• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Кристоф Виллибальд Глюк и его оперная реформа

Опубликовано Мамушкина Ольга Ивановна вкл 20.06.2014 - 19:44
Мамушкина Ольга Ивановна
Автор: 
Григорян Сусанна

Беседа о композиторе.

Рассказ о его биографии, оперном творчестве и в особенности - об оперной реформе.

 

Ссылка на презентацию - https://yadi.sk/d/9FO1j_yHUG4of

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glyuk.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о композиторе

«Кристоф Виллибальд Глюк и его оперная реформа»

Ученицы II курса

Детской музыкальной

школы №2 г.Подольска

Григорян Сусанны

(руководитель – преподаватель

теоретических дисциплин

Мамушкина О.И.)

Подготовка: Презентация с материалами о композиторе, ноутбук, проектор, экран.

Ход мероприятия:

Слайд 1:

Здравствуйте, дорогие друзья, любители классической музыки. Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о творчестве замечательного композитора XVIII века. Его имя - Кристоф Виллибальд Глюк.

Вспоминаем  великого композитора мы еще и потому, что в 2014 году отмечаем 300-летие со дня его рождения.

Слайд 2:

Посмотрите на портрет композитора и запомните этого светлого, улыбчивого музыканта с необычайно добрым взглядом. Годы его жизни – с 1714 по 1787.

Слайд 3:

Мы запоминаем Глюка как великого немецкого композитора эпохи Просвещения, который вошел в историю музыки прежде всего как основоположник нового оперного стиля, яркий реформатор оперы.

Слайд 4:

Глюк родился в городке Эрасбах, который ранее принадлежал Австрии, а теперь принадлежит Германии. Отсюда – споры о происхождении композитора. Детство мальчика прошло в частых переездах: отец служил лесничим то в одном, то в другом дворянском угодье.

В 1717 г. семья обосновалась в Чехии. Средств к существованию было мало, и мальчику приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям сына, который был старшим в семье.

Слайд 5:

Но уже с детства начала проявляться тяга Глюка к знаниям, благодаря которой он позднее стал одним из самых образованных людей своей эпохи. Он занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). 

Слайд 6:

14-летним подростком Глюк ушел из дома, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением и мечтая получить хорошее образование. По окончании иезуитской коллегии в Комотау в 1731 г. он поступил в Пражский университет, где стал изучать философию, богословие, древние языки. Его музыкальным наставником в эти годы был Богуслав Черногорский, имеющий прозвище «Чешский Бах».

Слайд 7:

Ко времени первого приезда в Вену  в 1736 году Глюк уже был разносторонним музыкантом — певцом, виолончелистом, скрипачом, клавесинистом, органистом и композитором. Благодаря этому он стал Домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене.

Слайд 8:

В 1737 году на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане. Композитор согласился. (КАПЕЛЛА - Хор певчих, а с XVIII в. - смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах)

Слайд 9:

За четыре года, прожитые в Италии, Глюк сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини, стал его учеником, а позднее — близким другом.

Появились первые оперы Кристофа Виллибальда:

26 декабря 1741 г. придворный театр «Реджио-Дукаль» в Милане с большим успехом открыл новый сезон оперой «Артаксеркс» Глюка на текст знаменитого либреттиста Пьетро Метастазио, вдохновлявшего своей поэзией многих композиторов XVIII в. (АРТАКСЕРКС - почетный титул персидских царей)

Слава Глюка начала быстро расти. На следующий год Глюк сочиняет музыку на либретто Пьетро Метастазио «Демофонт» (ДЕМОФОНТ – по одной версии, мифологический сын Тесея, по другой – сын царя Келея).

Затем одна за другой в городах Северной Италии ставятся новые оперы Глюка на античные и мифологические сюжеты: «Тигран» — в Кремоне, «Софонисба» и «Ипполит» — в Милане, «Гипермнестра» — в Венеции, «Пор» — в Турине.

