• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Романтизм в творчестве Ш.Бабича"

Опубликовано Зайнуллина Гульназ Ришатовна вкл 05.10.2025 - 18:34
Зайнуллина Гульназ Ришатовна
Автор: 
Зайнуллина Василя

Творчество пламенного поэта Шайхзады Бабича занимает особое место в башкирской литературе. Поэт с ранних лет глубоко чувствовал неразрывную связь музыки, песни и поэтического слова, поэтому чтение своих стихов сопровождал виртуозной игрой на мандолине. Его поэзия, на наш взгляд, была вызвана самой революционной эпохой перемен, не зря поэт становится в один ряд с выдающимися политическими деятелями. Будучи ярким представителем башкирского национально-освободительного движения начала XX века, поэтическое слово Бабича стало решающим: «В своем блестящем творчестве Шайхзада Бабич отразил сложнейшие перипетии истории башкирского народа начала XX века» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romantizm_v_tvorchestve_shayhzady_babicha.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция

«Киекбаевские чтения»

«Романтизм в творчестве Шайхзады Бабича»

                                               

Зайнуллина Василя Ранифовна,

обучающаяся 7Б класса

МБОУ СОШ №2 села Иглино

Научный руководитель -

                                            Зайнуллина Гульназ Ришатовна,

учитель башкирского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 села Иглино


Романтизм в творчестве Шайхзады Бабича

Творчество пламенного поэта Шайхзады Бабича занимает особое место в башкирской литературе. Поэт с ранних лет глубоко чувствовал неразрывную связь музыки, песни и поэтического слова, поэтому чтение своих стихов сопровождал виртуозной игрой на мандолине. Его поэзия, на наш взгляд, была вызвана самой революционной эпохой перемен, не зря поэт становится в один ряд с выдающимися политическими деятелями. Будучи ярким представителем башкирского национально-освободительного движения начала XX века, поэтическое слово Бабича стало решающим: «В своем блестящем творчестве Шайхзада Бабич отразил сложнейшие перипетии истории башкирского народа начала XX века» [2]. Стихотворения Шайхзады Бабича емкие по своей форме, были обращены к народу, который стал на путь преобразований. Простота формы, красота и острота языка, лаконичные неологизмы, блестящий народный стиль – характерные черты его творчества. Поэзия Ш. Бабича всегда привлекала исследователей, его творчеству посвящены труды башкирских литературоведов Ахнафа Харисова, Гайсы Хусаинова, Равиля Бикбаева, Гиниятуллы Кунафина, что связано с актуальностью изучения творчества великого поэта. [1, 13].

Романтизм как литературный метод является характерным явлением в определении творчества Шайхзады Бабича. Известно, например, что в эпоху романтизма «лирический герой» Бабича характеризовался как яркая индивидуальность с необычайной интенсивностью переживаний – от мятежности до гармоничного примирения с миром.

Аристократия отказывалась принимать поэзию Бабича из-за свободолюбивых мотивов, элита им злословила. Бабич участвовал в сражениях за освобождение народов мира и поэтому мировоззрение и нравы не могли не отразиться в стихах поэта:

«Для народа» («Халҡым өсөн»)

Не ради богатств садовода

Взрастил я цветник красоты,

А ради родного народа,

Чьи дочери словно цветы

Не жалуюсь на неудачу,

На холод студеных дорог, –

О доле народа я плачу,

О том, что он слаб и убог. [4].

Как мы видим, стихотворение Бабича написано в жанре романтизма, так как присутствует противоречивое отношение к народу – один из основных жанровых признаков метода. Поэт хочет донести, что он стремится помочь народу, а не просто рассказать о своих душевных переживаниях. Автор использует природу для выражения своих мыслей. Шайхзада Бабич описал «цветник красоты» – символ всех стихов поэта, которые он «взрастил» для просвещения родного народа. Он не идеализирует людей, а видит в них как положительные качества, так и пороки. Бабич открыто выражает свое мнение.

