• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

СРАВНЕНИЕ БЫЛИНЫ «САДКО» С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО»

Опубликовано Арутюнян Елена Николаевна вкл 25.09.2013 - 19:27
Арутюнян Елена Николаевна
Автор: 
Кабанова Александра гимназия №21 3 «В» класс

Работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».

Цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sashina_rabota.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Городское научно-практическое соревнование   школьников

«Юниор 2010»

Секция «Литературоведение»

 СРАВНЕНИЕ БЫЛИНЫ «САДКО» С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО»

                                       

                                                 Автор работы:

                                                        Кабанова Александра

                                                        Гимназия №21  3 «В» класс

                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                  Арутюнян Елена Николаевна

                                  учитель начальных классов

                                             МОУ «Гимназия № 21»                                                              

                                                     Кемерово 2010

Оглавление.

  1. Введение.                                                                                                        3
  2. Глава1                                                                                                            

Былина «Садко», её особенности                                                                4

  1. Глава2

Опера «Садко»

3.1 Римский-Корсаков – офицер и композитор                                         6

  1.  Создание и постановка оперы «Садко»                                               7
  1. Заключение                                                                                                  10
  2. Использованные источники                                                                       11

                                                           

                                                            Введение

Наша работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».

Мы ставили цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».

Былины – эпические песни о событиях древней Руси. Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов.

Термин «былина» вошёл в обиход в 30-е годы 19 века. Былины были источником изучения жизни русского народа до письменного периода. Существуют разные точки зрения на создателей былин: одни считают, что это были дружинные певцы, другие – скоморохи, третьи- калеки перехожие, четвёртые – крестьяне.

Особенностями поэтики былин является развёрнутый сюжет, картины природы, портретные зарисовки, прямые характеристики героев, их прямая речь (диалоги и монологи).

Велико значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, красотой и могуществом. Былины направлены на развитие самосознания русского народа.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим в эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуешь меча, не вырежешь ложки.

 Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях  с товарами, о споре и об увеселениях. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве первых городов – за городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля. Сказатели поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Терема расписаны на удивление. Сколь ни ценны эти черты давнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа.

                                                Глава1

                        Былина «Садко» и ее особенности

В былине «Садко»  новгородским гусляром Садко пренебрегли купцы – три дня подряд они не зовут его на пир, но игра на гуслях полюбилась морскому царю. Он помог гусляру взять верх над купцами. Садко разбогател, выиграв в споре лавки с красным товаром. И тут занесся, возгордился Садко – решил,  что стал богаче Новгорода, но ошибся. Да и как было одному, даже самому богатому, спорить с самим Новгородом?! Сколько не скупал товаров Садко, а « Втройне товаров принавезено,

      Втройне товаров принаполнено…»

Тогда сказал себе Садко: «Не я, видно, купец богат новгородский – побогаче меня славный Новгород!»

 Идея былины «Садко»: изображение жизни и быта Новгородского купечества.

             В своё время В.Г.Белинский проницательно заметил, что былина о Садко – не что иное, как торжественное прославление – «апофеоз» Новгорода. Богатства Господина Великого Новгорода, торговавшего «со всем белым светом», восхищали былинных певцов: они не пощадили даже своего любимого героя, когда тот посягнул на новгородскую славу. Достоинство родной земли певцы берегли, защищая от посягательств, исходивших, от кого бы то ни было. И в Садко, помимо удали и мастерской игры на гуслях, певцы чтили приверженность к родной земле. Каких только богатств не сулил гусляру морской царь на дне океана – моря, но садко предпочел всему возвращение домой.

Садко манил широкий морской простор, ему нравился плеск волн, разрезаемых ладьей, но милее был мирный звон колоколов софийского собора и шум торговых новгородских площадей. Ненавязчиво, но очень ясно высказана любовь к родному краю.

 Другой  главный герой былины -  Морской царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Второстепенные персонажи: купцы, дружина, Микола Можайский, жена Садко.

Былина богата художественно-изобразительными средствами.

Эпитеты: сине море, гусельки  яровчатые, добрый конь, буйна голова, красна девица, белы руки, уста сахарные, красный товар, палаты белокаменные.

Сравнения: полетел, как чёрный ворон, голова, как куча сенная.

Сказочные слова: бел-горюч-камень, рыба-золоты перья, чудо чудное, раным – рано.

Гипербола: На небе Солнце – и в палатах Солнце,

                    На небе Месяц – и в палатах Месяц,

                    На небе Звёзды – и в палатах Звёзды.

 Троекратный повтор: Садко три раза ходил к Ильмень-озеру, три раза закидывал тоньку в Ильмень-озеро, три раза скупал товары, три раза откупался от Морского царя.

Былина написана былинным стихом. Часто встречаются устаревшие слова: дружина хоробрая, корабли черлёные, почестен пир; устаревшие глаголы – езживал, плачивал, попаивал.

          Глава 2                                                

        2.1 Николай Андреевич Римский-Корсаков – офицер и композитор

              «Начиная с поворота на юг (невдалеке от Азовских островов)… небо более и более глубоким, все сильнее и сильнее веяло теплом, и, наконец, мы вступили в полосу севера – восточного пассата, и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками… Дивный… днем цвет океана сменялся фантастическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось. Какое сияние Млечного пути с созвездиями Южного креста» - так в 1893 году писал профессор  Петербургской консерватории, прославленный композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Он вспоминал о событиях своей юности. Тогда, в далеком 1862 году, восемнадцатилетний гардемарин Николай Римский – Корсаков впервые вступил на палубу клипера «Алмаз».  939 дней он исправно нес морскую службу, совершил кругосветное плавание и вернулся домой уже не гардемарином, а мичманом.

