Сочинение "Война - не место для детей!" было выполнено моей ученицей Вергун Глафирой в рамках поисковой информации для книги "Дети войны Смидовичского района ЕАО". Сочинение заняло третье место в районе и было напечатано и издано в книге. В сочинении Глафира рассказывает освоей прабабушке, чье детство пришлось на трудные годы оккупации фашистами Белоруссии.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.64 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П. НИКОЛАЕВКА
Война – не место для детей
Вергун Глафира Андреевна
МБОУ СОШ №2 п. Николаевка
8а класс, 14 лет.
Николаевка 2025 г.
Моя прабабушка, Лебедева Нина Елисеевна, относится к той категории людей, которых называют дети войны. Для неё это не размытое понятие, подходящее под возраст человека, чье детство приходится на даты 1941 – 1945 годов, а это хранители памяти военных лет. Это те люди, которые своими глазами наблюдали все ужасы страшного военного времени и принимали в них участие. Каждый из них всей своей душой и телом маленького человека – ребенка пережил страшное событие - войну.
Прабабушка родилась в 1933 году в селе Лебединое Чечерского района Белоруссии. Так написано в ее паспорте, хотя на карте этого села уже не осталось. В Лебедином был колхоз, где работали жители села. С самого рождения судьба Нины не была легкой. Мама умерла через полгода после ее рождения, а несколькими годами позже умер и отец. Маленькую Нину и ее сестер Машу и Полину воспитывала бабушка Евхимия Лебедева. Благодаря ей семья смогла выжить в трудные военные годы.
Спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны уже вся территория Белоруссии была оккупирована немецко – фашистскими захватчиками. На землю Чечерского района кованый сапог гитлеровских оккупантов ступил в середине августа 1941г года. Моей прабабушке в это время было 8 лет, но цепкая детская память сохранила отдельные, наполненные потрясением и страхом моменты на всю жизнь.
Прабабушка вспоминала, что, когда жители села узнали о наступлении фашистов, они начали копать рвы вокруг деревни, надеясь задержать захватчиков. Но немцы на своих мотоциклах легко и быстро преодолевали эти рвы. Лебединое было оккупировано. Часть жителей сразу была угнана на принудительные работы в Германию. Старшая сестра бабушки, Маша, которой было уже 16 лет, тоже попала в это число. Спустя годы, когда Маша вернется обратно в Лебединое, она расскажет, что жила в семье немецкого фермера и ее основной работой там была дойка коров. Привыкшая к тяжёлому физическому труду, девушка уставала так, что не хотела есть.
А в Лебедином захватчики выгнали жителей из их домов и заселились туда сами. Та же судьба постигла и семью Нины. Ее, бабушку Евхимию и сестру выгнали из дома, в котором поселился немецкий офицер. Семья стала жить в землянке, выкопанной в огороде. Корову, которая была у бабушки, успели спрятать от немцев в лесу. Ей носили охапки травы и сена и даже какое – то время доили, пока немцы не нашли корову и не забрали себе.
Потянулись сложные и голодные годы немецкой оккупации села Лебединого. По рассказам прабабушки, фашисты сначала заставили сельчан выкопать весь картофель с полей колхоза Лебединого. Нина с бабушкой и сестренкой копали картошку с утра до вечера, фашисты следили за тем, чтобы никто не смел взять с собой хоть один клубень. Для этого жителей принудительно загоняли в поля и под угрозой расстрела заставляли копать урожай. Большую часть картофеля фашисты забирали себе, а сельчанам выдали только по одному мешку картошки за работу. Это было ничтожно мало на всю зиму. Бабушка вспоминала, что они с семьей постоянно голодали и по ночам ходили на поля, перекапывали их, надеясь найти уже подмерзший картофель, который не заметили при уборке. Землянку, в которой жила прабабушка, грела маленькая железная печка. Топили хворостом, его девочки собирали в лесу.
Не обошли Лебединое и карательные операции немцев. Прабабушка рассказывала, что однажды они с сестрой Полиной пошли в соседнее село, и мимо них по дороге проехал грузовик. Кузов большой машины был полон людей. Дорога раздваивалась, и девочки разошлись с машиной в разные стороны. Потом они услышали выстрелы. По крикам людей сестрёнки поняли, что фашисты везли в кузове людей на расстрел. Когда прабабушка рассказывала мне об этом, она плакала.
Еще одним ярким эпизодом, запечатленным в памяти прабабушки Нины, были немецкие листовки, которые фашисты разбрасывали с самолетов прямо на деревню. Нина к началу войны окончила 2 класса школы и уже умела читать. Она говорила, что на листовках было написано, что – то про жидов. Покопавшись в интернет-источниках, я нашла немецкие листовки, на некоторых действительно были лозунги: «Бей жида – политрука, рожа просит кирпича!». Прабабушка рассказывала, что самолетов над селом летало очень много, и по всем огородам, дорогам и крышам валялись немецкие листовки. Она их собирала, приносила бабушке, а та их сжигала в печи.
В Чечерском районе Гомельской области было развито партизанское движение. И про него прабабушка тоже может рассказать. Немецкий офицер, проживавший в их доме, уже уехал, и семья переселилась из землянки в дом. Однажды ночью кто – то тихонько постучал к ним в дверь. Бабушка Евхимия и дети страшно перепугались. Жизнь под постоянным страхом смерти заставляла бояться любого шороха. Приоткрыв дверь, они увидели мужчину. Он был партизаном. «Девочки, - попросил он, – дайте немного хлебушка». Они дали еды партизану, и он исчез в ночи. Это было очень рискованно, так как немцы еще находились в деревне, и узнай они о партизанах, последствия для жителей села могли быть ужасными.
Оккупация Чечерского района Гомельской области Белоруссии продолжалась 2 года и 4 месяца. Нацисты превратили села района в груду развалин и систематически убивали его жителей. Я восхищаюсь моей прабабушкой Ниной и ее семьей, которая смогла выжить в то сложное время, их смелостью и отвагой, их оптимизмом и самоотверженным трудом. Их способностью смело смотреть в будущее и бороться за выживание несмотря на все трудности.
После войны прабабушка продолжала жить в селе Лебединое, а в 16 лет, получив паспорт, уехала в Гомель, где несколько лет работала на кондитерской фабрике. В 1956 году она «по вербовке» уехала в город Находку Приморского края и работала в порту. Спустя 10 лет прабабушка приехала в поселок Николаевка, устроилась работать на водоочистные сооружения.
Всю жизнь моя прабабушка, окончившая 2 класса, занималась самообразованием и много трудилась, воспитала двух дочерей. Она сама научилась вязать крючком и на спицах, шить одежду и даже вышивать ковры. В советское время эти умения позволяли ей модно одеваться и украшать свой дом.
Лебедевой Нине Елисеевне сейчас 92 года. И она говорит, что никогда не жила так хорошо, как сейчас, потому что на ее долю выпало немало испытаний в военное и послевоенное время. И нам, своим внукам и правнукам, она редко рассказывает о своей жизни, но часто повторяет одну фразу: «Лишь бы не было войны…».
С каждым годом все дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, и моя прабабушка является живым свидетелем тех суровых лет. Не все знают, что перенесли дети в военное лихолетье, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться. Наша задача - сохранить память живых свидетелей войны об их детстве, которое проходило в страшные годы и которое является духовным наследием нашего народа.

Эта весёлая планета

Лупленый бочок

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Груз обид

Сказка на ночь про Снеговика