• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательский проект по теме "Исследование особенности восприятия и слушательской трансформации художественного образа инструментальных произведений"

Опубликовано Сизова Аделия Леонидовна вкл 29.03.2015 - 6:33
Сизова Аделия Леонидовна
Автор: 
Никонова Анна

В современном мире все большую популярность завоевывают синтетические виды искусства, соединяющие различные эффекты и образы-символы. Пространство, компьютер, лазерное проецирование, цвет, костюмы и хореография, символическое изображение предметов самыми разными спецэффектами на фоне музыкальных композиций - вот что завораживает современного зрителя, что еще раз доказало открытие 21 Олимпийских игр в Ванкувере. Как подобрать соответствующей музыке цвет, как подобрать соответствующую музыку сюжету, как выявить ассоциативные связи между разными предметами - тема нашего исследования. Спецификой восприятия художественного образа в музыке является индивидуальность. Музыкальный образ проявляет себя в наших ассоциациях. Именно в них искусство обретает конкретное образное воплощение. Изучение ассоциативных связей предметов и явлений является актуальным, т.к. формирует сознание ученика как личности, умеющего дать собственную аргументированную оценку, развивает воображение, навыки сравнительного анализа, воспитывает активного слушателя. "Культура - это индивидуальная история восприятия жизни" (Э.Платонова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_nikonova_anna.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 13 г. Нижневартовска         

2009-2010 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 13

«Исследование особенности восприятия и слушательской трансформации художественного образа инструментальных произведений»

Авторы:

Никонова Анна – 7 Б класс

Руководитель: Сизова А.Л.,

учитель музыки

Нижневартовск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. План проведения исследования                                                3

Глава II. Методика проведения исследования                                              5

Глава III. Результаты исследования                                                        6

Выводы                                                                                               10

Библиография                                                                                       12

Сопроводительный материал: - карта впечатлений                                     13

                                                    - запись звучания прелюдии на диске                                        

Глава I. План проведения исследования

В современном мире все большую популярность завоевывают синтетические виды искусства, соединяющие различные эффекты и образы-символы. Пространство, компьютер, лазерное проецирование, цвет, костюмы и хореография, символическое изображение предметов самыми разными спецэффектами на фоне музыкальных композиций – вот что завораживает современного зрителя, что еще раз доказало открытие 21 зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Как подобрать соответствующий музыке цвет, как подобрать соответствующую музыку к сюжету, как выявить ассоциативные связи между самыми разными предметами – тема нашего исследования.  Спецификой восприятия художественного образа в музыке является индивидуальность. Музыкальный образ проявляет себя в наших ассоциациях.  Именно в них искусство обретает конкретное образное воплощение. Изучение ассоциативных связей предметов и явлений является актуальным, т.к. формирует сознание ученика как личности, умеющего дать собственную аргументированную оценку предмету или явлению, развивает воображение, навыки сравнительного анализа, воспитывает активного слушателя.  

Цель: определение соотношения объективного и субъективного при ассоциативной трансформации музыкального образа на примере си бемоль мажорной  прелюдии С.В.Рахманинова.

Задачи:         

- проанализировать материалы по изучаемой проблеме, представленные   в работах музыковедов, психологов, в том числе и электронных;

- разработка инструментария и его апробация  

- организовать и провести учебное исследование с группой учащихся

- представить результаты исследования для внутренней и внешней экспертизы

Работа проводилась по следующему плану:

  • 1 этап – теоретический: изучение научной и учебной литературы, а также материалов, представленных в электронных формах.
  • 2 этап – практическое исследование: составление плана проведения исследования, отбор методов, разработка процедуры проведения и инструментария;
  • 3 этап – аналитический: статистическая обработка и анализ результатов исследования; подготовка презентации.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретических источников, ученическое исследование, контекстный анализ, переинтонирование в иную художественную модальность, статистическая обработка результатов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении карты впечатлений, как составляющей учебно-дидактического комплекса, на уроках музыки в начальной школе.