              Родился Николай Андреевич 6 марта 1844 года в городе Тихвине. В семье потомственных морских офицеров. Будущее  Николая было определенно еще при его рождении – он должен был стать морским офицером. Так что о музыкальных успехах мальчика не заботился никто – ни его родители, ни учителя, ни он сам.

20 августа 1856 года Николай был принят в Морской корпус. В этот период Ника брал уроки фортепиано. Мальчик давно пытался писать музыку, теперь под руководством учителя он начал сочинять новые пьесы: марш, скерцо, вариации, ноктюрн. Сочинение музыки все больше увлекает его…

Кругосветное путешествие, морская служба, а через 30 лет вдруг – прославленный композитор. К началу XX века Римский – Корсаков – автор множества музыкальных произведений.

2.2. Создание и постановка оперы«Садко»

В 1867 году, появилась симфоническая картина  «Садко» на сюжет новгородской былины. Как писал А.Н.Серов «Эта музыка… переносит нас в глубь волн – это что–то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя выразить ничего подобного». Он восхищен умением Римского – Корсакова «живописать при помощи музыки».

В конце 90-х годов  возвращается к «Садко». Новгородскую былину о Садко любил с молодых лет. Он считал, что это «лучшая и значительная былина новгородская…там все время налицо седая русская языческая древность и элемент волшебный, сказочный, фантастический». Главный герой оперы Садко – певец-гусляр. Именно поэтому музыку оперы пронизывает песенность – лирические плясовые, величальные песни, народные причитания, колыбельная, свадебная. И вместе с тем удивительна роль речитатива - былинного сказа или распева. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Римский – Корсаков использовал их в опере  как самый подходящий инструмент - для подыгрывания словам. Множество персонажей, большие разнохарактерные сцены, переплетение реального и выдуманного объединено в опере настолько мастерски, что сам композитор считал, что все это «находится между собой в полной гармонии». Создается эта гармония и благодаря замечательной оркестровой зарисовке «Океан – море синее». На сцене живет мир вольного Новгорода – красочный, полный былинной поэзии и былинных чудес. Из вод Ильмень – озера выходила с подружками  Морская царевна, полюбившая Садко за его песни, это была сама таинственно прекрасная царевна Волхова. В струящемся, как зеленоватая морская вода, наряде, с русалочьим лицом, раскосыми глазами и ускользающей улыбкой. Садко и грустит и торжествует, он удалой гусляр, победивший богатеев, не веривших ни в мечту, ни в неведомое, ни в смелый замысел. «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту.

«Садко» впервые поставили в декабре 1897 года в Московской русской частной опере, хозяином которой был С.И.Мамонтов. Савва Иванович Мамонтов был крупным  промышленником, покровителем артистов,  художников, музыкантов. В 1885 году Мамонтов  основал Московскую частную оперу. Он пригласил в нее молодых талантливых певцов. Именно они стали первыми исполнителями нового произведение Римского – Корсакова. В опере исполняли партии Ф.И.Шаляпин, Н.И. Забела. Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны.  Эскизы костюмов и декораций выполняли самые известные художники. Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара. Однако в последние годы театры не проявляют к ней внимания.

                           

                                        Заключение

В опере, в отличии от былины, больше главных героев : Садко, морская царевна Волхова, купцы,  дружина, морской царь, жена Садко. И множество сцен с народом - пиршество, танец морских царевен на берегу озера, сцена на пристани, царство морского царя, встреча Садко из плавания.

Римский-Корсаков значительно изменил начало «Садко». В былине  Садко бедный гусляр, которого не приглашают на пир и он обиженный уходит на берег Ильмень – озера. Играет на гуслях, игра настолько понравилась морскому царю, что он ему помогает стать богатым, выиграть спор.

В опере Римского – Корсакова, Садко состоятельный, его приглашают на пир. После пира он так же приходит  на берег Ильмень – озера, но видит прекрасных лебедей которые превращаются в морских царевен. Он видит прекрасную царевну Волхову, он восхищен, очарован ею.  И он жестоко обижает свою жену, отвергая ее. А она мучимая вопросом любит или нет,  его ждет.

А заканчивается и опера и былины возвращением Садко на берег, из царства морского царя.

Римский – Корсаков обогатил былину, наполнил ее красочностью, многоцветием, он как художник раскрасил былину разными голосами, красками. Создал множества сцен. В опере произошел синтез былины и придуманного. Эти дополнения лучше раскрывают образ Садко, его характер. То он веселый гусляр на пиру, то очарованный морской царевной. То жестоко обидевший бедную жену или предстаёт богатым, зазнавшимся, и не помнящим добра от морского царя, и в конце предстают любящим родную земля веселым гусляром.

Каждое произведение и былина и опера красивы и поэтичны. Несмотря на отличия и схожесть они не затмевают друг друга и остаются значительным вкладам в русской культуре.

                                                   Использованные источники

          1.Былина. Русские народные сказки.  Древнерусские повести. М.,  «Детская литература» 1989.

2.С.С.Белоусова . Русская музыка второй половины XIX века.  М., «РОСМЭН» 2003.

3.И. Ф. Кунин. Николай Андреевич Римский – Корсаков. М.,  «Музыка» 1983.


Поделиться:

За чашкой чая

Швейня

Сказка об одной Тайне

Фильм "Золушка"

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?