Актуальность исследования
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России.
Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и очень хочу поделиться своими знаниями со сверстниками.
Этапы исследования
Первый этап (подготовительный) – выбор проблемы и темы, определение и подготовка объекта и предмета, разработка целей и задач, гипотезы.
Второй этап – подбор литературы, ее анализ, разработка анкеты.
Третий этап (заключительно-обобщающий) – систематизация материалов исследования, формулирование выводов, оформление текста работы, проведение рефлексии.
Методы исследования
1.Анализ литературы 2. Описание 3. Опрос (анкетирование, беседа)
Цель исследования
Создать рабочие материалы на заседание исторического кружка по теме «Элементы культуры России».
Задачи
– изучить и проанализировать литературу о колоколах в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре
– показать особенности известных на Руси колоколов
– составить тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему
– создать рабочие материалы на заседание исторического кружка
– провести рефлексию о важности знаний о колоколах.
Предмет исследования - выражение самобытности России через образ колокола
Объект исследования - колокол как художественный образ
Гипотеза исследования
знания о колоколах помогут мне познать самобытность и красоту России
Результаты анкетирования
Я предложила своим слушателям анкету, в которой поставила следующие вопросы:
1.Вы узнали что-нибудь новое? 65% - ответили утвердительно.
2.Вас эта тема заинтересовала? 70% - ответили утвердительно,
12% - ответили всё равно.
3.О чём бы вы хотели ещё узнать? 60% - ответили – хотели быуслышать звон колокола.
90% - ответили – хотели бы увидеть Царь-колокол в Москве
Тезаурус к занятию
Карильоны – своеобразные инструменты-приставки к колоколам.
Ярусные храмы – храмы, составленные из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей.
Летописи – надписи на декоративном убранстве колокола.
Октава – музыкальный ряд.
Тембр – высота звука.
Клавиатура – ряд клавиш музыкального инструмента.
Язык колокола – это ударник внутри колокола.
Малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.
Результаты исследования
Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и поделилась своими знаниями со сверстниками.
Я не ошиблась в выбранной теме, так моих слушателей заинтересовала она и они узнали новое (это показало анкетирование).
Патриотизм одна из главных ценностей человека и знание культуры своей страны воспитывает это качество.
Великий Цицерон сказал: «Не знать, что случилось до твоего рождения – значит всегда оставаться ребёнком».
Я составила тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему.
Провела рефлексию о правильности выбранной мною темы.
Составила рабочие материалы на заседание исторического кружка по теме «Элементы культуры России»
Вложение | Размер |
---|---|
kolokola_v_iskusstve.ppt | 2.74 МБ |
Слайд 1
ТЕМА: Колокола в искусстве. Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России. Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и очень хочу поделиться своими знаниями со сверстниками.Слайд 2
Цель исследования: Создать рабочие материалы на заседание исторического кружка по теме «Элементы культуры России»
Слайд 3
Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу о колоколах в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре - показать особенности известных на Руси колоколов составить тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему создать рабочие материалы на заседание исторического кружка провести рефлексию о важности знаний о колоколах.
Слайд 4
Гипотеза знания о колоколах помогут мне познать самобытность и красоту России
Слайд 5
Предмет исследования - выражение самобытности России через образ колокола Объект исследования - колокол как художественный образ
Слайд 6
Первое упоминание о колоколах мы находим в русской летописи за 1066 г., и связано это с Новгородом и Святой Софией. О колоколах есть упоминание в древних киевских и новгородских былинах, например: «И повели-то Илью да ко виселице, И сопровождают Илью да как Муромца Со всеми звонами-то церковными…» В «Слове о полку Игореве» тоже говорится о колоколах: «звон звенит, во Киеве, во стольном…» В старинной новгородской песне пелось: «Звонили звоны в Новгороде, Звончей того во каменной Москве…» Колокола в литературе
Слайд 7
Все колокола в той или иной мере декорированы узорами, текстом, изображениями. В декоративном убранстве заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде «летописи». Выполненные красивыми рельефными буквами, они включились обычно в орнамент, находящийся в верхней части колокола, располагались и внизу. На колоколе «Лебедь» Московского Кремля написано: «Сей колокол вылит был при государе и великом князе Василие Иоановиче всея Руси и при его сыне Иоанне Васильевиче… Колокола в изобразительном искусстве
Слайд 8
На декоре Успенского колокола был портрет императора Александра I и икона «Христос Вседержитель»; на других колоколах – иные изображения. Поражали колокола не только красотой, но и величиной.
