ученица проанализировала образ дороги как художественной детали в произведениях разных эпох
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.35 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п Аскиз
Научно-практическая конференция
«Катановские чтения – 2025»
Образ дороги в русской литературе 19 – 21 веков
выполнила: Тюзина Арина
ученица 11 класса МБОУ СОШ п Аскиз
руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п Аскиз 2025 г
Оглавление
стр
2. Анализ произведений с точки зрения использования образа дороги как художественной детали
2.1. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь ____________________________ 5
2.2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов _________________5
2.3. «Васюткино озеро» В.П. Астафьев________________________ 6
2.4. «Дороги» Л.И. Ошанин _________________________________ 6
2.5. «На русской дороге» Е.Ю. Юшин ________________________ 6
Введение
О́БРАЗ в русском литературоведении — форма отражения и преобразования действительности в художественном произведении.
Характерные черты образа:
С точки зрения литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ – это одновременно конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения. Художественный образ может быть как индивидуальным (образ Воланда), так и обобщающим (образ маленького человека), то есть типическим.
В литературе образ зачастую связан с символом, то есть через образ автор символически раскрывает реальный мир, проблему, намек. Одним из таких символических образов является «дорога». Интересно, что не всегда дорога воспринимается читателем как образ, скорее, как художественная деталь. Но и деталь в художественном произведении может сказать многое о времени, и о героях.
Отсюда
Актуальность: исследование «дороги» как образа помогает глубже понять ее художественную роль в произведении.
Практическая значимость: данное исследование позволит подойти к анализу произведения с точки зрения использования образа дороги, понять его символическое значение, а значит, проникнуть глубоко в идею произведения.
Цель исследовательской работы: раскрытие роли образа дороги в русской литературе на примере произведений разных времен.
Степень изученности дороги, как образа, на мой взгляд, еще допускает открытие новых смыслов, особенно в современной литературе.
Мною проанализированы произведения 19 – 21 веков с точки зрения использования дороги как художественного образа.
Задачи: 1) выбрать и прочитать произведения русских писателей, в которых используется образ дороги.
2) Проанализировать данный образ в контексте времени.
3)Сделать вывод о символическом значении образа дороги как художественной детали.
Предметом исследования явились произведения Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.П. Астафьева, Л.И. Ошанина, Е.Ю. Юшина.
Методы исследования: сравнительный анализ прозаического и поэтического текстов.
2.Как художественная деталь, образ дороги должен рассматриваться в рамках описываемого в произведении времени. Тогда станет очевидным, какой смысл вкладывает автор в данный образ. Постоянен ли он, образ, из века в век, из произведения в произведение или претерпевает эстетические изменения? Обратимся к произведениям русской литературы.
2.1. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» историческое время относится к 16 – первой половине 17 века. Для украинского народа это было время борьбы за политическую независимость от польских панов. Сам дух народа, в особенности казачества, был пропитан духом свободы и противодействия влиянию католических соседей. Главные герои дважды следуют по дороге. Первый раз они едут в Запорожскую Сечь, их путь пролегает через широкую степь, поэтически воспетую Н.В. Гоголем. Автор подчеркивает свободолюбивый характер казацкой жизни через описание степи: «девственная пустыня» и «бесконечная, вольная степь». Это путь, ведущий к славе, героическим подвигам и свободе. Картина степи настолько прекрасна, что опечаленные юноши вскоре ободрились духом.
В продолжении повествования мы узнаем, что Андрий покинул отца, братьев и всех товарищей ради любви к прекрасной полячке. Каким путем он уходит? Он шел по узкому подземному ходу, настолько тесному, что нельзя было выпрямиться. Темный, сырой подземный коридор – это в прямом смысле дорога, связующая город со степью. Но применимо к Андрию – это путь предательства и отречения от всего, что было дорого сердцу. Вот почему автор проводит его никаким иным путем, а только под землей.