В ноябре 1745 г. Глюк приезжает в Лондон, сопровождая князя Ф. Лобковица. Премьера двух его опер, скомпонованных  из ранее сочиненной музыки  - так называемых «пастиччо» — «Падение гигантов» и «Артамен» — прошла без особого успеха. Зато Глюк познакомился с Генделем, творчество которого произвело на него большое впечатление. 

Слайд 10:

В 1748 году в Вене, куда Глюк вернулся, в придворном театре с пышным великолепием прошла премьера «Узнанной Семирамиды». Опера принесла композитору подлинно большой успех.

Следующей оперой Глюка стала «Аэцио» — ее заказал в Праге для своей труппы Джованни Баттиста Локателли (итальянский антрепренёр - т.е. владелец частного театра). Глюк заключил новый оперный контракт с труппой Локателли.

Но в 1750 г. 36-летний композитор вступил в брак с 18-летней Марианной Пергин — дочерью богатого венского купца. Солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему всецело посвятить себя творчеству. Семья окончательно обосновалась в Вене, Глюк выезжал теперь только для присутствия на премьерах своих опер в других городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.

Летом 1752 г. Глюк пишет на либретто Пьетро Метастазио оперу «Милосердие Тита» для театра «Сан-Карло» в Неаполе, что приносит ему большой успех. После триумфального исполнения «Тита» в Неаполе Глюк возвращается в Вену общепризнанным мастером итальянской оперы-сериа (опера-сериа — буквально «серьезная опера», то есть опера на героический или мифологический сюжет).

Творчеством Глюка заинтересовался принц Йозеф фон Хильдбургхаузен — фельдмаршал и музыкальный меценат. Фельдмаршал пригласил Глюка возглавить в качестве «концертмейстера» музыкальные «академии», еженедельно проводившиеся при его дворце, и скоро под руководством Глюка эти концерты стали одним из наиболее интересных событий музыкальной жизни Вены (КОНЦЕРТМЕЙСТЕР – руководитель группы инструментов). Выдающиеся вокалисты и инструменталисты считали честью для себя выступить здесь.

В 1756 г. Глюк отправился в Рим для выполнения заказа знаменитого театра Арджентина: ему предстояло написать музыку к либретто все того же Пьетро Метастазио «Антигона». В то время выступление перед римской публикой для любого оперного композитора было серьезнейшим испытанием.

К счастью, «Антигона» имела в Риме очень большой успех, и Глюку был пожалован орден «Золотой шпоры» — древний по своему происхождению знак поощрения выдающихся представителей науки и искусства.

Слайд 11:

В то время 50-летний маэстро был автором множества опер, написанных в традиционном декоративном стиле, когда искусство певцов-виртуозов достигло своей вершины, а связь музыки с драмой была утрачена. Казалось, композитор, всю жизнь работавший в этом русле, не сможет открыть в музыке новые горизонты...

И вот на рубеже 1760-х годов в его произведениях появились отступления от условного оперного стиля. Сначала в опере «Оправданная невинность» (1755) намечается отход от принципов, господствовавших в итальянской опере-сериа: непременно возвышенный, трагический сюжет, герои — цари или полководцы. За ней следует балет «Дон Жуан» на сюжет Мольера (1761) — еще один предвестник оперной реформы.

Глюк понял, что основными в опере должны стать музыка, развитие сюжета и театральное действо, а вовсе не артистичное пение, подчиненное единому шаблону.

Первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи, стала опера «Орфей и Эвридика».

Слайд 12:

Премьера «Орфея и Эвридики» в Вене в  1762 г. положила начало оперной реформе:

  • Речитатив построен так, чтобы на первом месте был смысл слов.
  • Партия оркестра подчинялась общему настроению сцены.
  • Поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические качества, и пение объединилось с действием.
  • Техника пения существенно упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для слушателей.
  • Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и настроение последующего действия.
  • Хор превратился в непосредственную составную часть течения драмы.

