| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.45 КБ |
Сочинение : «Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают»
(Петр I)
Номинация : «Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье...»
А. С. Пушкин: 350-летие со дня рождения Петра I
Автор: Трубников Артём Александрович,
ученик 8 А класса
14 марта 2009 г. р. ,13 лет.
Руководитель: Сафонова Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
тел.:8(4712)59-31-56
Петр Алексеевич, царь-батюшка , три дня на перекладных к тебе ехал, как узнал, что гневаешься , - причитал калужский помещик.
Бледное и изнеможденное лицо его выдавало сильный страх. Царь долго молчал, внимательно всматриваясь в глаза бывшего любимого переводчика, а потом спокойно повел речь:
Расстроил ты меня, Сеня, и рассердил крепко. Дошли до меня слухи, что ты сына своего, Максима, в обход моего Указа пристроил учиться в греко-латинскую академию. Так ли это, Сеня?
Помещик плюхнулся на колени, еле выдавливая из себя слова:
Батюшка, Петр Алексеевич, родненький, выслушай меня, непутевого. Не хотел я нарушать твой Указ, и в мыслях не было ослушаться. Просто сын у меня один остался, все другие еще в младенчестве преставились ко Господу, ангелами теперь летают...
Петр слушал, а Сеня продолжал:
- Тут ко мне намедни соседский помещик заехал, да давай стращать, мол в школе математических и навигацких наук, куда ты всех детей дворян определить велел, муштра страшная. Говорит, бюьт там новеньких-то, обувь чистить заставляют, читать много задают, языки опять же... Нет у моего Максимки склонности к языкам. Сосед рассказывал, как гардемарины издеваются над молодыми курсантами и смеются, смеются над ними бедненькими, жуть одна.
А ты, стало быть, Сеня, решил, что надо твоему недорослю полегче службу определить? Так? А ты не подумал, Сеня, что если все помещики начнут прятать своих сынов да ограждать их от мучений, кто будет служить Отечеству? Кто защищать его будет? Мне нужна мощная армия и флот, а для этого надобны грамотные полководцы и мореплаватели. Где мне их взять, если никто учиться не хочет? До сих пор идет Великая Северная война со Швецией. Кругом враги, которые в любой момент на Отчизну напасть могут, а твой сынок на что способен будет? Польза от него какая?
Царь встал — помещик задрожал еще сильнее. Петр больше не мог держаться:
Завтра же, - кричал он, - я издам Указ, по которому твой лентяй и его дружки поедут учиться за границу! Они привезут мне нужные знания во что бы то ни стало! Преподаватели об этом позаботятся, а я буду проверять каждого приезжающего!
Разгневанный царь велел пойти прочь помещику Спафариеву. Тот быстро удалился, а наутро Петр I и впрямь издал Указ, гласивший: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится».
Приехав домой, Семен Спафариев рассказал все жене и сыну. Мать, конечно, в голос:
Не пущу, - кричит, - на чужбину сыночка своего.
Поголосила-поголосила, а делать нечего: или в Голландию, или в «черные работы» - рыть землю и забивать сваи. Начали сборы.
Калмыка с собой возьми, - приказала мать, - он хитрый и умный, глядишь сгодится для чего на чужой стороне.
Так и порешили.
Не хотел Максим Спафариев учиться морскому делу. Всюду вместо себя посылал своего калмыка. Тот, напротив, учился исправно, нравилось ему постигать доселе неизвестные науки. Максим же кутил, прогуливал казенные деньги. А как пришло время на родину возвращаться, так и заявил калмыку своему:
На экзамен со мной пойдешь, подскажешь, где надо.
Калмык и не отказывался: очень уж надеялся там царя-батюшку увидеть.
Петр Алексеевич экзаменовал крепко: то про устройство корабля, то про стратегии какие-то. Не выдержал экзамена Максим, определили его на флот простым матросом, чтобы семье позор и другим неповадно было. А калмыка самодержец заметил:
Ну-ка, - говорит, - подойди ко мне и расскажи все, чему научился. Вижу, знаешь много, губами шепчешь, высказаться хочешь.
Калмык и давай рассказывать про устройство мира, морские походы, да про судостроение. Царь раскраснелся от удовольствия, слушал с охотой, улыбался, а потом и говорит:
Горжусь тобой, достойный сын своего Отечества! Даю тебе вольную и чин мичмана на флоте. Отныне ты не калмык какой-то, а Денис Спиридонович Калмыков.
Любил Петр I сам учиться и людей, способных и стремящихся к обучению уважал, помогал всякому, кто к наукам тянулся. А кто не желал учиться, тех силой заставлял, потому что хотел, чтобы в его Отечестве было больше просвещенных людей, идущих на свет, не желающих жить во тьме. Вот каким был Петр Алексеевич. Великий царь великой страны, по-настоящему любивший свою Отчизну !

Корзина с еловыми шишками

Невидимое письмо

Сочные помидорки

Каргопольская игрушка

Акварельные гвоздики