секунды не раздумывал: решение было принято давно.
И вот я здесь – в Елецком техникуме железнодорожного транспорта. Мне повезло, я поступил в учебное заведение с более чем полуторовековой историей.
Это первое в России ремесленное железнодорожное училище, было открыто по указу императора Александра II в 1869 году. Учреждение готовило «техников для ответственных второстепенных железнодорожных должностей», оно славилось трудовыми традициями, участвовало во Всероссийских и Международных выставках, где неоднократно награждалось медалями и дипломами.
Устав училища был утвержден министром П. П. Мельниковым 6 февраля 1869 года. В своём докладе Комитету Министров он указал: «Училище это будет первым в России учреждением подобного рода и обещает пользу для нашего железнодорожного дела».
Высочайшее разрешение императора Александра II последовало 13 февраля. В день рождения императора, 17 апреля 1869 года, состоялось торжественное открытие учебного заведения, названного в его честь.
Это было первое в России специальное учебное заведение, готовившее средний технический персонал для железнодорожного транспорта: начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов. Выпускникам присваивалось звание техника II разряда.
Для училища был построен целый комплекс строений. В главном корпусе имелись не только классы для занятий, библиотека и кабинеты для руководства, но даже небольшая домовая церковь во имя Александра Невского. Другие здания — каменные учебные мастерские и общежитие на 70 мест, деревянные дома для начальника и служащих училища, баня, ледник — были выстроены к 1871 г. На территории училища, занимавшей площадь 1,33 га, был разбит сад с фонтанами, сооружен гимнастический городок.
В 1891 году сын учредителя Даниил Самуилович Поляков безвозмездно передал училище со всеми постройками и капиталом (в размере 30 тыс. руб. серебром, проценты с которого шли на содержание училища) в ведомство российского Министерства путей сообщения.
Статус училища со временем менялся:
- средне-техническое училище строительных специальностей для подготовки техников путей сообщения 1 категории (1917),
- строительный техникум Народного комиссариата путей сообщения (1922),
- профессионально-техническая школа строительных специальностей (1923—1925) для подготовки техников — строителей 2 разряда.
В 1925—1939 годах при техникуме работала школа фабрично-заводского ученичества, массово готовившая рабочие кадры для железнодорожного транспорта.
Елецкий путейско-строительный техникум НКПС принимал учащихся на 2 отделения: путейско-строительное и отделение «Гражданские и коммунальные здания». Количество студентов возросло до 350, были усовершенствованы учебные планы и программы, значительно укрепилась материальная база.
В 1930 году учебное заведение обрело статус техникума железнодорожного транспорта. В то время он ежегодно выпускал уже 100 — 120 специалистов, так нужных стране в период индустриального роста.
С началом Великой Отечественной войны ЕТЖТ продолжал готовить кадры для советских железных дорог, несмотря на то, что из его стен ушли на фронт многие педагоги и учащиеся.
В 1952 году учащиеся и преподаватели перешли в новое, специально построенное здание — нынешний главный корпус техникума с его классическими портиком и колоннами.
В наши дни это учебное заведение является филиалом РГУПС. Опытные педагоги передают нам знания и формируют необходимые в профессии навыки, работая под лозунгом «от традиций к инновациям».
Моя будущая работа – ответственное и почетное дело. Это целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками. Задачи путейцев почти «боевые». Они должны обеспечивать бесперебойное передвижение железнодорожных составов и машин на путях, перегонах.
Ежедневная работа – это текущее содержание пути и стрелочных переводов. Для них нет плохой погоды, ведь поезда идут постоянно. Специальность актуальна во все времена и специалисты востребованы на предприятиях путевого хозяйства. Выпускники работают бригадирами пути, дорожными мастерами, дефектоскопистами, техниками техотдела, дежурными по дистанции пути, техниками в проектных организациях.
Рассматривая особенности подготовки студентов-железнодорожников по программам СПО я отметил, что среднее профессиональное образование в области железнодорожного транспорта обеспечивает выпуск специалистов не только физического труда, но и умственного, ориентированных на деятельность аналитического характера, требующую оценки выбора и реализации наиболее эффективного решения.
