• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

учебно-исследовательская работа по творчеству поэта Хакасии "Философская лирика Галины Фефеловой"

Опубликовано Шулбаева Эльвира Николаевна вкл 17.10.2025 - 19:59
Шулбаева Эльвира Николаевна
Автор: 
Ултургашева Карина

ученица исследовала особенности фолософской лирики Галины Фефеловой: темы, проблематику, образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_-_25_ulturgasheva.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п Аскиз

Научно-практическая конференция

«Катановские чтения - 2025»:

«Философские мотивы в лирике Галины Фефеловой»

выполнила: Ултургашева Карина

ученица 11 класса МБОУ СОШ п Аскиз

руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,

учитель русского языка и литературы

п  Аскиз 2025 г

Оглавление

                                                                                                     стр

  1. Введение _______________________________________________ 3
  2.  Понятие «Философские мотивы в литературе» _______________ 5

3. Анализ произведений:

 3.1. «Я верю»  __________________________________________ 5

3.2. «Не угасай»_________________________________________ 6

3.3. «Бери скорее в руки кисти»____________________________ 6

3.4. «Просто слушайте» __________________________________ 6

3.5. «Две чаши» _________________________________________7

       4. Заключение. ____________________________________________ 7

  1. Список литературы_____________________________________8
  2. Приложение 1 _________________________________________
  3. Приложение 2 _________________________________________
  4. Приложение 3 ________________________________________
  5.  Приложение 4 ________________________________________

Введение

  Знание современной литературы невозможно без знакомства с личностью писателя или поэта и исследования их творчества. Мы знаем корифеев литературы родного края, тех, кто её поднимал, кто стоял у истоков ее развития. А в 21 веке молодые поэты и писатели продолжают литературное творчество своих старших собратьев по перу. Мы исследовали творчество начинающих поэтов - Лели Серебряной, Анастасии Спалевич и Дарьи Верясовой. Сегодня знакомимся с творчеством молодого поэта Галины Фефеловой.                          

Вот что Галина рассказывает о себе: «Уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на своей страничке начинающего поэта... Начало моего творческого пути совпало с очень непростым периодом в жизни. Именно поэтому, мои стихи – это не всегда мое счастье или моя боль. Зачастую, это результат наблюдений и общения с другими людьми. С благодарностью обращаюсь ко всем, кто меня вдохновляет и, конечно же, к тем, кто читает моё творчество».

Творчество молодых писателей и поэтов, тех, кто рядом с нами сегодня, на мой взгляд, не исследовано достаточно полно. Отсюда

Актуальность: исследование творчества молодых поэтов Хакасии должно  способствовать развитию интереса к родному краю, его культурному наследию, а также расширению  знакомства  с литературным кругом современных писателей.

Практическая значимость: данное исследование позволит ближе познакомиться с творчеством талантливого молодого поэта Хакасии Галины Фефеловой, что поможет создать представление о проблематике в современной литературе Хакасии, ее идейной направленности и своеобразии.

Цель исследовательской работы: раскрыть особенности философской лирики Г. Фефеловой как представителя нового поколения 21 века.

Задачи: 1) Познакомиться с поэтическими произведениями Г. Фефеловой.

2) Проанализировать некоторые из них.

3) Сделать вывод о философских мотивах в творчестве писателя.

Предметом исследования явились стихотворения Г. Фефеловой.

Методы исследования: сравнительный анализ произведений.    

