• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проек. Создание музыкального инструмента "Шум дождя"

Опубликовано Дедюрина Алла Владимировна вкл 13.01.2013 - 22:17
Дедюрина Алла Владимировна
Автор: 
Павел Латманизов, ученик 4 "Б" класса

 

 

Музыкальный инструмент "Шум дождя", творческий проект Павла Латманизова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Портфолио творческого проекта "Шум дождя"562 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУНОШ №453

Колпинского района

 Санкт-Петербурга

Творческий проект по музыке

Тема: Создание музыкального инструмента

 «Шум дождя» в русских традициях

Выполнил:

Ученик 4 класса «Б»  Латманизов Павел

Под руководством:

 педагога по музыке и театру Дедюриной Аллы Владимировны

2012 год

Тема:

Создание музыкального инструмента

«Шум дождя» в русских традициях

Актуальность

 Учёные считают мурлыкание кошки источником её долголетия: естественные низкочастотные вибрации благотворно влияют на работу организма. Такой же особенностью обладает музыка, но не любая, а максимально приближенная к природному звучанию. Такого эффекта можно добиться либо благодаря гениальности композитора и исполнителя (например, исцеляющая сила музыки Моцарта официально признана медиками), либо с помощью музыкальных инструментов из натуральных материалов, издающих звуки, близкие к природным (ветра, дождя, воды).

Я задумался, как создать такой инструмент?

 Проблема ( противоречие)

Я изучил материал  о музыкальных инструментах имитирующих звуки природы, которые могут влиять на настроение у человека. Самое большое впечатление на меня произвел инструмент, который называется «шум дождя». Этот инструмент очень древний и впервые был изготовлен ацтеками из засушенного кактуса. Иглы кактуса были воткнуты внутрь полости кактуса, а семена использовались как наполнитель для музыкального эффекта. С помощью этого инструмента совершались шаманские обряды. Колдуны и шаманы с помощью звуков данного инструмента входили в транс и вызывали дождь. Мне кажется, что изменять погоду с помощью только музыкального инструмента невозможно, а вот изменять настроение и даже физическое состояние человека вполне реально. Мне захотелось создать музыкальный инструмент с такими широкими возможностями. Я знаю, что  в нашей местности не растет бамбук, но мне очень захотелось создать музыкальный инструмент, который тоже бы передавал шум дождя.

 Мои предположения.

 Я выдвинул предположение, что бамбук можно заменить полой трубкой от стебля растения, которое  в народе называется «борщевик», а вместо большого количества мелких камушков можно использовать крупы (например: гречу, пшено, горох). Думаю, что у меня все получится, если в полом стволе борщевика, я установлю палочки, о которые будут постепенно биться гречневые зерна, при переворачивании стебля сверху вниз и наоборот. Стук падающих   зернышек создаст иллюзию капающей воды как во время ливня или сильного дождя

Цель работы:

 Создать музыкальный инструмент имитирующий звуки природы

 своими руками.

Задачи:

  1. Изучить материал в специальной  литературе и интернете,  о музыкальных инструментах имитирующих звуки природы, а так же материалы из которых они могут быть  изготовлены.
  2. Воплотить идею создания музыкального инструмента своими руками:
  1. Составить план работы, сфотографировать каждый этап работы и технологию изготовления музыкального инструмента.
  2. Продумать дизайн музыкального инструмента, предусмотреть материалы, которые могут понадобиться для работы.
  1. Познакомить ребят из нашей школы  с интересным материалом о музыке природы и технологией создания музыкального инструмента своими руками.
  1. Подготовить речь  для защиты проекта.
  2. Создать презентацию для ребят нашей школы, которая будет отражать результаты моей работы.

 Теоретическая часть

  1. ЧАСТЬ

  Все народы хранят предания о природно-божественном происхождении музыки. К примеру, по ацтекским легендам, музыка – дар, принесённый на Землю богом неба Тескатлипока и богом ветра Кетцалькоатлем.
Ценность музыки человек познал очень давно, недаром все священные обряды древности сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Например, с помощью щипкового инструмента кантеле карелы и финны передавали накопленную предками философию бытия. Барабан в виде усечённого конуса ашико (в переводе – «свобода») в Западной Африке сопровождал обряды инициации (посвящения) и общения с предками. Якутский тюнгур, казахские асатаяк и дангыра, абхазская апхьарцу («то, чем побуждают идти вперёд») не только обслуживали ритуалы, но и заменяли медицинские инструменты: с их помощью излечивали тяжелобольных. Прикасаться к таким музыкальным инструментам имели право только старейшины и шаманы. Именно с табу связано столь узкое распространение этих чудесных вещей, они дошли до нас только как экзотика.