Слайд 9
Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон, любил и сам звонить в колокола (это разрешалось во время пасхальных празднеств). Существовал обычай: допускать в пасхальную неделю на колокольню любого желающего. Поговорка гласит: «В светлую седмицу, кто не звонарь». Русский колокол поражает своим звучанием. Он может взять не одну, а три ноты: основной тон – в месте удара, ниже на четыре тона – в середине, ниже на целую октаву – вверху. Поэтому голос колокола – это сочетание нескольких звуков, которые гармонируют. Особенность звука колокола ещё и в тембре: он не остаётся неизменным. Если в момент удара преобладает один тон, то через три секунды самым сильным становится другой, а первый постепенно затухает. Этой уникальной особенностью обладают только колокола. Колокола и музыка
Слайд 10
Играть на колоколе не просто. Попробуйте подёргать за верёвки, привязанные к тяжёлым, иногда многопудовым, языкам. И колокольные мастера издавна пытались облегчить работу звонарей путём совершенствования способа игры. Так появились карильоны – своеобразные инструменты-приставки к колоколам (им уже несколько столетий). Исполнитель уже не дёргает верёвки, а сидит за клавиатурой, правда не совсем обычной: клавиши у неё длинные и широкие, иногда ножные; от клавиатуры к колоколам идёт система тяг и рычагов. Язык у колоколов обычно заменяет (в карильоне) молоток особой формы. Каждый молоток при нажатии соответствующей клавиши ударяет о край «своего» колокола. В России карильоны не прижились. Звонари считали, что при таком способе игры теряются музыкальные нюансы, и колокольная музыка получается менее выразительной. Колокольный звон создаётся по определённым правилам. Колокола распределяют по голосам: низкие, средние, высокие. Колокола, дающие низкие звуки, - самые большие, тяжёлые и «медленные»; они задают темп звона ( например, 42 удара в оба края в минуту). Низкие звуки создают ритмическую и гармоническую основу всего звучания.
Слайд 11
Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая колокольня. Начиная с XIV века все главные соборы Кремля имели одну ( общую) колокольню, получившую по находившейся в её основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перестраивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин. Шедевры колокольного строительства Ивановская колокольня
Слайд 12
Новая колокольня (1505-1508 гг) представляла собой стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатками. Каждый ярус завершался ярочными проёмами, сквозь которые были хорошо видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное наименование Иван Великий. Ивановская колокольня Ивановская площадь. Литография Бенуа.
Слайд 13
Впоследствии, на рубеже XVI-XVII веков, Ивановская колокольня была надстроена ещё одним ярусом – её высота увеличилась до восьмидесяти одного метра. В 1532 -1543 годах с северной стороны Ивановской колокольни зодчий Петрок Малый пристроил монументальную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой, выполненную специально для тяжёлых колоколов. В 1624 году рядом с ней поднялась ещё одна звонница – так называемая Филаретовская пристройка, завершённая пирамидками и шатром. Её возвёл русский зодчий Бажен Огурцов. Несмотря на разное время строительства, все три звонницы образовали необычно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.
