• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Соединение слова с музыкой в романе Л.Н.Толстого.

Опубликовано Кудрявцева Татьяна Владимировна вкл 12.03.2012 - 17:25
Кудрявцева Татьяна Владимировна
Автор: 
Кудрявцева Анастасия Фёдоровна

 В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа, создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Эта тема является актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soedinenie_slova_s_muzykoy_v_romane_l.n.tolstogo.doc59 КБ
Office presentation icon soedinenie_slova_s_muzykoy_v_romane_l.n.tolstogo.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Соединение слова с музыкой в романе Л.Н.Толстого.

«При соединении слова с музыкой одно

 пополняет другое: слову музыка сообщает

необыкновенную силу выражения,

музыке слово – полную определённость.

Соединение прозы с музыкой может

увеличить силу впечатления той и другой,

довести её до высшего предела,

 а это и составляет задачу искусства».

Ц.А.Кюи.

Введение.

Актуальность темы:   В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа, создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Эта тема является актуальной.

Во-первых,  сегодня  необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Во-вторых,   изучение литературы и музыки  способствует  воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.                                                                                                              Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов литературы и музыки.

Проблема: почему музыка необходима для усиления раскрываемости художественного образа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель работы: показать, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа; воздействовать через музыку на весь духовный мир человека, прежде всего на его нравственность, итогом которой является формирование общей культуры личности.

Объект исследования: музыка в романе Л.Толстого.

Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как усиление  выразительности и более полного осмысления художественного образа.

Гипотеза исследования: музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.

Методы: анализ изученного материала, обобщение полученной информации.

Теоретическая значимость: уметь определять значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

эмоционально-образно воспринимать и оценивать произведение, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Практическая значимость: предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, при подготовке  презентаций, для постановки различных спектаклей на внеклассных мероприятиях, при написании докладов, научно-исследовательских работ.

   Часть I. Музыка - неотъемлемая часть формирования образа.

Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности образа, доводит его до совершенства.

   Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили.

      С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. Великий писатель тонко чувствовал и понимал музыку. Об этом вспоминал Сергей Львович Толстой, сын писателя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец…».

   Немало места уделено музыке в романе «Война и мир». Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе лучшие чувства.

     Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств.

   Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев. С музыкой, звучащей в душе, как воплощение чего-то волшебного, неповторимого, связано и первое знакомство князя Андрея с Наташей. Лунная ночь в Отрадном, случайно подслушанный разговор из окна. Завороженная красой лунной ночи, Наташа не может уснуть, восхищаясь, и просит Соню в довершение счастья спеть с ней вместе музыкальную фразу. Вот такой романтичной запомнил ее князь Андрей и, обычно замкнутый, рад был встрече на балу, буквально с первого вечера открыв для нее свою душу. Кстати, на том самом первом Наташином балу ни одну из пар, кроме Наташи и князя Андрея, не показывает Толстой как бы «крупным планом», изнутри, через радость соприкосновения с танцем и музыкой. В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одарённость и восприимчивость Наташи Ростовой. Музыка рождает новые чувства, под её влиянием жизнь представляется герою в новом свете.

    Когда в жизнь Наташи приходит ненастоящее, чуждое героине увлечение Курагиным, мысль бежать с ним, Толстой показывает это на фоне неестественно-декоративного театрального представления, музыки и танца, воспринимаемого и превозносимого в свете, но не затрагивающего душу Наташи. Именно под звуки музыки, чуждой ее душе, под сенью такой фальшивой Элен и назревает в Наташе чуждое настроение, чуть не сломавшее душу героини.

   Музыка не живет отдельно от героев. Л. Толстой гениально подмечает, как «запел в душе у Николая и Наташи мотив песни», объясняет всю прелесть пения и игры дядюшки: «Дядюшка пел так, как поет простой народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош».

   И последний вечер Пети Ростова — юного офицера-добровольца — в партизанском отряде Василия Денисова. Его чудесный музыкальный сон, когда реальные звуки: разговоры у костра, скрип телег, звук натачиваемой сабли — сплетаются в какую-то фантастическую мелодию и он, Петя, руководит этим оркестром. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего представления о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы, — каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, то в торжественное церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, — качнувшись наперед, сказал себе Петя. — Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй, моя музыка! Ну!..» Это все настолько чудесно и торжественно, что становится страшно за этого отважного мальчика, коснувшегося величия, красоты и гармонии. Выше — некуда, значит.…    Назавтра Петя погибает в бою, и Лев Толстой подчеркивает горечь утраты «странными, лающими звуками» — это плачет у забора, узнав о смерти юноши, его партизанский командир Василий Денисов.

   Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне.                 Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом.

   Музыка и литература дополняют друг друга, помогают нам глубже понять и осмыслить, тот или иной художественный образ, проникнуться авторским настроением и стать активным участником творческого процесса.

   Часть II  Роман Л.Толстого в опере С.Прокофьева.

Своеобразен музыкальный язык оперы С.Прокофьева по роману Толстого.

   Конечно, показать в опере всех героев Л. Толстого невозможно. Поэтому С. Прокофьев сконцентрировал внимание на взаимоотношениях Наташи и князя Андрея, уделил много внимания Пьеру. Остальных введенных в оперу героев показал эпизодически, насколько близко их отношение к истории Наташи и князя Андрея.

   Для С. Прокофьева нет мелочей. Герои буквально “вылеплены ” композитором, рельефны, “зримы ” их музыкальные характеристики.