 Одним из самых древних считается диджериду – духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Он первоначально использовался для вхождения в транс во время ритуалов, так как звучал на одной ноте и имел большой диапазон тембра. Очень важно, что первые диджериду были нерукотворными: кусок ствола эвкалипта с выеденной термитами сердцевиной. Но чтобы найти такую заготовку, надо было обладать особым состоянием сознания. Найденную трубку обрабатывали пчелиным воском, украшали традиционными росписями и изображениями животных-тотемов.


Позже диджедиду стали изготавливать из бамбука. Древние племена сохранили легенду о происхождении диджериду. Мир сотворили божества ванджина – он им приснился. После творения мира ванджина ушли с Земли в духовный мир, а людям оставили дар – диджериду. Звучанием этого инструмента создаётся особое пространство (окно или коридор), через которое ванджина могут приходить в мир людей по их зову. Особое состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего, получило название Время сновидений. Позже оно осознавалось как чувство единения с природой, между людьми и со своим внутренним миром – то есть гармония. Старейшины аборигенских родов говорят, что волшебные звуки диджериду трогают сердца людей, зовут их вспомнить общее духовное и земное наследство.
Много общего с диджериду имеет чрезвычайно популярный эзотерический (то есть тайный, понятный только посвящённым) музыкальный инструмент под названием шум дождя. Это шуршащий инструмент с протяжным долгим звуком, как шум дождя или песка. Создаётся этот звук медленным движением зёрен, пересыпающихся в трубке с преградами.




Ещё один инструмент, пользующийся популярностью у ценителей экзотики, – джембе, западноафриканский барабан в форме кубка с открытым низом и широким верхом, обтянутым мембраной из козьей кожи. Считается, что джембе обладает тремя духами: дерева, животного и мастера. Вообще, с точки зрения физики, основа музыкального инструмента – резонатор (столб воздуха, струна, колебательный контур или что-то другое, способное запасать энергию в виде колебаний). Так инструмент может передавать самые разнообразные тончайшие вибрации, в том числе и эмоциональные. Именно поэтому говорят, что в инструменте живёт душа дерева (природы), мастера и музыканта. Запасённую положительную энергию инструмент при звучании способен отдавать окружающему миру. Сейчас джембе – один из самых популярных необычных сувениров, использующихся при оформлении интерьера в этническом стиле.


У японцев широко распространено музыкальное приспособление суйкинкуцу («пещера водяного кото»). Оно устанавливается обычно рядом с рукомойником в садах, где проходит традиционное чаепитие. Когда гости моют руки, из-под земли возникают мелодичные звуки, которые доставляют наслаждение и успокаивают, настраивая на философский лад. Секрет – в зарытом в землю и наполненном разными камешками перевёрнутом кувшине: приспособление так тонко настроено, что резонанс от попадающей на днище воды напоминает звон колокольчиков.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить ставшие уже привычными для нас оригинальные сувениры – музыкальные подвески (ветерок, музыка ветра), появившиеся в роли ударных музыкальных инструментов. Это связка мелких предметов, создающих перезвон при дуновении ветра. При их изготовлении используются твёрдые звонкие материалы: стекло, пластик, дерево, металл, камешки, ракушки. Звук также зависит от длины и ширины элементов. В фэн-шуй (в переводе «ветер-вода») есть целая система подбора нужного звучания для подвески. Ветерок – не только эффектный элемент декора, но и эффективное антистрессовое средство.





Современному человеку трудно оставаться в гармонии с природой, поэтому не иссякает его интерес к этнической древности. Размещение в современном интерьере эзотерических музыкальных инструментов – это возможность создать звуковые вибрации, благотворно влияющие на душу и тело, успокаивающие, подавляющие агрессию, проясняющие разум (древние не просто так считали, что звук трещотки прогоняет злых духов – он избавляет человека от злых мыслей). 

 Происхождение музыкального инструмента «Шум дождя» в различных литературных и  Интернет-источниках трактуется по разному. Наиболее часто авторы упоминают Перу и Чили.

 

 Палка дождя, дождевая палка, дождевая флейта, посох дождя, дерево дождя, рейнстик — всё это его названия. Нам его оставили на память древние ацтеки, с его помощью они пытались вызывать  дождь в засушливую пору.

Изначально берется  ствол длинного кактуса, предварительно высушенного на солнце. Иглы  кактуса втыкались в ствол по спирали, а  семена засыпались во внутрь. Пересыпающийся внутри ствола  наполнитель издает шуршащее звучание, напоминающее шум дождя, поэтому инструмент в давние времена использовали  индейцы в шаманских ритуалах.