Разгадка чудесной неповторимости «Орфея и Эвридики» прячется в ее «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые подобно ариям итальянской школы пленяют своей мелодической красотой и завершенностью.

Слайд 13:

В 1767 году Глюк завершает «Альцесту» (либретто Р. Кальцабиджи по трагедиям Еврипида). Гражданская тема здесь проводится через конфликт между общественной необходимостью и личными переживаниями.

В 1774 г. Глюк переезжает в Париж. Здесь, в атмосфере предреволюционного подъема, его оперная реформа получила завершение.

Под влиянием французской театральной культуры родилась опера «Ифигения в Авлиде» (по Расину). В следующей опере «Армида», написанной в 1779 г. (либретто Ф. Кино), Глюк «старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом». Он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в «Армиде» переплетается с фантастическими картинами.

И, наконец, удивительная «Ифигения в Тавриде», сочиненная в том же 1779 г. (по Еврипиду): Конфликт между чувством и долгом выражен в ней в психологическом плане.

Слайд 14:

Эти пять оперных шедевров образуют новый стиль в музыкальной драматургии XVIII в., вошедший в историю под названием оперной реформы Глюка.

Высокие страсти и острые драматические столкновения разрушили идеальную упорядоченность и изящество придворного оперного стиля.

Каждое отступление от ожидаемого Глюк аргументировал глубоким анализом движений человеческой души. Рождались смелые музыкальные приемы, которые предвосхитили искусство «психологического» XIX века.

Прогрессивные усилия Глюка внедрялись в практику не просто: началась так называемая война пиччинистов (сторонников старых оперных традиций) и глюкистов.

Судя о новаторстве Глюка с исторической отстраненностью, можно убедиться в том, что он бережно сохранял те художественные приемы, которые вырабатывались в оперном театре на протяжении предшествующего полуторавекового периода и образовали «золотой фонд» его выразительных средств.

В музыкальном языке Глюка очевидна преемственная связь с выразительной мелодичностью итальянской оперы, с изящным инструментальным стилем французской лирической трагедии. Однако «истинная цель музыки», на его взгляд, состояла в том, чтобы «дать поэзии больше новой выразительной силы».

Стремясь с максимальной полнотой и правдивостью воплотить в музыкальных звуках драматическую идею либретто, композитор отвергал противоречившие этому декоративные приемы. «Не на месте примененная красота не только теряет большую часть своего эффекта, но и вредит, сбивая с пути слушателя, который не находится уже в расположении, нужном для того, чтобы с интересом следить за драматическим развитием», — говорил Глюк.

Новые выразительные приемы композитора максимально расширяли драматические возможности музыки.

  • В вокальных партиях появились речевые, декламационные интонации, противоречившие «сладостной» плавной мелодичности старой оперы, но правдиво отражающие жизнь сценического образа.
  • Исчезли замкнутые статичные номера - появилась композиция крупного плана, построенная по сценам, способствующая сквозному музыкальному развитию и подчеркивающая музыкально-драматические кульминации.
  • Оркестровая партия стала участвовать в развитии образа, раскрылись драматические возможности инструментальных звучаний.

В оперной и инструментальной музыке разных стран Европы внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы оперное и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, ораториальное искусство позднего Гайдна. Очевидна преемственность между Глюком и Бетховеном.

Слайд 15:

В 1779 г. Глюк возвратился в Вену, где и провел последние годы жизни. Он скончался 15 ноября 1787 г. и был похоронен на одном из окрестных кладбищ. Впоследствии прах великого композитора был торжественно перенесен на центральное городское кладбище, где покоятся выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.

Слайд 16:

Таким образом, Кристоф Виллибальд Глюк нам запоминается как великий немецкий композитор – классик, автор более 40 опер, положивший начало оперной реформе в музыке.


Поделиться:

Круговорот воды в пакете

Что такое музыка?

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Смородинка