Кырыымпа (скрипка)- исконно якутский инструмент, изобретён якутскими предками на основе охотничьего лука и тетивы в начале 20 в.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.15 КБ |
![]() | 2.12 МБ |
Кырыымпа - якутская скрипка
Выполнил: Сережа Павлов
ученик 4Б класса СОШ № 26 г. Якутска
Руководитель: Михайлова Ю.Н.
учительница начальных классов
Якутск - 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ Кырыымпа – якутская скрипка (теоретическая часть) Практическая часть Заключение Использованная литература | 3 4 8 9 9 |
Введение
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Народное инструментальное творчество - неотъемлемая часть национальной культуры народа саха. Оно представляет духовное богатство народа, помогают раскрыть его безграничные возможности.
Кырыымпа меня заинтересовала тем, что этот инструмент является якутской скрипкой, а я с 6 лет занимаюсь музыкой и умею играть на скрипке.
Актуальность работы обусловлена с возрождением традиции игры на национальном инструменте.
Цель – научиться играть на кырыымпе.
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой, собрать фотоматериал.
2. Изучить историю, происхождение, строение инструмента.
3. Освоить технику игры на кырыымпе.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части, вывода, списка литературы. Она изложена на 9 страницах. Работа выполнена на персональном компьютере с помощью программ «Microsoft Word», «CorelDRAW», доклад сделан на «Microsoft PowerPoint».
Кырыымпа – якутская скрипка
(Теоретическая часть)
Каждый народ создал самобытные музыкальные инструменты. По мере роста культуры постепенно обогащался и инструментарий: одни инструменты веками сохранялись и частично дошли до нас в «первобытном» виде, другие развивались, совершенствовались, третьи – забывались и исчезали. Музыка в процессе развития требовала соответствующих средств выражения, а новые, более совершенные инструменты в свою очередь оказывали воздействие на музыку, способствовали ее дальнейшему росту. Особенно этот процесс происходит в наши дни.
Традиционный инструментарий якутов достаточно разнообразен: хомус (варган), кырыымпа (скрипка), тансыр (домбра), кылысах (балалайка), кюпсюр (барабан), дьа5а, дюнгюр (шаманский бубен), табык и т.д.
Рис. 1. Якутские народные инструменты.
Среди струнных музыкальных инструментов саха можно выделить кырыымпу - якутскую скрипку, на которой исполнитель наигрывает популярные народные напевы. Существует 2,3,4-струнные кырыымпы.
Якутский кылысах-кырыымпа изобретен нашими предками на основе военного или охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. Говорят, в старину кырыымпа была в каждом доме, и каждый уважающий себя мужчина должен был уметь играть на ней.
Кырыымпа, по утверждению М.Н. Жиркова – это исконно якутский музыкальный инструмент. Ее старое название «кылысах» созвучно с названием туркменских скрипок - «кыйах» и «геджак». К тому же термин «кылысах» у народа саха применяется и в певческом искусстве, а воспроизвести его можно только на струнно-смычковом безладовом музыкальном инструменте.
Происхождение слова «кылысах» видно из самого значения слова, которое состоит из двух корней «кыл» и «сах». Согласно словарю Э.К. Пекарского кыл – это волос конского хвоста или гривы, который мог служить струной. Сах - обозначает удар по какому-нибудь предмету вскользь, например, удар огнивом по кремнию. Следовательно, дословный перевод слова «кылысах» - «по струне ударяй вскользь». Именно при такой игре на инструменте, которую можно выразить музыкальным термином стаккато (играть отрывисто) и глиссандо (играть скользя) можно воспроизвести звук, называемый в якутском пении – кылысах.
Создавалась кырыымпа как аналог человеческого голоса. Якутским мастерам удалось синтезировать тембр человеческого голоса и кырыымпы. И можно сказать, что этот инструмент поет на якутском языке.
В «Атласе музыкальных инструментов народов СССР» (Москва, 1963.г.) о якутском инструменте написано: «Кырыыппа – четырехструнный смычковый инструмент, так называемая «Якутская скрипка». Корпус долбленый, шейка и головка изготовляются из одного куска. Дека деревянная, прикрывает корпус и шейку. В деке несколько небольших резонаторских отверстий… Струны из крученого конского волоса прикрепляются из головки к невращающим колкам. Натяжение струн производится с помощью «барашков». Кырыыппа, кырыымпа – искаженное русское слово скрипка.
Якуты делают корпус инструмента из лиственницы, ели и осины, а деки - из дерева и кожи. Толщина деки, её распределение и материал, из которой сделан инструмент, в той или иной степени определяют силу и тембр звука.