   Центральный эпизод второй картины – чудесный лирический вальс, поэтичный и одухотворенный. В нём вся гамма чувств Наташи: её робость и волнение, радостная надежда и нерешительность. Но если мы будем говорить, что вальс это только танец, этим мы сузим значение слова, обедним его. Вальс является завязкой всей композиции оперы. Именно в вальсе зарождаются глубокие чувства.

   Наташе предстоит перенести много радостных и печальных минут. Вальс является отражением счастливых мгновений её жизни, её расцветающей юности, подчёркивает внутреннюю красоту и обаяние, которые составляют нравственную суть образа Наташи.

Часть III.   Союз музыки и слова.

   Слово – это музыка мысли. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи,» - писал о звучании русской речи  Н.В. Гоголь. Язык – это история народа, это выражение его культуры, это связь разных цивилизаций и разных пространств.

   Соединение музыки и слова – особое художественное направление в творчестве Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, которое выделяет оркестр среди других. Музыка подчёркивает необыкновенную силу и выразительность слова, а слово даёт музыке большую определённость. Это соединение многократно увеличивает выразительность художественного образа, доводит её до высшего звучания.

 

Соединение фрагментов «Войны и мира» Л.Толстого с музыкой Л.Бетховена, П.Чайковского и С.Прокофьева создало своеобразную и художественно значительную программу. Она была включена в программы Эдинбургского фестиваля (2006г.), на котором оркестру был присуждён приз – Золотой Эдинбургский  Ангел, и Десятого юбилейного фестиваля Русской культуры в Каннах (2007г.).

   «Для меня музыка – одно из самых замечательных путешествий, - писал Михаил Филиппов – и я счастлив оттого, что В.И.Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского иногда забирают меня с собой в эти путешествия. Находится в самом центре оркестра, там, где рождается музыка – ни с чем несравнимое ощущение. А поскольку мне доверяют читать высокие образцы мировой литературы – это двойное удовольствие и наслаждение. Последняя моя работа с БСО, пожалуй, одна из самых сложных, связана с именем Льва Толстого. Его проза – мудрая, напряжённая, заставляющая размышлять над каждым словом, довольно трудна для чтения. И если мне удаётся быть на уровне музыки, которую создаёт оркестр, то – слава Богу!».

   Союз музыки и слова, при условии таланта творцов первичных сочинений и профессионально высокого уровня исполнения, позволяет достичь качественно нового, многозначного и более объёмного восприятия.

   Музыка углубляет, эмоционально усиливает постигнутое Л.Толстым. Героическая симфония Бетховена с её апофеозом французской революции и борьбы за свободу оттеняет думы Наполеона. Прокофьевская тема величания Москвы – лейтмотив образа Кутузова, приглушённо звучит в оркестре, давая осознать, что творится в душе старого, больного человека, ради любви к отчизне взявшего на себя ношу непосильной ответственности: оставить Москву без боя. Такова «война», вершащая миллионами жизней и будущим Европы. А рядом - «мир» с его камерностью, ошибками, запоздалым прозрением каждого человека, но и с его любовью, терпением, героизмом. И ярче всего он явлен мятущейся душой юной Наташи Ростовой и одухотворённым прокофьевским вальсом, сопутствующим и оберегающим эту истинно русскую женщину.

   Завершила эту грандиозную феерию музыка П.Чайковского, одно из самых патриотичных его сочинений – «Увертюра 1812 год». Её распевность и широта, ликование фанфар, колокольный звон и гимн «Боже, царя храни!», создают у слушателей такой настрой, что в какие-то мгновения он казался единым просветлённым, счастливым целым. Такова магия двух великих искусств – Слова и Музыки при адекватном их гениальным прототипам исполнении. Слово и музыка слились воедино, будто они изначально сочинялись специально к такому случаю, а не писались разными авторами и в разное время.

   

Заключение.

   Проанализировав изученные материалы и сделав обобщение полученной информации, я сделала вывод: музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта (в том числе любого факта истории) в факт эмоционально одухотворённый, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание;  действительно является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа, так как доводит его до высшего предела, а это составляет основную задачу искусства.

Список литературы

  1. Л.Н.Толстой  «Война и мир».
  2. Соловьёв-Андреевич Е.А. «Л.Н.Толстой. Его жизнь и литературная деятельность».
  3. Сухотина-Толстая Т.Л.  «Воспоминания».
  4. М.Нестьева  «Биографические ландшафты. С.Прокофьев».
  5. И.И.Мартынов  «Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество».

Содержание

  1.      Введение.
  1. Актуальность темы.
  2. Проблема.
  3. Цель работы.
  4. Объект исследования.
  5. Предмет исследования.
  6. Гипотеза исследования.
  7. Методы.
  8. Теоретическая значимость.
  9. Практическая значимость.
  1.       Музыка - неотъемлемая часть формирования образа.
  2. Роман Л.Толстого в опере С.Прокофьева.
  3. Союз музыки и слова.
  4.       Список литературы.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Актуальность темы Изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Слайд 3

Цель работы Показать, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа

Слайд 4

Гипотеза исследования Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.

Слайд 5

Методы исследования Анализ изученного материала, обобщение полученной информации.

Слайд 6

Теоретическая значимость Уметь эмоционально-образно воспринимать и оценивать произведение

Слайд 7

Практическая значимость Предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, при написании докладов, научно-исследовательских работ.

Поделиться:

Сверчок

Вокруг света за 80 дней

Спасибо тебе, дедушка!

Машенька - ветреные косы

Мороз и заяц