2.2.Историческое время в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» относится к 30 годам 19 века, правлению Николая 1, чье воцарение ознаменовалось восстанием декабристов. Это было время неверия в свои силы, потери идеалов и стремлений к высоким целям. Печорин Григорий Александрович – представитель того поколения, его лучшие качества личности загублены бездействием, в которое погрузилось общество его ровесников. Разочарованный в жизни и в себе, он последний раз встречается с Максим Максимычем. Куда же он направляется? Его последние слова: «Что делать?.. всякому своя дорога...» свидетельствуют, что своей дороги он не знал точно, хотя и сказал, что едет в Персию. Персия – это все равно, что «куда угодно». Говоря о дороге, Печорин, конечно, имел в виду жизненный путь. Он был глубоко несчастлив, и хуже всего то, что и не надеялся обрести радость жизни, потому что не было у него какой-то стоящей цели. Все приводило только к разочарованию. Не случайно он умирает, возвращаясь из Персии, потому что путь «куда угодно» может привести в «никуда».
Общий вывод: в произведениях 19 века образ дороги символизирует жизненный путь героя, его личный выбор.
2.3. Время действия рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» приходится на 30-ые годы 20 века. Маленькому герою, а было ему 11 – 13 лет, пришлось провести в тайге долгие 4 дня из-за собственной ошибки или, правильнее сказать, из-за охотничьего азарта. К счастью, мальчик оказался опытным по своим годам лесником: он знал приметы леса, указывающие на перемену погоды, на нахождение сторон света и близость реки; умел экономно тратить запасы, разводить костер, запекать дичь и многое другое. Благодаря этим навыкам, подросток сумел остаться живым и выбраться из недр суровой сибирской тайги. Путь, который он прошел по тайге. – это путь испытаний на выносливость, смекалку и силу духа.
2.4. Время действия в стихотворении Л.И. Ошанина в стихотворении «Дороги» - годы Великой Отечественной войны. Произведение написано в 1945 г и предстает в форме воспоминаний лирического повествователя о тех страшных годах. Рефреном «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян» воспроизводятся тяготы военных дорог. Солдатам – защитникам приходилось воевать в стужу, и в зной, и в дождь, и в слякоть. Повествователь как бы выхватывает из памяти картины войны: пламя сражений, свист пуль, чужая земля. А в минуты передышки солдаты вспоминают родной дом, родные глаза, «все глядят вослед за нами». Дороги войны – это путь потерь, страданий, побед и мужества, через который пришлось пройти всем, живущим в то время. Вот почему стихотворение заканчивается словами: Нам дороги эти позабыть нельзя.
Общий вывод: в произведениях 20 века образ дороги символизирует испытания и проверку личностных качеств, это память о великом подвиге народа за жизнь и свободу человечества.
2.5. Евгений Юрьевич Юшин родился 25 июня 1955 года в Озёрах Московской области. Русский советский писатель, прозаик, поэт и редактор. Член Союза писателей СССР с 1987 года. с 2005 года — секретарь Правления Союза писателей России. С 1976 года начал своё творчество с выпуска своих поэтических произведений в газете «Коломенская правда», а в дальнейшем в литературных журналах «Сибирские огни» и «Байкал». Наш современник.
Стихотворение «Русская дорога» (2013г) по форме напоминает исповедь: «меня здесь знает каждый муравей, и каждый куст, и каждая сорока». Но не свою жизнь исповедует лирический герой, а долгий-долгий путь Родины. Вот у него дорога и «призадумалась». Она вспоминает поступь поколений, уходящих в века в туманах и крови. По ней проскакало племя Чингисхана, прошли каторжники. Мне, как читателю, на память приходят те самые каторжники, которые вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. А упоминание племени Чингисхана вызывает к жизни трагические страницы далекой истории 11 века. По дороге во все времена шли защитники земли Русской, а для кого-то она, дорога, стала последней. Но в то же время эта дорога ликования и народного счастья, вот и «мужик под гармошку радостно и пьяно вошел в смолистую избу». И так прекрасна жизнь, что «попробуй этот мир - перескажи». Так автор через связующий образ дороги соединяет прошлое и настоящее, показывает неразрывную нить между историческими событиями в разные эпохи.
Вывод: в 21 веке образ дороги играет роль исторической памяти, то есть продолжает традиции 20 века.
Заключение
Образ дороги в русской художественной литературе очень многогранен и не может исчерпываться в рамках исследованных произведений, так как этот образ шире, чем просто художественная деталь, и становится панорамой жизни. Конечно, в представленных произведениях можно открыть дополнительные символические смыслы этого образа, а возможно, и пересекающихся между собой. Так, например, дорога Печорина – это не только его выбор, но и его жизнь, против которой восстать он не в силах. Так и идет его жизнь – дорога от одной истории к другой, и в этих историях растрачиваются впустую его душевные силы.