Подготовка обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности по специальности должна включать в себя не только традиционный комплекс общей дидактики, ориентированный на достижение определенного уровня профессиональной подготовки, но и создание условий для личностного и профессионального самоопределения.
Важным фактором подготовки будущих железнодорожников, развития у них общих и профессиональных компетенций является обучение на тренажерах, а также приглашение специалистов с предприятий.
Приглашение специалистов-практиков позволяет всем участникам образовательного процесса:
- расширить горизонты учебной деятельности, преодолеть замкнутый характер образования и доминирование традиционных методов обучения и воспитания;
- получить более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления;
- связать теорию с практикой;
- обогатить внутренний мир, познакомить с уникальным жизненным опытом других людей, воспользоваться дополнительным источником знаний; создать условия для их профессиональной ориентации и социализации.
При прохождении практики изучается организация линейных работ, технологических процессов при ремонте, реконструкции, строительстве и эксплуатации устройств железнодорожной инфраструктуры; основные характеристики, принципиальные и монтажные схемы, конструктивные особенности устройств, приобретаются навыки организационной и общественной работы, закрепляются и совершенствуются приобретённые навыки в процессе обучения, развиваются общие и профессиональные компетенции, осваиваются современные рабочие процессы, проходит непосредственная адаптация к конкретным условиям деятельности организации.
Профессия железнодорожника обладает огромной социальной важностью, так как именно на него ложится большая ответственность за организацию и обеспечение перевозочного процесса.
Бесбойное функционирование железных дорог обусловлено не только техническим состоянием подвижного состава и инфраструктуры, но и профессиональными и личностными качествами людей, создающих, эксплуатирующих, обслуживающих сложную современную технику, управляющих производственными процессами и коллективами.
С понятием компетенции очень тесно связано понятие профессионально значимых качеств личности, а именно, тех качеств специалиста, которые влияют на эффективность его труда, а также профессиональные способности.
Проанализировав особенности рассматриваемой профессии, можно выделить основополагающие профессионально значимые личностные качества, необходимые будущим специалистам: мотивационная направленность, социально-профессиональная мобильность, коммуникативность и готовность к сотрудничеству.
Основными личностными качествами, которыми должен обладать будущий успешный железнодорожник - это выраженная потребность в достижениях, готовность к профессиональному росту и развитию, сформированность моральных мотивов, обостренное чувство долга и ответственности, развитость волевых качеств, осуществление самоконтроля, обучаемость личности, адаптивность личности в социуме, адаптивность личности в профессиональном становлении, общительность, речевая культура личности, умение работать с информацией, умение работать с коллективом.
Вышеперечисленные качества личности являются профессионально значимыми, поскольку определяют отношение специалиста к своей профессии, успешность профессионального роста, способность или неспособность к профессиональному творчеству и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности личности.
III. Заключение
Железная дорога – это целый мир, который включает в себя множество специальностей и человеческих судеб. Выбор железнодорожной профессии вряд ли может быть случайным, но при этом мотивы и путь в профессиональное сообщество у каждого свой.
После окончания техникума я планирую продолжить обучение в Университете путей сообщения. Это позволит мне открыть для себя дальнейшие карьерные перспективы.
Вот так песня о БАМЕ, услышанная мною в детстве, стала для меня путеводной звездой, указавшей, я уверен, верное направление к будущей профессии.
Список используемых источников
1. Заводчиков, Д.П. Психология карьеры / М.В. Кормильцева. – Екатеринбург: РППТ, - 2012. – 156 с.
2. Козырев, В.А. Управление персоналом на железнодорожном транспорте / В.А. Козырев, С.В. Палкин, В.В. Корсакова: под. ред. В.А. Козырева. – Москва: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2008. – 304 с.
3. Вульфов, А.Н., История железных дорог Российской империи / А.Н. Вульфов. – Москва: Рипол-Классик, 2018. – 495 с.

Можно от Солнца уйти...

Крутильный маятник своими руками

Л. Нечаев. Яма

За чашкой чая

Наводнение