Глава II. Методика проведения исследования

Объектом  исследования является процесс восприятия учащимися 7 и 2 классов

Предмет исследования:  слушательская интерпретация музыкального образа Прелюдии Си бемоль мажор С.В.Рахманинова  в другую художественную модальность

Для исследования была выбрана методика «Ряд ассоциаций», предполагающая две формы организации: - эссе по заданным параметрам, для учащихся 7 класса

- работа с картой впечатлений, для учащихся 2 класса

Эссе по заданным параметрам: группе учащихся 7 класса было предложено прослушать Прелюдию Си бемоль мажор С.В.Рахманинова и в виде творческой работы ответить на 2 вопроса:

- с каким временем года можно сравнить музыкальный образ прелюдии

- подобрать 3 слова-настроения музыки.

Ожидаемый результат: По мнению музыкальных критиков, художественный образ прелюдии связан со стремительным движением воды «…ее звуки переливаются, журчат, бегут и рассыпаются брызгами, они как водный поток…», а значит субъективно, в работах учащихся, может проявиться это бурное движение.

 Форма исследования с учащимися 2  класса представлена в виде карты  впечатлений.  Данная карта представляет отражение первичных впечатлений от услышанного. Она облегчает процесс вербализации, дает возможность отследить логику мыслей и чувств.  Исследование по выбранной методике предполагает вариативность ассоциативного ряда, понимание которого обусловлено жизненным опытом, энциклопедическими знаниями.

Ожидаемый результат: Предложенный ряд ассоциаций отражает жизненные впечатления и познания младших школьников  и направлен на развитие навыка сравнительного анализа.  Предполагается,  что, ответив на ассоциативный  ряд,  ученик трансформирует музыкальный образ в другие плоскости явлений мира, проявит фантазию и воображение, подготовится к активному восприятию музыкального образа произведения.

Глава III. Результаты исследования.

Эссе по заданным параметрам:

В исследовании принимали участие 18 учащихся, из них на первый вопрос сравнили:

Из чего видно, что 15 человек обратили внимание на теплое время года (весна, лето), и лишь 3 человека не смогли ощутить теплоту за бурным потоком звуков.

16 человек испытуемых в пояснениях к первому вопросу описали движение: бег человека по лужицам, игра ветра, полет птиц «…машут крыльями, играя перегоняют драг друга» (Ушакова Ксеня), купание «…дети играют в речке плескаясь и смеясь» (Котелкин Александр). 4ч. (из 16) ощутило движение весенней воды: капель, ручьи, бурное таяние снега.  2ч. восприняли музыку, как осенний проливной дождь, грозу.

2ч. не пояснило действие,  обозначив только временное сравнение.

На второй вопрос (подобрать 3 слова-настроения музыки) 17 человек подобрали слова отражающие общее настроение прелюдии: игривая (4ч.), радостная (6ч.), веселая(4ч.), задорная(3ч.), энергичная(2ч.), бурная, шумная, переливающаяся, воздушная, счастливая, ритмичная.

Выводы: из  работ учащихся в форме эссе по заданным параметрам видно, что 16 учащихся восприняли в музыке обобщенный образ движения, как жизненного явления, и субъективно представили свое видение образа, происходящего. Учащиеся подобрали логичные словесные характеристики, отражающие характер и настроение прелюдии. 3 человека затруднились в выполнении работы.

Работа с картой впечатлений: в исследовании принимали участие 22 человека, учащиеся 2 класса.

1 ряд ассоциаций – цвет.

13 человек отметили темное звучание, 10 – светлое. Выводы: отметив бурное звучание не все дети  смогли ощутить его радость.

2 ряд ассоциаций – температура.    

В пояснениях, данных одним  словом для характеристики тепла,  присутствуют слова солнце, загорать, расцветает, жарко, греет.