  1. Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие. Так, например, для произведений М.Ю. Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. Одна из принципиальных идей пушкинской философии – это мысль о необходимости нравственного совершенствования. «Жить … чтоб мыслить и страдать» - вот один из ключевых тезисов Пушкина, в полной мере отразившийся в философской лирике поэта. Толстой - это великий мастер художественного слова и великий мыслитель. Вся его жизнь, его сердце и разум были заняты одним жгучим вопросом, это поистине вопрос самой жизни. "В чем смысл, цель человеческой жизни? Философские мотивы – это не отражение каких-то черт личности конкретного автора, а своеобразная «примета времени». Так какие же философские вопросы ставит Г. Фефелова в своих произведениях? Что волнует писателя 21 века?
  1. Для исследования поставленного вопроса мы взяли стихотворения «Я верю», «Не угасай», «Бери скорее в руки кисти», «Просто слушайте», «Две чаши».
  1. Стихотворение «Я верю» с первых строк построено на антитезе, в ненавязчивом сплетении с оксюмороном. И это захватывает, удивляет и заставляет размышлять о несоответствии в нашей жизни. А ведь наша жизнь, действительно, полна противоположностей и сочетания несочетаемого: рождение из тлена, совесть подлых лиц, правда небылиц и прочее. С самого начала выражение «…чистые сердца, упавшие мимо неба» повергает в недоумение, ведь обычно падают с неба. Создается впечатление хаоса, но лирическая героиня пытается найти этой беспорядочности жизни свое объяснение. И в этом ей помогает вера.             Основная мысль: Когда становится невыносимо больно на душе, человека спасает вера в то, что после хаоса наступит мир, порядок и все встанет на свои места. Каждому человеку нужна такая вера.
  2.  Стихотворение «Не угасай» можно считать посланием другу. Очень лично звучит настойчивая просьба благодаря восходящей градации: не угасай, свети, лети, прокладывай. Чувствуется переживание, напряжение лирического героя, торопливость в темпе речи, ведь ему важно убедить своего друга не останавливаться, не угаснуть. Если поразмышлять, то именно таков путь к мечте: через тернии к звездам. И как раз звезды и мечта упоминаются здесь очень кстати. Через лирического героя автор обращается к каждому из нас, потому что на пути к достижению мечты мы падаем, встаем и снова падаем, и снова встаем. Здесь важно не остановиться, не разувериться в себе. И снова антитеза: свет и темнота - «нет ярче света, света в темноте».                                                                            Основная мысль: Человек светит, когда он двигается вперед. Это закон жизни.
  3. Жизнерадостным настроением проникнуто стихотворение «Бери скорее в руки кисти». И снова лирический герой обращается к невидимому собеседнику. Обилие глаголов создает динамику стихотворения: все двигается, рисует, бежит, создает. Не уступают и существительные: краски, бумага, пластилин и прочее. Создается впечатление, что лирический герой бегает по комнате и бросает в сумку все эти предметы, он торопится, потому что жизнь прекрасна. И нужно этот прекрасный момент запечатлеть, нужно радоваться окружающему миру и создавать радость самому, в этом основная мысль произведения. Невольно возникает параллель со стихотворением Маяковского «А вы могли бы?». Его лирический герой «размазывает краски будней» и в обычных линиях и цветах открывает фантастический мир. Лирический героя Г. Фефеловой тоже заряжает жизнелюбием и стремлением к новому.
  4.  Как часто мы не умеем слушать других, но хотим, чтобы слушали нас. Об это размышляет лирическая героиня в стихотворении «Просто слушайте». Его нельзя читать громко, иначе не услышишь самого важного – той простой просьбы, которую поэт вложила в уста своей героини. Уметь слушать – это тоже искусство. Слушать внимательно, вникая в слова; сочувственно, молчаливо. Да, не всегда нужно говорить, когда слышим ложь. Уйти молча – это тоже ответ, говорящий громче всяких слов «Проверяйте правдивость молчанием: Тот, кто истину знает, уйдёт». Г. Фефелова поднимает очень важную проблему современного общества – умения слушать и понимать. Поэт лучше других понимает тонкие нити души в человеческом сердце, а оно отзывчиво. Оно может впитать ложь и правду, ответить или промолчать.                                                                               Основная мысль: Из сердца исходят мысли человека. Поэтому очень важно «Думать чисто, правдиво, честно...». именно эта мысль заканчивает стихотворение.
  5.  В стихотворении «Две чаши» поднимается вечная тема бытия – добро и зло на земле. Две чаши – это выбор человеком жизненного пути. В первой чаше людские пороки. От них отчаяние, стыд, слезы, страх – словом, все горести на земле. И человек занемог под тяжестью людских пороков. Вторая чаша наполнена добродетелью: улыбки, сады, смех, любовь и нежность – все то, что называется счастьем. Даже время остановилось. Но человек проснулся. То, что человеческие пороки несут несчастья, есть истина, горькая истина.                                                                                              

Основная мысль: у каждого есть выбор: из какой чаши пить, чем наполнить свое человеческое предназначение – пороком и добродетелью.

  1. Заключение

Проанализировав несколько стихотворений Галины Фефеловой, относящихся к философской лирике, мы приходим к выводу о жизнеутверждающем характере данного направления в творчестве поэта. Вера в торжество добра, в справедливость, в себя – признаки раннего периода творчества Галины Фефеловой. Ее лирическая героиня не витает в облаках, она помнит, что эта жизнь полярна, а потому построена на противоположных понятиях. Но в ней невероятно сильная тяга к счастью, поэтому антитеза – часто встречающийся изобразительный прием, а также восклицательные знаки, глагольный ряд и двусложные размеры стихосложения. Это придает строчкам динамичность, без которой жизнь немыслима, создается ощущение торопливости жить и радоваться окружающему миру. Ее философским темам присуще романтическое восприятие Вселенной, а значит, и потребность охватить взглядом и словами весь, весь мир.

Категории анализа

«Я верю»

«Не угасай»

«Бери скорее в руки кисти»

«Просто слушайте»

«Две чаши»

Тема

Вера человека в лучшее

Стремление к достижению мечты и счастья

Наслаждение жизнью, красота окружающего мира

Искусство общения в умении слушать

Вечная тема бытия – добро и зло на земле.

Образ лирического героя

Мыслитель, оптимист.

Мыслитель, оптимист, энергичный и деятельный

Оптимист, жизнелюбивый, энергичный

Тактичный, внимательный собеседник.

Человек добра.

Образы-символы

Чистые сердца, совесть, счастье, рассвет – символы торжества добра.

