• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Карл Черни.Этюды

Опубликовано Коваленко Людмила Михайловна вкл 15.11.2015 - 3:27
Коваленко Людмила Михайловна
Автор: 
Ильтимирова Кристина, студентка 2 курса исполнительского отделения (фортепиано) ГБОУ РБ Салаватский музыкальный колледж

Внеклассная работа по междисциплинарному курсу МДК .01.01 Специальный инструмент (фортепиано), выполненная с использованием интернет ресурсов.

Содержание работы включает сведения о Карле Черни - австрийском пианисте, композиторе и педагоге, его вкладе в инструктивно-педагогическую литертатуру для фортепиано.

Материал об основном назначении этюдов Черни дополнен предпринятой попыткой самостоятельно охарактеризовать и сформулировать исполнительские задачи одного из  этюдов -  соч. 299 № 10 Фа мажор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассная работа с использованием интернет ресурсов64.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Башкортостан

Салаватский музыкальный колледж

Carl Czerny.jpeg

КАРЛ  ЧЕРНИ, ЭТЮДЫ

Внеклассная работа по междисциплинарному курсу

«специальный инструмент» (фортепиано)

cтудентки II курса Ильтимировой Кристины.

Выполнено с использованием интернет ресурсов.

Преподаватель Коваленко Л.М.

Салават 2015

Карл Черни / Carl Czerny

КАРЛ ЧЕРНИ

(1791 – 1857)

Карл Черни – австрийский пианист и композитор чешского происхождения;  считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.

Родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни,  ставшего первым учителем Карла. Музыке начал учиться  с 5 лет.  Под руководством отца в 9-летнем возрасте начал концертировать. Бетховен, услышав игру мальчика, предложил давать ему уроки; занятия продолжались с перерывами более 10 лет. В этот же период учился также у И.Н.Гуммеля и Муцио Клементи. Уже в детстве Карл отличался исключительной памятью, позволявшей ему играть наизусть основные произведения тогдашнего фортепианного репертуара.

Концертную деятельность вёл до 24 лет: Людвиг ван Бетховен доверил ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции. Однако его исполнительская деятельность заслуживает внимания пропагандой творчества Бетховена. По словам Листа, в 20-е годы, когда большая часть сочинений этого композитора была для многих загадкой, Черни только его музыку и играл, притом очень хорошо.

Современники рисуют Черни простым, скромным человеком, по внешности напоминавшим школьного учителя. Он был образован, знал семь языков. Жил преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).

 Как педагог Черни  пользовался известностью уже с 15 лет, а к  середине XIX века считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие.

Черни был необыкновенно плодовитым композитором. По словам Лешетицкого, его учитель создавал музыкальные произведения с такой же скоростью, как пишут письма и диктанты.  Написал много произведений для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), сочинений для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни для одного и нескольких голосов и музыкальные номера для спектаклей драматического театра. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано; в некоторых из них использованы чешские народные мелодии («Вариации на оригинальную чешскую тему»; «Чешская народная песня с вариациями»). Многие произведения Черни остались в рукописи (хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене).

Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Доменико Скарлатти, а также клавираусцуги опер, ораторий, симфоний и других оркестровых произведений.

В творчестве Черни сочетались черты классицизма и салонного романтизма.  

ЭТЮДЫ

Вклад Черни в инструктивно-педагогическую литературу для фортепиано особенно значителен. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепианной игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сборник «Большая фортепьянная школа» ор. 500 содержит ряд ценных методических указаний и развёрнутое дополнение, посвященное вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений.