Образ дороги можно считать универсальным художественным образом, позволяющему писателю реализовать разные задачи произведения: от изображения картин жизни героев до личностных качеств героя. Анализируя роль дороги в произведении, можно глубже понимать замысел автора, так как, будучи символом, этот образ содержит в себе много смыслов и является как бы невидимым участником действия. Образ дороги и в 21 веке остается традиционным, но в зависимости от времени, развивается, приобретая новые черты в целях решения художественных задач.
Время создания | Автор, произведение | Образ дороги | Символическое значение |
19 век | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | Степь, подземный ход | Нравственный выбор жизненного пути |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Дорога в Персию | Неопределенность жизненного пути | |
20 век | В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Тропа в тайге | Испытания на смелость, смекалку и выносливость |
Л.И. Ошанин «Дороги» | Военная дорога | Картины ВОВ, путь потерь, страданий, побед и мужества. Память о великом подвиге народа за жизнь и свободу человечества. | |
21 век | Е. Юшин «Русская дорога» | Путь жизни Родины | Историческая память, связь поколений |
Список литературы:
Приложение 1.
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Нигде не попадались им деревья: все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь.
Андрий едва двигался в темном и узком земляном коридоре, следуя за татаркою и таща на себе мешки хлеба.
Приложение 2.
— Ну полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески, — неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, — бог знает!.. — Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.
— Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было/парт забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..
— Что хотите! — отвечал Печорин. — Прощайте...
— Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. — кричал вслед Максим Максимыч...
Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
Приложение 3.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгреб костер в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв ее мхом, присыпал горячей землей, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шел пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.
— Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу! Что стоило горсточку в карман сыпануть! — укорял он себя.
Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся;
— Живем!
Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега. Он перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лег, накрывшись телогрейкой.
Приложение 4
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Знать не можешь Доли своей:
Может, крылья сложишь Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами — степями, полями, -
А кругом бушует пламя Да пули свистят.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Выстрел грянет, Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне Неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится
А кругом земля дымится — Чужая земля!
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Край сосновый. Солнце встает.
У крыльца родного Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями степями, полями —
Все глядят вослед за нами Родные глаза.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Снег ли, ветер, вспомним, друзья.
…Нам дороги эти позабыть нельзя.
Приложение 5
НА РУССКОЙ ДОРОГЕ
Здесь русский дух в веках произошёл…
Н.Рубцов
Меня здесь знает каждый муравей,
И каждый куст, и каждая сорока.
Задумалась о прожитом дорога
И солнце в лужах плещется по ней.
По ней – века – в туманах и крови,
И поступь уходящих поколений.
По ней струится столько сладкой лени,
Как в женщине, сомлевшей от любви!
В ней столько слёз прощальных – в дальний путь,
И в вечный путь – до ближнего погоста.
И потому она в крестах и звёздах,
Встречая нас, стоит в цветах по грудь.
Гудят шмели, где каторжник прошёл,
Где проскакало пламя Чингисхана,
Где под гармошку радостно и пьяно
Мужик в избу смолистую вошёл.
Снуют, как стрелы, юркие стрижи,
Болота дышат холодом и прелью,
Боровики сутулятся под елью.
Попробуй этот мир – перескажи!
Здесь все века и каждого из нас
Хранит, как память, русская дорога.
А это поле и река у стога –
Немеркнущий, живой иконостас.

Сочные помидорки

Свадьба в Малиновке

Паук

Дымковский петушок

Рисуем ананас акварелью