Холод – мороз, зима, метель, сильный ветер, кораблекрушение, буря. Некоторые слова описывают конкретный образ (солнце, кораблекрушение, зима), а не ощущения.  Несмотря на то, что не все ученики второго класса понимают определение температуры, и какие состояния бывают, слова пояснения 11 учащихся  приближены к воплощенному образу произведения.

3 ряд ассоциаций – стихия.

Вода – играет, волны, океан, море, ручей, капли, дождь

Земля – поле, цветут цветы

Воздух – летит, метель, ветер

Огонь – пожар, костер, сильный огонь

 Все слова несут образный характер, и в каждом присутствует признак действия.

4 ряд ассоциаций – животный мир

Животные – медведь (4 чел.), лиса, лебедь, слон, собака, кошка.

Насекомое – паук

Птица – орел, ласточка, голубь, порхает, летает

Рыба – малюск, дельфин, плавает

Не все ассоциации совпадают по признакам с характером музыки. Но такие образы как медведь, слон, паук, орел – могут быть отражением образа прелюдии.

5 ряд  - геометрическая фигура

17 человек услышали резкость звуков, сопровождаемых быстрым темпом, фрагментарно в музыке звучало и плавное проведение мелодии. Поэтому 5 человек все-таки остановились на волне.

Выводы

В ходе исследования особенности восприятия музыкального образа было подтверждено присутствие объективного и субъективного при слушательской интерпретации.

-  учащихся 7 класса восприняли в музыке обобщенный образ движения, как жизненного явления, и субъективно представили свое видение образа, происходящего. Учащиеся подобрали логичные словесные характеристики, отражающие характер и настроение прелюдии. 3 человека затруднились в выполнении работы.

- работа по карте впечатлений показала, что - отметив бурное звучание, дети не смогли ощутить его радость.

- не все ученики второго класса понимают определение температуры, и его состояния, однако слова пояснения 11 учащихся приближены к воплощенному образу произведения.

- Все слова несут образный характер, и в каждом присутствует признак действия.

- Не все ассоциации совпадают по признакам с характером музыки. Но такие образы как медведь, слон, паук, орел – могут быть отражением образа прелюдии.

- 17 человек услышали резкость звуков, сопровождаемых быстрым темпом, фрагментарно в музыке звучало и плавное проведение мелодии. Поэтому 5 человек все-таки остановились на волне.

Выполнение работы по карте впечатлений выявило сложность второклассников в определении признака предмета и соотношении его с музыкой. Зато дало возможность зафиксировать  впечатление, обобщить свои познания в заданных областях, проявить индивидуальность.

Результатом исследовательской работы является разработка инструментария, входящего в учебно-дидактический комплекс начальной школы по предмету музыка,  для проведения анализа художественного образа инструментальных произведений.

С результатами нашего исследования были ознакомлены учащиеся 2 и 7 параллелей МОСШ № 13 на уроках музыки. Материалы исследования помещены на школьном сайте для информирования общественности.

 

Библиография

  1. Маслова Л.П. Педагогика искусства
  2. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности / Кандидатская диссертация, Екатеринбург, 2005
  3. Шишигина Е. Музыкальные формы и жанры. Прелюдия /  журнал «Музыка и ты», Москва,  Советский композитор, 1989
  4. Школяр В.А. Содержательный анализ инструментальных сочинений на уроках музыки в школе / Теория и методика музыкального образования детей. Москва, Флинта Наука, 1999
  5. Эстетика словарь
  6. Сайты Интернета: www. bestreferat.ru  «Музыкальный образ»

www.icompas.ru  «С.В.Рахманинов»

Приложение 1

Карта впечатлений.

Отметьте галочкой            подходящие понятия

Допишите Свои  впечатления

1.

2.           Тепло                                   Холодно

3.        Вода                Земля                      Воздух                       Огонь

4.        Животное               Насекомое                 Птица                  Рыба

5.  


Поделиться:

Позвольте, я вам помогу

Лист Мёбиуса

Мост Леонардо

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Рисуем осень: поле после сбора урожая