Звезды, мечта, путь, свет – символы победы на пути к мечте

Краски, кисти, пластилин, сказка, радуга – возможности украсить свою жизнь, сделать ее яркой и незабываемой

Слова, молчание, истина, фразы – элементы общения

Зло, ложь, гнев; улыбки, сады, смех, любовь и нежность – символы добра и зла

Средства выразительности

Эпитеты, антитеза, оксюморон,

Рад однородных членов, антитеза

Ряд однородных членов, восклицательные предложения

Глаголы повелительного наклонения (слушайте, молчите, не бросайте), метафоры (научили нас прятать фразы)

Ряды однородных членов, антитеза, метафора, олицетворение,

восклицательные предложения.

Основная мысль

Когда становится невыносимо больно на душе, человека спасает вера в то, что после хаоса наступит мир, порядок и все встанет на свои места. Каждому человеку нужна такая вера.

Человек светит, когда он двигается вперед. Это закон жизни.

Нужно радоваться окружающему миру и создавать радость самому

Из сердца исходят мысли человека. Поэтому очень важно «Думать чисто, правдиво, честно...».

У каждого есть выбор: из какой чаши пить, чем наполнить свое человеческое предназначение – пороком и добродетелью.

Список литературы:

  1. https://foxford.ru/wiki/literatura/philosophical-lyrics?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fфилософская_лирик 
  2. https://vk.com/wall-195158071_272философские_мотивы 
  3. https://urok.1sept.ru/articles/654791русская_классическая_литература 
  4. https://stihi.ru/avtor/galinagalunamaГалина_Фефелова 
  5. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/03/09/pamyatka-napisaniya-analiza-poeticheskogo-tekstaанали-_текста 

Приложение 1

Я верю в чистые сердца

Упавших мимо неба,

Моря в глубинах грязных луж,

В рождение из тлена.

Я верю в совесть подлых лиц,

Блуждающую где-то.

И верю в правду небылиц, -

Что не со зла напета.

Я верю в счастье без причин

Распутного Сатира.

И, что любой простолюдин -

Послание от Мира.

Я верю в строгую мораль

И Тьмы с войной, и Света.

И в то, что горе и печаль -

Предвестники рассвета.

И вот вам истина, - что там,

Где нет уж боли меры,

Нам жизни тонкая рука

Вплетает нити веры.

Приложение 2

Не угасай, звездой упавший в поле.

Ты жив, пока огонь в душе!

Свети же на Земле дотоле,

Пока угодно Жизни - госпоже.

Средь прочих звезд, лети своей дорогой -

Пути прокладывай делами ты к мечте.

И помни, сколько б ни было плохого,

Нет ярче света, света в темноте!

Приложение 3

Бери скорее в руки кисти, краски,
Бумагу всех цветов и пластилин,
Бежим творить из жизни сказку-счастье,
Картину, что прекрасней всех картин!

Пускай на нас сойдется радость клином,
Приходит чудо за день раз по пять!
Идём, усыпем небо серпантином,
Вперёд! Пешком по радуге гулять!

Приложение 4

Просто слушайте. И молчите.

Лишь внимайте слияние строк.

Каждый ложь принимает, верит,

Но ответит вам в свой срок.

Привыкайте вникать в сути,

Не бросайте небрежно слов.

Промолчать иной раз лучше,

Чем разрушить мечту иль любовь.

Проверяйте правдивость молчанием:

Тот, кто истину знает, уйдёт.

Пусть потом изойдется стенанием,

Но, зато, он всё верно поймёт.

Научили нас прятать фразы,

Что въедаются прямо в сердце.

Но никто не учил сразу

Думать чисто, правдиво, честно...

Приложение 5

Землю кроет чернота,

Засыпают чащи.

Человеку снится сон:

Перед ним две чаши.

Подошёл, испить из первой, -

Не на шутку занемог.

Словно ток прошёл по нервам:

В чаше той людской порок...

Не земля, а будто небо

Уходило из-под ног.

Мимо злости, лжи и гнева

Он бежал, того знаток.

Оглянулся: слёзы, страх,

Боль, отчаяние и беды,

Неприязнь, стыд, враждебность

По его брели следам.

Что же делать? Отдышался.

Шаг замедлил и решил:

За другую надо браться,

Ко второй он поспешил...

Только руку протянул,

Засияло в ярком свете

Всё в округе. Распахнул

Он ворота в добродетель...

Засмеялися вокруг

Старики, юнцы и дети.

Каждый стал соседу друг,

И слились скворцы в дуэте.

Стало ясно на душе.

Приобняло вдохновенье.

Доброта ласкает слух,

И сияет настроение.

Расцвели сады любви, -

По другим забилось сердце.

Наступила благодать,

Люди дарят людям нежность.

Улыбнулся человек,

Снова замер... Оглянулся.

Позади часы свой бег

Замедляли.  Он проснулся.

Вмиг очнулся ото сна,

Истину из чаш вкушая.

"Как та истина горька!" -

Буркнул, снова засыпая...


Поделиться:

Л. Нечаев. Яма

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Смекалка против Змея-Горыныча

Акварельные гвоздики

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