  • 100 прогрессивных этюдов и октав, ор. 139
  • 110 легких и прогрессивных упражнений, ор. 453
  • 125 упражнений в пассажах, ор. 216
  • 125 этюдов, ор. 261
  • 24 упражнения, ор. 777
  • 24 фортепианных этюда для левой руки, ор. 718
  • 30 новых технических этюдов, ор. 849
  • 6 октавных этюдов, ор. 533
  • Большая фортепианная школа, ор. 500
  • Ежедневный упражнения, ор.337
  • Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермер. Часть1-2
  • Подготовительные этюды, ор. 636
  • Практические упражнения для пальцев, ор.802
  • Школа беглости. Этюды для фортепиано, ор. 299
  • Искусство беглости пальцев, ор. 740
  • Школа левой руки, ор. 399
  • Этюды для начинающих
  • Юный пианист, ор. 823
  • 160 восьмитактовых упражнений, ор. 821
  • Школа легато и стаккато, ор. 335
  • Школа виртуоза, ор. 365
  • Школа полифонической игры, ор. 400

Громадное наследие фортепианно-инструктивной литературы Карла Черни включает произведения различной трудности. Оно широко используется и в настоящее время. Наиболее легкие этюды сборника «Избранные этюды» под редакцией  Генриха Гермера используются в репертуаре детских музыкальных школ. Продолжением этого сборника в педагогической практике обычно служит «Школа беглости»  ор. 299. Лучший этюдный сборник композитора – «Искусство беглости пальцев» (точнее – «Искусство законченной пальцевой техники») ор. 740.

Создавая свои инструктивные этюды и упражнения, Черни стремился к максимально ясной постановке технической задачи, исключая все, что могло затруднить ее выполнение.

Основное назначение этюдов Черни – выработка пальцевой техники, являющейся лучшим средством для овладения виртуозностью. Они призваны помочь исполнителям овладеть безотказной пианистической техникой. Много внимания уделяется гаммообразным последованиям, коротким, ломаным, длинным арпеджио, а также и другим фортепианным формулам.

Исполнение этюдов не должно быть чисто механическим, игру необходимо связывать с художественными задачами. Поэтому в быстрых последованиях следует уделять внимание  различным видам туше и динамическим оттенкам, мотивному строению и фразировке, общему «тону» высказывания и характеру этюда.

ЭТЮД № 10, ор. 299

        Фа мажор        

Авторская ремарка Molto allegro, метроном = 66. Размер 6/8, движение полутактами. Характер  звучания  отличается легкостью и изяществом.

Партии  рук четко дифференцированы: мелодия у правой, сопровождение у левой руки.

Предназначен для развития беглости пальцев левой руки. Фигурации 32-ми нотами напоминают «альбертиевы басы», играются с использованием бокового движения кисти. Встречается разновидность с задержанным басовым звуком (такты 21, 23), а также иная фигура, исполнение которой предполагает круговое движение кисти (такты 25 – 30) с осью то в 3-м, то в 4-м  пальце. В завершающем этюд пассаже (левая рука) используются короткие арпеджио с интонационным движением к нижней ноте.

В процессе разучивания полезно все играть насыщенным звуком, чтобы почувствовать  устойчивость и цепкость кончиков пальцев. По мере увеличения темпа звук облегчать, движения минимизировать.

Мелодия (партия правой руки) очень выразительная, широкого дыхания, приобретает то  черты скерцозности  (такты 6 - 8), то распевности (такты 13 – 16). Кульминация изложена октавами, звучность вырастает до ff (такты 17 – 21). К концу этюда необходимо делать динамическую филировку, затем к последнему аккорду быстро выполнить crescendo.

Этюд небольших размеров (30 тактов). Условно  делится на два крупных раздела: 13 тактов + 17 тактов.  Тональный план содержит как модуляции (1 раздел модулирует в тональность доминанты), так и отклонения по типу секвенции: в ре минор (9 такт), в До мажор (10 такт).

Этюд интересен сочетанием инструктивных и художественных задач.

Литература и интернет-ресурсы

  • Айзенштадт С.А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. – М., Композитор, 2010.
  • Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, часть 2. – М., Музыка, 1988.
  • Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. – Л., 1978.
  • www.artofpiano.ru – сайт о фортепиано, фортепианной музыке и пианистах, аудио записи исполнения композиций (в т.ч. этюдов Черни);
  • www.belcanto.ru – статья о К.Черни;
  • www.wikipedia.org -  свободная энциклопедия, К Черни;
  • www.piano-sheets.ru – форум пианистов (ноты, видео уроки)

Поделиться:

Акварель + трафарет = ?

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Ель

Цветение вишни в лунную ночь

Рисуем подснежники гуашью