В последствии дерево дождя продавали в  Америке как сувенир, но все же звучание инструмента привлекло внимание музыкантов, и инструмент стали использовать в музыке этнического и фольклорного  характера.

Играя на дереве дождя, исполнители используют несколько основных приемов игры. Чаще всего дерево дождя медленно переворачивается в вертикальной плоскости. Наполнитель при этом перемещается сквозь перегородки и издает звук похожий на шум дождя. Меняя угол наклона инструмента и скорость вращения, можно менять характер звучания, можно дерево дождя вращать только вокруг оси, можно просто встряхивать, как шейкер, и создавать ритм мелодии. 

  1. ЧАСТЬ

Прошли века, но технология, по которой изготавливается дерево дождя, не изменилась, правда для изготовления инструмента в ход пошли разнообразные материалы. Теперь встречается корпус, изготовленный из  дерева, пластика, картона. В качестве перегородок  также используют подходящие иглообразные предметы такие, как зубочистки или гвозди. В качестве наполнителя подходят не только семена  кактуса, но и зерна, бисер, камешки и другие мелкие предметы, что значительно разнообразило звучание инструмента. Каждое дерево дождя звучит индивидуально, поскольку звучание находится в зависимости: какова  длина  корпуса, его диаметр, частота перегородок и крутизна спирали, по  которой они размещены, каков объём сыпучего наполнителя и его материал.

 Я живу в России, и для моего  музыкального инструмента не подойдет  технология изготовления из кактуса или бамбука. Также, я считаю, что украшать такой инструмент нужно символами и знаками русского происхождения. Например,  очень интересной мезенской росписью, которая  символична и несет в себе зашифрованный смысл о природных явлениях и мироустройстве. Вот, что мне удалось узнать:

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.




Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.


Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.


Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.


Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).


Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.


Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полу стертое изображение именно такого уникального древа.

 

Практическая часть


Изготовление музыкального инструмента «Шум дождя»

Нам понадобятся:

  1. высохший ствол борщевика  с полым стволом длиной не менее 50 см и диаметром от 3 см.
  2. зубочистки
  3. крупы (греча, горох, пшено)
  4. плотная бумага
  5. тесьма или толстые нитки
  6. ножницы, кисти
  7. гуашь
  8. мебельный лак

План работы:

  1. На некотором расстоянии от края ствола проткните его стенку зубочисткой .
  2. Воткните зубочистку до упора в противоположную стенку, на небольшом расстоянии и чуть ниже воткните следующую. Они должны  располагаться по спирали вдоль столба.
  3. Срезаем ножницами выступающие концы зубочисток.
  4. Спираль должна пройти вдоль всего столба: тогда внутри  него образуется преграда, наподобие винтовой лестницы.
  5. Закройте один из концов плотной бумагой и закрепите ее тесьмой или нитками.
  6. Засыпьте в ствол немного крупы и, закрыв рукой не заклеенный конец, проверьте, какой получается звук. Мелкие зерна (пшено) дадут сплошной звук. Крупные (греча, горох) — более отрывистый.
  7. Когда подберете звук, закройте  второй конец плотной бумагой.
  8. Окрасьте ствол борщевика красной гуашью, дайте высохнуть.
  9. Нанесите символичные узоры дождя и солнца из мезенской росписи черной гуашью.
  10.  Покройте получившееся изделие мебельным прозрачным лаком, дайте высохнуть.
  11.  Музыкальный инструмент «Шум дождя» готов, наслаждайтесь.

 Тезаурус

 Ацте́ки (асте́ки[1]) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

 

Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

 

  Транс  (от фр. transir — оцепенеть) — ряд изменённых состояний сознания (ИСС),[1] а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.

Транс (англ. trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными чертами стиля являются: темп от 128 до 145 ударов в минуту, наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.

Вероятно, стиль произошел от слияния техно, хауса, и эмбиента. Транс получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.








Список литературы

Мама находила для меня информацию в этих книгах.

  Введение в этническую психологию: Г. Г. Шпет — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2010 г.- 160 с.

  История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Редакторы А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник — Москва, Институт психологии РАН, 2010 г.- 784 с.

  Основы этнической психологии: Ю. П. Платонов — Москва, Речь, 2003 г.- 464 с.

  Популярная этнопсихология: Н. Ю. Нежурина-Кузничная — Москва, Харвест, 2004 г.- 384 с.

 


Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Упрямый зяблик

Пустой колос голову кверху носит

Осенняя паутина

Спасибо тебе, дедушка!