• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей

Опубликовано Санникова Татьяна Петровна вкл 30.10.2012 - 5:23
Автор: 
Соргоева Алина

 

Движение - это жизнь. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и уже с малых лет надо детей приучить вести активный образ жизни.О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности учебного труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий); ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);появляется чувство усталости.  Для снятия этих признаков мы рекомендуем провести физкультминутку. Проведение физкультминуток на уроке - дает возможность для освобождения от напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшению кровообращения, работоспособности и улучшению эмоционального состояния детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_muzykalnyh_fizkultminutok_na_emocionalnoe_sostoyanie_detey.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей

Соргоева А. учащаяся Средней общеобразовательной школы №26

Движение - это жизнь. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и уже с малых лет надо детей приучить вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки -50-60%, плоскостопием - 30%. Состояние здоровья наших учеников в начале 2004 г. было: 1 группа здоровья - 3 %, 2 группа здоровья - 82%, 3 группа здоровья - 14%. Состояние здоровья наших учеников в конце 2006 г. стало 1 группа здоровья - 0%, 2 группа здоровья - 87%, 3 группа здоровья - 10%, 4 группа здоровья - 3 %. Налицо ухудшение здоровья учеников нашего класса.

Причин плохого здоровья детей множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Жома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальным или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а "ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет". А в школе детям приходится долго сидеть за партой. Учебная работа требует сохранения вынужденной позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.

О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:

снижение продуктивности учебного труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);

ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

появляется чувство усталости.

Для снятия этих признаков мы рекомендуем провести физкультминутку.

Проведение физкультминуток на уроке - дает возможность для освобождения от напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшению кровообращения, работоспособности и улучшению эмоционального состояния детей.

Цель нашей работы: выявить влияние физкультминуток на развитие эмоционального состояния детей.

Гипотеза: Использование музыкальных физкультминуток во время учебных занятий (на перемене) положительно влияет на эмоциональное состояние учеников в течение уроков.

Предмет исследования: эмоциональное состояние детей.

Объект исследования: ученики начальных классов.

Задачи исследования:

Изучить литературу по проблеме.

Составить комплекс музыкальных физкультминуток и комплекс упражнений, снимающих стресс.

Исследовать влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей в ходе обучения.

Этапы исследования:

Подготовительный этап. цель: составить комплекс музыкальных физкультминуток.

Основной этап. - Констатирующий эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние детей. Формирующий эксперимент. Цель: проведение музыкальных физкультминуток во время уроков. Контрольный эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Методы исследования:

- наблюдение;

- ведение дневника эмоционального состояния детей;

- анкетирование.

Опытно-экспериментальная база:

- 4"Е" класс школы №26 г.Якутска;

- 3 класс Национальной гимназии.

Подготовительный этап.

В работе использован комплекс упражнений кандидата психологических наук Сиротюк Аллы Леонидовны, г. Тверь. Составила комплекс музыкальных физкультминуток, к некоторым из них написала музыку и разработала дневник наблюдений.

Музыкальные физкультминутки помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Физкультминутки должны быть простыми по мелодии и ритму.

Это позволяет ребенку быстро запомнить музыкальные физкультминутки, точно организовать свои движения и контролировать их выполнения.

Упражнения для физкультминуток подобраны таким образом, что их можно использовать с детьми разного возраста. Комплекс упражнений учитывает не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно-образовательные задач.

Комплекс музыкальных физкультминуток направлен на решение следующих задач:

Повышение эмоциональное состояние детей;

Улучшение здоровья детей;

Повышение работоспособности детей;

Развивают чувство ритма и музыкальный слух;

Развивают координацию речи с движением.

Основной этап.

Результаты констатирующего эксперимента: 42% детей - после 4-5 уроков настроение сохраняется, 15 % - улучшается, 44 % - ухудшается.

Основной эксперимент: в течение 10 дней во время уроков проводила физкультминутки. Контрольный этап: каждый день проводила наблюдение за эмоциональным состоянием одноклассников (каждый ребенок до и после уроков выбирал лица, которве соответствовали его эмоциональному состоянию), провела анкетирование.

Заключительный этап.

Результаты наблюдения за эмоциональным состояние учеников 4-е класса школы №26, где проводились физкультминутки:

Стабильное эмоциональное состояние - 67% от общего количества детей;

Нестабильное эмоциональное состояние - 33%.

Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием учеников 3-го "Е" класса Саха-гимназии, где не проводились физкультминутки:

Стабильное эмоциональное состояние - 60% от общего количества детей;

Нестабильное состояние - 40%.

Результаты анкетирования:

Нужно ли проводить физкультминутки во время урока?

100% - "да".

Польза физкультминутки.

46% - необходимо для умственного развития и улучшения памяти;

27% - необходимо для общего развития ребенка;

12% - для развития мышц;

12% - для восстановления работоспособности;

12% - снимает усталость;

8% -для улучшения почерка;

4% - для хорошей учебы;

4% - для развития координации.

Поднимает ли физкультминутка ваше настроение?

89% - "да".

Какая физкультминутка тебе понравилась?

48% - "все физкультминутки", 19% - "Если нравится тебе, то делай так", 19% - "Для развития полушарий", 14% - "Разные".

нравится ли тебе музыкальная физкультминутка7

49% - "с музыкой", 22% - "с музыкой и без", 19% - "без музыки".

п/п

Стабильное эмоциональное состояние

Нестабильное эмоциональное состояние

1

Результаты контрольного эксперимента основной группы

42%

58%

2

Результаты эксперимента основной группы

67%

33%

3

Результаты контрольной группы

60%

40%

Вывод: Детям нужна физкультминутка, и им нравится музыкальная физкультминутка. Итого наша гипотеза подтвердилась.


Поделиться:

Кто грамотней?

Прекрасная химия

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Сказки пластилинового ослика