• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ«Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают» (Петр I)

Опубликовано Сафонова Татьяна Сергеевна вкл 26.08.2025 - 20:17
Сафонова Татьяна Сергеевна
Автор: 
Трубников Артём, 8А класс
                        «Самодержавною рукой 
                        Он смело сеял просвещенье,
                        Не презирал страны родной:
                         Он знал ее предназначенье...»
 
                         А. С. Пушкин: 350-летие со дня рождения Петра I

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_petre_i.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение : «Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают»

                                                                               (Петр I)

Номинация :  «Самодержавною рукой

                        Он смело сеял просвещенье,

                        Не презирал страны родной:

                         Он знал ее предназначенье...»

                         А. С. Пушкин: 350-летие со дня рождения Петра I

Автор: Трубников Артём Александрович,

ученик 8 А класса

14 марта 2009 г. р. ,13 лет.

Руководитель: Сафонова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

тел.:8(4712)59-31-56

Петр Алексеевич, царь-батюшка , три дня на перекладных к тебе ехал, как узнал, что гневаешься , - причитал калужский помещик.

Бледное и изнеможденное лицо его выдавало сильный страх. Царь долго молчал, внимательно всматриваясь в глаза бывшего любимого переводчика, а потом спокойно повел речь:

Расстроил ты меня, Сеня, и рассердил крепко. Дошли до меня слухи, что ты сына своего, Максима, в обход моего Указа пристроил учиться в греко-латинскую академию. Так ли это, Сеня?

Помещик плюхнулся на колени, еле выдавливая из себя слова:

Батюшка, Петр Алексеевич, родненький, выслушай меня, непутевого. Не хотел я нарушать твой Указ, и в мыслях не было ослушаться. Просто сын у меня один остался, все другие еще в младенчестве преставились ко Господу, ангелами теперь летают...

Петр слушал, а Сеня продолжал:

         - Тут ко мне намедни  соседский помещик заехал, да давай стращать, мол            в школе математических и навигацких наук, куда ты всех детей дворян         определить велел, муштра страшная. Говорит, бюьт там новеньких-то,         обувь чистить заставляют, читать много задают, языки опять же... Нет у         моего Максимки склонности к языкам. Сосед рассказывал, как         гардемарины издеваются над молодыми курсантами и смеются, смеются         над ними бедненькими, жуть одна.

А ты, стало быть, Сеня, решил, что надо твоему недорослю полегче службу определить? Так? А ты не подумал, Сеня, что если все помещики начнут прятать своих сынов да ограждать их от мучений, кто будет служить Отечеству? Кто защищать его будет? Мне нужна мощная армия и флот, а для этого надобны грамотные полководцы и мореплаватели. Где мне их взять, если никто учиться не хочет? До сих пор идет Великая Северная война со Швецией. Кругом враги, которые в любой момент на Отчизну напасть  могут, а твой сынок на что способен будет? Польза от него какая?

Царь встал — помещик задрожал еще сильнее. Петр больше не мог держаться:

Завтра же, - кричал он, - я издам Указ, по которому твой лентяй и его дружки поедут учиться за границу! Они привезут мне нужные знания во что бы то ни стало! Преподаватели об этом позаботятся, а я буду проверять каждого приезжающего!

Разгневанный царь велел пойти прочь помещику Спафариеву. Тот быстро удалился, а наутро Петр I и впрямь издал Указ, гласивший: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится».

        Приехав домой, Семен Спафариев рассказал все жене и сыну. Мать, конечно, в голос:

Не пущу, - кричит, - на чужбину сыночка своего.

Поголосила-поголосила, а делать нечего: или в Голландию, или в «черные работы» -  рыть землю и забивать сваи. Начали сборы.

Калмыка с собой возьми, - приказала мать, - он хитрый и умный, глядишь сгодится для чего на чужой стороне.

Так и порешили.

        Не хотел Максим Спафариев учиться морскому делу. Всюду вместо себя посылал своего калмыка. Тот, напротив, учился исправно, нравилось ему постигать доселе неизвестные науки. Максим же кутил, прогуливал казенные деньги. А как пришло время на родину возвращаться, так и заявил калмыку своему:

На экзамен со мной пойдешь, подскажешь, где надо.

Калмык и не отказывался: очень уж надеялся там царя-батюшку увидеть.

        Петр Алексеевич экзаменовал крепко: то про устройство корабля, то про стратегии какие-то. Не выдержал экзамена Максим, определили его на флот простым матросом, чтобы семье позор и другим неповадно было. А калмыка самодержец заметил:

Ну-ка, - говорит, - подойди ко мне и расскажи  все, чему научился. Вижу, знаешь много, губами шепчешь, высказаться хочешь.

Калмык и давай рассказывать про устройство мира, морские походы, да про судостроение. Царь раскраснелся от удовольствия, слушал с охотой, улыбался, а потом и говорит:

Горжусь тобой, достойный сын своего Отечества! Даю тебе вольную и чин мичмана на флоте. Отныне ты не калмык какой-то, а Денис Спиридонович Калмыков.

        Любил Петр I сам учиться и людей, способных и стремящихся к обучению уважал, помогал всякому, кто к наукам тянулся. А кто не желал учиться, тех силой заставлял, потому что хотел, чтобы в его Отечестве было больше просвещенных людей, идущих на свет, не желающих жить во тьме. Вот каким был Петр Алексеевич. Великий царь великой страны, по-настоящему любивший свою Отчизну !


Поделиться:

Корзина с еловыми шишками

Невидимое письмо

Сочные помидорки

Каргопольская игрушка

Акварельные гвоздики