Корпус моей кырыымпы имеет форму сэргэ (коновязь) с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Такое строение корпуса разумно с точки зрения акустики и в смысле удобства игры. «Талия» необходима для того, чтобы исполнитель мог, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах.
Раньше струны кырыымпы были из конских волос, а сейчас используют скрипичные струны. Расположение струн противоположно скрипичным. На моей кырыымпе 3 струны: справа налево «ля», «ре» и «соль».
Смычки бывают в виде лука, натянутого конским волосом, или похожие на скрипичный.
50-е годы ХХ века можно считать самыми благоприятными годами в истории кырыымпы. В те времена почти в каждом районе республики звучал смычковый национальный инструмент в исполнении самодеятельных исполнителей. В 1946 году талантливый мастер П.И. Деляев сделал и подарил заслуженному деятелю РСФСР М.Н. Жиркову кырыымпу. Звук инструмента настолько поразил якутского композитора, что он решил использовать кырыымпу в качестве музыкального сопровождения партий в опере «Нюргун Боотур» в 1947 году.
Были и другие талантливые мастера-исполнители: Иаким Дмитриевич Избеков, Илья Михайлович Неустроев, Алексей Иннокентьевич Михайлов и другие. Александр Иванович Чахов собрал богатейший материал по фольклору и музыке и описал технологию изготовления якутских народных инструментов. Он в своей книге о якутских старинных музыкальных инструментах пишет, что в настоящее время у кырыымпы пропадает национальный колорит, т.е. кылысах.
Но книги - это не все. В своей родной Усть-Татте Чахов А.И. воспитал ученика-преемника. Теперь имя мастера Николая Афанасьевича Аяннитова - Айанньыта известно всей республике.
В селе Бердигестях, находящегося в 184 км от столицы Республики Саха (Якутия) г. Якутска, успешно работает мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Мастерская носит имена четы художников по образованию, замечательных народных мастеров Василия Авксентьевича и Марии Васильевны Мохначевских, в 70-е годы ХХ века создавших в Горном районе целый оркестр народных якутских инструментов, гремевший на всесоюзном уровне. Директором является Парфенов Марк Сидорович, ныне носящий звание Отличник культуры РС (Я).
Сегодня в мастерской плодотворно работают 8 мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, пятеро из них имеют звание «Народный мастер» РС(Я). Перенявший мастерство талантливых народных умельцев, ученик Мохначевских и их племянник Тихон Тихонович Дьячковский начал обучать молодых мастеров. Серьезную помощь в обучении и подготовке кадров оказал музыкальный мастер Алексеев В.Н., приглашенный из г. Москвы.
Старинные секреты не исчезли во тьме веков. Они живут. И будут жить до тех пор, пока живет на свете народ саха.
Герман и Клавдия Хатылаевы являются музыкантами, которые играют на якутских музыкальных инструментах, в значительной степени ушедших из практики. Их техника и стиль, сочетание новаторства и традиции показывают на новые формы музыкального выражения истории и культуры народа.
Практическая часть.
Для осуществления третьего пункта своей задачи я одолжил кырыымпу у заведующей отделением фольклора Детской Школы Искусств г. Якутска. Ознакомился со строением инструмента. Оказалось, что большой разницы между скрипкой и кырыымпой нет, так как данный инструмент является более классическим вариантом. Отличие заключается в том, что на ней три струны вместо четырех и они расположены в обратном порядке, чем скрипичные.
В освоении приемов игры на кырыымпе для скрипача особой трудности нет. Небольшое неудобство испытывается при технике исполнения. Кырыымпу держат во время игры в вертикальном положении, упирая о колено.
Звук инструмента немножко неясный и гнусавый, но передает национальный колорит произведению.
Спору нет, что на кырыымпе нельзя извлечь скрипичных звуков, но с таким же правом можно сказать, что и на скрипке нельзя исполнить тех аккордов, которые легко берутся на национальном инструменте.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
- В кырыымпе отразилась характерная национальная самобытность, которая и составляет всю прелесть и неповторимость звучания якутского народного музыкального инструмента.
- В настоящее время кырыымпа возрождается и завоевывает не меньшую популярность, чем хомус.
Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо расширять музыкальный кругозор, знакомиться с творческой культурой других тюркских и нетюркских народов и т.п. В свою очередь, рано или поздно это послужит сохранению собственного исполнительского «лица» на фоне многообразной палитры различных инструментальных исполнительских традиций, сохранению и развитию неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.
Использованная литература:
Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Якутск. 1993 г.
Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Гос. муз. изд. 1963 г.
Весенняя гроза
Рисуем акварельное мороженое
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Три загадки Солнца