Слайд 14
Царь-колокол ( его официальное название Большой Успенский) – самый крупный колокол в мире, третий по счёту из уникальных колоколов-гигантов, изготовленных в России (предыдущие два, созданные в начале XVIII века, не уцелели). Отлит царь-колокол был по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 годах из сплава меди с оловом мастерами Иваном Фёдоровичем и Михаилом Ивановичем Маториными – отцом и (после смерти отца) сыном. Большой Успенский колокол Ивановская площадь в Москве. Царь –колокол. Карл Бодри
Слайд 15
Его предполагалось установить на звонницу колокольни «Иван Великий» взамен упавшего и разбившегося из-за пожара в 1701 году колокола, изготовленного мастером А. Григорьевым. Однако во время пожара 1737 года из опасения, что царь-колокол расплавится, его стали поливать водой. Он дал трещины, от него отвалился кусок в 11,5 тонны ( общий вес составлял почти 2002 тонны). С 1836 года колокол стоит на белокаменном постаменте рядом с «Иваном Великим». Проекты постамента, а также навершия колокола в виде медной державы с золочёным крестом разработал А. А. Монферан. Большой Успенский колокол
Слайд 16
Размерам и массе колокола соответствовал пышный декор, важной частью которого служили рельефные изображения государственного герба, императрицы Елизаветы Петровны, Великого князя Петра Фёдоровича и Великой княгини Екатерины Алексеевны. В систему декора входили образ Распятия Спасителя и образ Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Своеобразным украшением колокола служили также литые строки летописи. "Царь-колокол" Свято-Троицкой лавры
Слайд 17
При высоте 4,55 и нижнем диаметре 4,42 метра вес главного благовестного колокола Лавры составил около 72 тонн, его поверхность украсили изображения всех радонежских святых и выдающихся церковных иерархов, чьи духовные подвиги и дела вписаны в 600-летнюю историю Лавры. В летописной строке «Царь-колокола» навечно запечатлены имена благотворителей и мастеров, внесших лепту в его воссоздание. "Царь-колокол" сегодня
Слайд 18
Храмы, составленные из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными. В церкви Покрова Богородицы в Филях вместе с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застеклённых, предназначены для колоколов. Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками. Шедевры колокольного строительства Ярусные храмы
Слайд 19
В старинной легенде о чудесном граде Китеже рассказывается о том, как с приближением Батыя этот город вдруг, как по волшебству, стал невидимым и опустился на дно Светояр-озера. А когда беда миновала, Китеж показался вновь – всё такой же прекрасный, как и прежде. Вот и Русь вставала из руин, сумев сберечь и вновь явить миру свою немеркнущую красу. В русских легендах Китеж нередко представал землёй обетованной, райским уголком. Нечестивцам и злым людям путь туда был заказан, и населяли Китеж-град лишь праведники. В народе этот неведомый остров слыл царством справедливости, сокровенным местом, где можно обрести блаженство и покой. По преданию, далеко окрест чудесного града разливался нежный, но звучный колокольный звон – будто глас Божий. Китеж-град Шедевры колокольного строительства
Слайд 20
В начале XVI века Псков вошёл в состав Московского княжества, в знак чего вечевой колокол – символ былой вольности – был снят, увезён на Валдай и разбит там на мелкие кусочки. Согласно легенде, из этих осколков потом делали маленькие колокольцы. Вот так будто бы и появились мелодичные валдайские колокольчики, задорно звеневшие под лошадиной дугой во время пути-дороги. Валдайские колокольчики
Слайд 21
Результаты исследования. Я предложила своим слушателям анкету, в которой поставила следующие вопросы: 1.Вы узнали что-нибудь новое ? 65% - ответили утвердительно. 2.Вас эта тема заинтересовала? 70% - ответили утвердительно, 12% - ответили всё равно. 3.О чём бы вы хотели ещё узнать? 60% - ответили – хотели бы услышать звон колокола. 90% - ответили – хотели бы увидеть Царь-колокол в Москве.
Слайд 22
Выводы Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и поделилась своими знаниями со сверстниками. Я не ошиблась в выбранной теме, так моих слушателей заинтересовала она и они узнали новое (это показало анкетирование). Патриотизм одна из главных ценностей человека и знание культуры своей страны воспитывает это качество. Великий Цицерон сказал: «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребёнком». Я составила тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему. Провела рефлексию о правильности выбранной мною темы. Составила рабочие материалы на заседание исторического кружка по теме «Элементы культуры России»
Слайд 23
Тезаурус Карильоны – своеобразные инструменты-приставки к колоколам. Ярусные храмы – храмы, составленные из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей. Летописи – надписи на декоративном убранстве колокола. Октава – музыкальный ряд. Тембр – высота звука. Клавиатура – ряд клавиш музыкального инструмента. Язык колокола – это ударник внутри колокола. Малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.
Слайд 24
Методическая база исследования А.М Андреев Оружейная палата. Москва Просвещение 1958г. В.Ф.Антонов Книга для чтения по истории.Москва.Просвещение 1988г К.Ф.Шацилло Россия в колоколах.Москва. Просвещение 1993г
Два Мороза
Денис-изобретатель (отрывок)
Сказка про Серого Зайку
Глупый мальчишка
Астрономический календарь. Апрель, 2019