Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Ее пели наши бабушки и прабабушки, наши мамы.
В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестрица – «большуха» или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас?
У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной как средства развития ребенка и общения с ним.
Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал?
Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. Я хочу доказать, что несмотря на то, что в современном мире где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.
Таким образом, ЦЕЛЬ данного исследования: изучение роли колыбельной песни в жизни ребенка, определение ее позитивного влияния.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kolybelnye_pesni_.doc | 93.5 КБ |
Влияние колыбельной песни
на сон ребёнка
Автор: Райкова Дарья
Руководитель:
Кошкина Ольга Александровна
2011
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАНИЦЫ | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
ГЛАВА I Колыбельные песни как исторический жанр | 4 | ||
ГЛАВА II Практическое исследование | 5 | ||
2.1. |
| 5 | |
2.2. |
| 6 | |
2.3. |
| 6 | |
2.4. |
| 6 | |
2.5. |
| 7 | |
2.6. | Практическое исследование значения колыбельных песен | 7 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 9 |
«Песня матери – главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов
ВВЕДЕНИЕ
Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Ее пели наши бабушки и прабабушки, наши мамы.
В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестрица – «большуха» или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас?
У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной как средства развития ребенка и общения с ним.
Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал?
Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. Я хочу доказать, что несмотря на то, что в современном мире где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.
Таким образом, ЦЕЛЬ данного исследования: изучение роли колыбельной песни в жизни ребенка, определение ее позитивного влияния.
ЗАДАЧИ исследования:
Гипотеза: Если петь ребенку колыбельные песни, это будет положительно влиять на процесс засыпания и дельнейшее развитие ребенка в целом.
I Колыбельные песни как исторический жанр.
Колыбельная песня – исторический жанр. Об этом пишут авторы Аникин В.П.,
Бахтин В.С.
Отчего же песню назвали колыбельной? Сначала я решила разобраться с термином «колыбель» и использовала «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.
Исследователи колыбельных песен дали определение этого жанра: колыбельная – это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну.
Но не следует забывать, что в старину колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил! Наши предки считали, что явившийся из небытия младенец еще не до конца принадлежит миру живых, так как одержим духом того мира, откуда пришел. И лишь после изгнания злого духа из малыша можно было бы «лепить» настоящего человека. В момент засыпания и сна коварные духи, обретающие в это время власть над душой человека, могли вернуться в его тело и окончательно утащить в потусторонний мир!
Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, – она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стала Даша засыпать.
Самым главным в колыбельной песне во все времена остаётся поэтическое выражение любви матери, её желание оберечь дитя и подготовить к жизни и труду.
А много ли лет существует колыбельная песня?
Однажды внучка спросила у дедушки:
- Дедушка, кто старше меня?
- Твои мама и папа.
- А кто старше, чем они?
- Мы с бабушкой.
- А кто старше всех-всех на свете?
- Я думаю, внучка, хлеб наш насущный да ещё колыбельная,
которую поёт тебе твоя мама. (М.Танк)
Почему так дедушка ответил? Потому что хлеб и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбельная песня – душу. Давно, очень давно родилась колыбельная песня. Мамы в песнях выговаривали свои радости, заботы, печали и мечты о будущем.
Старинные народные Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. | Современные литературные Колыбельная Медведицы (из мультипликационного фильма "Умка") Е. Крылатов, Ю. Яковлев Ложкой снег мешая, ночь идет большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи, белые медведи, Спи и ты скорей, малыш. |
Я попыталась узнать в чем же отличие этих песен с точки зрения их смысловой нагрузки. Старинных колыбельных песен не так много, но переходя из поколения к поколению, каждая мама пела их по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождалась как бы заново. Сколько матерей, столько и песен. Но во всех песнях мы услышим:
приобщение к родным мелодиям, описание богатой счастливой жизни, прогнозы на будущее, призыв небесных покровителей, описание опасностей, выражение чувств и переживаний.
В связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только, как заклинание с целью – дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия.
А в содержании современных литературных колыбельных прослеживается:
стремление к познанию окружающего мира, песни несут в себе воспитательную функцию.
Таким образом, современные колыбельные песни, дают ребенку чувство уверенности и защищенности, это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла. В редкие минуты общения мама не просто укачивает дитя, но еще и обучает, воспитывает.
Еще есть колыбельные песни написанные специально для мальчиков и для девочек — с большой смысловой нагрузкой и своеобразным руководством к действию. Так, колыбельная для девочки содержит слова «будешь мне помощницей», а песня для мальчика — полноценную программу на будущее: «ты хозяин и оленевод». Есть колыбельные песни для капризных детей.
Современные ученые считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельных использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают и первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, малыш чувствует, что он ценен, любим. Его окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.
2.3. Колыбельная и музыка
Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (заикания, нарушений координации).
2.4.Колыбельная и изобразительное искусство
В колыбельных песнях рисуются словесные картины, которые понятны ребенку и которые легко представить средствами изобразительного искусства (нарисовать). Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.
2.5.Колыбельная и русский язык
Изучая колыбельные песни, я пришла к выводу, что в содержании больше всего существительных и глаголов, поскольку они отражают предмет и его действие.
Часто используются повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов. Это помогает развивать память ребенка.
Так и появилось классическое «баю-баюшки-баю». Отсюда идет и звуковой ряд колыбельных, в котором преобладают шипящие (ш, щ) и гласные звуки (у, ю, а). Это отражено в колыбельных на всех языках мира.
2.6. Практическое исследование значения колыбельных песен
Первое (анкетирование) изучало присутствие колыбельных песен в жизни современных детей. Анкета состояла из 4 вопросов:
На предложенные вопросы отвечали 19 учащихся моего класса. Результаты анкетирования представлены в диаграмме.
Судя по результатам, можно сказать, что дети знают колыбельные песни, в большинстве от мам и бабушек, из книг и детского сада.
Вторая анкета была предложена взрослым. Было опрошено 19 мам:
Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? ДА, НЕТ
Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка? ДА, НЕТ
Результаты показали, что абсолютное большинство мам согласны с тем, что колыбельные песни влияют и на сон и на развитие ребенка.
Вывод такой: современные мамы в основном поют песню про серого волчка и простые звукосочетания, текстов других колыбельных песен не знают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные – самые древние песни человечества, обладающие огромной силой. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя – ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была для него оберегом. В современном мире колыбельная песня тоже имеет огромное значение в жизни ребенка.
В своей работе я постаралась ответить на поставленные мною вопросы и сделала следующие выводы:
1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.
2. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.
3. Колыбельные – это первые уроки русского языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать ее содержание.
3. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
Мороз Иванович
Сочини стихи, Машина
Просто так
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"