В стихотворении «Айға мендем» («Я на луну взобрался») Бабич рассказывает о поиске счастья, но счастья настолько сокровенного, что даже Бог, по мнению поэта, не сможет помочь его отыскать, ведь только сам автор понимает суть этого счастья. Он снова передает свои мысли через природу.

 «На луну я взобрался» («Айға мендем») (1914)

На луну я взобрался, от земных удалившись тревог,

Ликовал и смеялся – а насытиться счастьем не мог.

Не хватило мне счастья, – я поднялся

на солнечный круг,

  Но и там от ненастья, я почувствовал в сердце недуг.

Миновал я дороги, восемнадцати тысяч планет,

Оказался в чертоге, где светился Всевышнего свет.

Но и в божьем жилище, благодатью небесной дыша,

Не отважней не чище, не счастливей не стала душа.

Стихотворение «Вперед,душа!» (1915) является одним из наиболее характерных в поэзии Ш.Бабича, воплотившим в себе основные черты романтизма.

Вперед, душа, не будь здесь, лети ввысь, ввысь, ввысь.

Лети ввысь: на небе покой, а здесь война, здесь меч!

Лети ввысь, тут нет красоты, а в небе есть, там сияют лучи.

А здесь что? Красивые станы… Там гурии, там райские девы.

Вперед, моя жизнь, мое счастье, вперед, моя душа – все.

Если здесь порхают бабочки, там – все ангелы.

В этом стихотворении, с одной стороны, тот же полет ввысь, свойственный большинству поэтов романтизма, «убегание» от безжалостного мира. С другой – не абстрактное желание покинуть этот мир, как у иных поэтов. Причину своего желания покинуть землю Ш. Бабич объясняет предельно ясно: «Здесь война, здесь меч!». Это не жалоба на абстрактное варварство или на какое-то неопределенное зло, поэт прямо указывает на реальные события, на кровопролитие в мировом масштабе. Таким образом, романтический дух дополняется жизненными деталями.

Таким образом, Шайхзада Бабич посчитал самым верным направлением для своего творчества принципы романтизма. Своеобразная свобода мысли, манифестационно-ораторский стиль, образность и экспрессия позволило автору донести мысль до народа, жаждущего свободу. Творчество Шайхзады Бабича актуально во все времена, ибо столетия не способны отделять вечно молодого поэта от родного народа:

«Клянусь своей юной порой золотою.

И кровью живою, и сердцем клянусь:

Коль в мире крутом я чего-нибудь стою,

Я буду с народом!

С ним прахом сольюсь!».


Литература и источники:

  1. Бикбаев Р. Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество. – Уфа: Китап, 2020. – 224 с.
  2. Кульшарипов М.М. Отражение истории башкирского народа в творчестве Ш. Бабича // Шайхзада Бабич – выдающийся башкирский поэт и общественно-политический деятель: Матер. НПК, посвященной 120-летию со дня рождения Ш. Бабича. – Уфа, РИЦ ИРО РБ, 2015. – С. 6.
  3. Кунафин Г.С. Стихотворная сатира в дореволюционной литературе: история и теория жанра, роль Бабича в ее развитии // Шайхзада Бабич – выдающийся башкирский поэт и общественно-политический деятель: Матер. НПК, посвященной 120-летию со дня рождения Ш. Бабича. – Уфа, РИЦ ИРО РБ, 2015. – С. 13 – 22.
  4. Шайхзада Бабич. Весенняя песнь. – Уфа: Китап, 1995. – 303 с.
  5. https://biographe.ru/znamenitosti/shajkhzada-babich
  6. Шарипова А. В. Бабича Ш. музей // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия», 2015—2024. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  7. «Бабич» - полнометражный исторический фильм | Кинокомпания «Живая Лента»". Кинокомпания «Живая Лента». 2016-10-14. Архивировано 20 ноября 2018. Дата обращения: 28 марта 2017.


Поделиться:

Три коробки с орехами

Домик зимней ночью

Знакомимся с плотностью жидкостей

Твёрдое - мягкое

Калитка в сад